Чтение как источник патриотизма



Чтение как источник патриотизма

oboznik.ru - Чтение как источник патриотизма

oboznik.ru - Чтение как источник патриотизма

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. 

Достоевский Ф. М. 

На пресс-конференции организаторов и участников конкурса "Патриот России - 2013" 25 октября 2013 года отмечалось, что тема патриотизма в представленных работах за год стала шире, сделан вывод, что патриотизм по-настоящему возможен через национальную самоидентификацию и великое русское слово

Запомнилась интересная, простая и одновременно глубокая мысль, прозвучавшая в ходе обсуждения проблемных вопросов патриотического воспитания. В чем ее суть? 

Ребенок, растущий  и быстроразвивающийся, берет от жизни то, что считает главным и складывает как бы в "рюкзак" и потом несет его за своей спиной, чтобы в будущем, по необходимости доставать это накопленное и использовать, применять в своей деятельности. Так формируется поведение, мировоззрение, отношение к миру, к людям. Так, с малых лет закладываются ценностные коды. Логично, что "вещи для рюкзака", будут взяты из окружающего мира, из всего когда-либо увиденного, услышанного и прочитанного. 

Из всего того, что формирует процесс познания человека. Конечно, в окружающем мире не все так ясно и гладко, как хотелось бы. То, что видится и слышится не всегда отражает действительность, а, в множестве случаев, специальным образом искажается для достижения каких-либо целей. Таким образом, обрастает правда мифами. Часто говорят про информационные войны и идеологическую борьбу. Совершенно очевидно, что именно с этим злом следует бороться обществу, желающему сохранить свою целостность и защитить себя от подобных нападок.  

Сегодня происходят битвы, которые проходят без грохота пушек, а враг, который нам угрожает, не пересекает наши границы явно. Но мы все вовлечены в то, что в православной традиции называется "невидимой бранью". Каждый сегодня участвует в этой брани. Нам предлагают хаос, но мы не должны покупаться на эти рекомендации и участвовать в создании хаоса [4]. В этой мысли есть и образное представление нынешней ситуации, и практический призыв к противодействию против противника на поле "невидимой брани".

А журналистское и писательское сообщество, работающее на патриотическом поприще - сильнейшая армия обладающее силой и изяществом русской словесности для организации основы необходимого информационного противодействия. Творческими силами приобретется и ясность и гладкость, было бы желание работать. Но написать, опубликовать, предложить материал читателю это еще полдела. Еще необходимо желание читать. Здесь имеется проблема, ибо любовь к литературе и ее вдумчивое изучение, любовь к чтению вообще для многих вчерашних школьников заканчиваются после сдачи единого государственного экзамена. Если про 2013 год говорить еще рано, то в 2012 году почти половина россиян не прочли ни одной книги. Совершенно очевидно то, что здесь требуются  совместные усилия педагогов, родителей, прививающих любовь к чтению, преподнося читательский навык как важную ценность. Только тогда "рюкзаки" будут наполняться багажом настоящих знаний и опыта, подаренных авторами в разные времена и эпохи. 

В свою очередь и журналисты, используя свои таланты многим могут привлечь внимание и помочь вызвать желание к чтению, помочь выбрать то, что стоит читать. Проблема выбора стоит всегда. Причем парадокс состоит в том, что чем больше выбор, тем сложнее выбирать. Кроме того, в нынешнее время этот парадокс, спроецированный на стремительность течения времени в "информационный век" порождает некоторую поверхностность чтения и поэтому, в определенной степени, его бесполезность. Но если помочь увидеть то великое, что у нас есть, то выбор будет очевиден.

Что читать? Как читать? Как правильно распознать мысль автора? Литературы современной сейчас много, но какую стоит читать? Что такое искусство чтения? Какую литературу стоит признать источником для патриотического воспитания? Над ответами на эти вопросы предлагаем поразмыслить коллегам, вспомнить великих русских (да и зарубежных) авторов и таким образом, мы считаем, что тему патриотизма возможно еще более расширить в СМИ. В образной связке "чтение - рюкзак - патриотизм" видится еще одна частица скрытого мобилизационного ресурса для дальнейшего возрождения национальных символов РоссииНа этой идее мы открываем рубрику "патриотическое чтение" имея к ней самый большой интерес.

 Патриотизм взрастет там, где люди обогатят свою память всем, что создано лучшими умами родной страны. Взрастет там, где уважается и почитается книга и так он приобретет силу для противоборства на поле "невидимой брани". Как отмечает А.Н. Чумиков,  отличительные черты отечественного патриотизма – миролюбие и добросердечие [6]. Где, как не в книгах возможно настроиться на тональность этого добра, найти ответы на многие вопросы.

Книга - необычайно сложное общественное явление. В ней сливаются воедино мысль и слово, наука и искусство, духовная жизнь отдельного человека и всего общества. С ней неразрывно связаны вопросы идеологии, эстетики, информации. У нее своя производственная база, своя техника, своя технология, экономика.  У нее своя история, свои проблемы. В книге весь необъятный мир духовных богатств человечества [2, с.6].

Русское литературное наследие по глубине содержащихся в нем мыслей практически неисчерпаемо и польза от его освещения в СМИ представляется довольно высокой. Стержень идеи в самом чтении (привлечении внимания и интереса к чтению), перечитывании (а без этого немыслимо искусство чтения) и осмысления прочитанного через призму патриотической мысли. Возможно предстоит найти новое в давно известном, или забытом старом и знакомое в еще непостигнутом. И в начале пути преимущество для поисков следует отдавать своему, близкому и родному, до боли забытому. Золотые россыпи мудрости, лежащие на поверхности, но так и не взятые в "рюкзак" с досадой ждут своего часа. Время идет быстро, дети подрастают, меняются взгляды общества, когда-то недочитавшего великое от недостатка информации о нем, от банальной лени, или сомнений ("непринятия своего"), посеянных в ходе известной "информационной борьбы".

Не секрет, что наше общество страдает комплексом неполноценности, какой-то внутренней неуверенностью. В чём причина этого? Какая ложная идея вошла в общественное сознание и отравила его? На причину этого заболевания в XIX веке указал великий русский писатель Ф.М. Достоевский. В «Дневнике писателя» за 1880 год он пишет, что два столетия в высшем обществе культивировалось «презрение к своему и своим», превозносилось всеевропейское, всё же национальное, русское объявлялось дикостью, невежеством и темнотой. Восприняв новейшие европейские идеи, «цивилизация», «прогресс», «социализм», - «мы до того уже оторвались от своей земли русской, что утратили всякое понятие о том, до какой степени такое учение рознится с душой народа русского. Впрочем, русский народный характер мы не только считали ни во что, но и не признавали в народе никакого характера» [1].

oboznik.ru - Чтение как источник патриотизма

Перечитывая с восхищением знаменитый роман "Братья Карамазовы" нельзя не отметить, что одним из истинных  источников нашего родного великого русского слова является Федор Михайлович Достоевский,  русский писатель и мыслитель, имевший под старость заслуженную репутацию "учителя жизни", современниками Достоевский был признан единственным автором-психологом, что подтверждал в свое время культовый философ и филолог Фридрих Ницше [5]. Со дня его рождения Федора Михайловича (11 ноября 1821 года) минуло 192 года. В честь памяти именитого русского мастера слова предлагаем вспомнить и проанализировать небольшой отрывок из романа, который довольно хорошо подходит для демонстрации человечности, человеколюбия и русской души. Конечно, не без доли трагизма и драматизма. Но с этим, пожалуй, эмоциональные переживания становятся только сильнее. Целью такого небольшого пересказа ставим такую, чтобы основные тезисы и выводы из нее попали в упомянутый "рюкзак" и оставались в нем как можно более долго. Это представляется необходимым и возможным в силу того, что в мире Достоевского всегда властвует нравственный закон, не в этом ли сейчас мы испытываем недостаток? Какие его идеи близки нам, и безусловно, патриотичны? Федор Михайлович хотя и много неприглядного увидел в русском народе, но он же и возвеличил русский народ как никто. Он любил народ и видел в нём и отрицательные, и положительные свойства [3]. 

Итак, один из трех братьев (младший) - Алексей Федорович Карамазов,  некоторое время спустя, после смерти его духовного наставника  старца Зосимы, на память сделал записи всего того, что рассказывал ему в разное время старец. 

Забегая немного вперед, заметим, что рассказом Зосимы Федор Михайлович восхищался  книгой с прекрасными картинками, под названием «Сто четыре Священные истории Ветхого и Нового Завета». А теперь, по прошествии 133 лет (1880 г.) со дня выхода в свет "Братьев Карамазовых" это книга вызывала и вызывает восторг миллионов читателей во всем мире. Скептики могут утверждать о том, сколько можно читать и повторять давно известные истины, но мы думаем о том, как нам важно сейчас развивать в СМИ именно эти темы. Именно они и есть крупицы патриотизма, части патриотического воспитания. "Отцы и учители, простите и не сердитесь, что как малый младенец толкую о том, что давно уже знаете и о чем меня же научите, стократ искуснее и благолепнее. От восторга лишь говорю сие, и простите слезы мои, ибо люблю книгу сию!" Простите и вы нас, читатели, за наш восторг великой книгой, на вдохновении от которой хотим сделать небольшой пересказ.

Сведения биографические

Рассказ старца был о Маркеле, его родном старшем брате, по характеру отличавшегося раздражительностью и молчаливостью. В 17 лет он повадился ходить к высланному из Москвы политическому ссыльному, ученому и философу. После зимы ссыльный вернулся на государственную службу в Петербург, а Маркел после бесед с ним стал отвергать Бога, называя бреднями все божественное. После случившейся с ним простуды доктор поставил ему диагноз "скоротечной простуды" со смертельным прогнозом "весны не переживет". Матушка плакала и уговаривала его "причаститься Божиих тайн". Здесь он понял опасность своей болезни и согласился на уговоры матушки, но долго проходить в храм не смог, слег по причине усилившейся болезни. Тем временем его близкие стали замечать дивные в нем душевные перемены, он стал кротким, тихим, радостным и веселым. Понимая скорую смерть, плачущей матери Маркел говорил ободряющие, любезные и неожиданные слова, о долгой жизни и ее радостности. 

oboznik.ru - Чтение как источник патриотизма

Он уверял ее, что "жизнь есть рай и все люди живут в раю, только не хотят признавать этого, а если они то признают, то завтра на всем свете будет рай". и еще что "всякий из нас пред всеми во всем виноват, а я более всех". Его повседневностью стало признание того, как прежде он не ценил людей, говорил слугам о том, что если бы его помиловал Бог, то он стал бы служить им, "ибо все должны один другому служить". 

Он каждодневно умилялся жизни и трепетал любовью. Доктора посвятил в свой вывод о том, что человеку довольно одного дня, "чтобы все счастие узнать". Как жизнеутверждающе и позитивно звучат его слова "Милые мои, чего мы ссоримся, друг пред другом хвалимся, один на другом обиды помним: прямо в сад пойдем и станем гулять и резвиться, друг друга любить и восхвалять, и целовать, и жизнь нашу благословлять". 

Стоит заметить, как в маленьком описании жизни больного человека умещаются великие слова, великое прозрение в радости жизни, в любви и прощении. Своему маленькому брату Зиновию Маркел велел "жить за себя". Возможно, при первом прочтении кем-то будут восприняты слова Маркела с некоторым непониманием и чувства не затронут, но в свое время в каждом человеке они "восстанут и откликнутся"

Воспоминание о юности и молодости старца Зосимы еще в миру

Зиновий 8 лет учился в Петербургском кадетском корпусе, приобрел новые привычки и мнения "что преобразился в существо почти дикое, жестокое и нелепое". Он поведал о своем неуважительном отношении к солдатам, сказано было о том, что офицеры не имели понятия о чести, а "пьянством, дебоширством и ухарством чуть не гордились". Молодой офицер заимел собственный капитал и "пустился  жить в свое удовольствие, со всем юным стремлением, без удержу, поплыл на всех парусах". Таким образом, прожив 4 года, проходя службу в полку в городе К., где его принимали в обществе очень радушно ввиду веселого нрава и небедности. 

Перемены в его душе и жизни в целом начались с привязанности к прекрасной и умной девице, дочери почтенных родителей. 

Себялюбие стало препятствием к тому, чтобы офицер предложил ей руку и сердце (был сделан только намек), ведь показалось, что "тяжело и страшно показалось расстаться с соблазнами развратной, холостой и вольной жизни в таких юных летах, имея вдобавок и деньги". Ослепленный своими достоинствами он  не замечал жениха юной особы, с которым даже встречался в ее доме. Внезапно случившаяся командировка на два месяца разлучила с девушкой, а по прибытию в город Зиновий узнал с помутнением ума, что ее жених стал уже мужем - богатым образованным помещиком из пригорода, имеющим связи в столице. 

Такой факт привнес в его жизнь нетерпимую злобу. Воспоминания о собственных признаниях в любви были мучительны, ведь девушка не останавливала поток признаний Зиновия, что казалось обидной насмешкой над любовными откровениями. Несмотря на просвет в памяти, открывший то, что разговор она все-таки шутливо прерывала и уводила в сторону, Зиновий "запылал отомщением". 

oboznik.ru - Чтение как источник патриотизма

Как верно подмечено великим классиком русской литературы, что человек в подобном состоянии "искусственно зажигает себя", что приводит к его безобразию и нелепости. Как важно и актуально в наше время уметь победить внутри себя подобную "внутреннюю агонию". Такая победа возможна если у человека есть на этот случай своего рода "внутренняя закладка" в "рюкзаке" за плечами, подкрепляющая духовную силу, в нужный момент позволит противостоять нелепому исходу разного рода жизненных событий. 

За день наш современный человек сталкивается с другими людьми не всегда в обстановке, благоприятной для обоюдного дружелюбия. В очередях, на дорогах, в магазинах, в транспорте в государственных учреждениях, повсюду можно заметить как люди по поводу и без него "искусственно зажигают себя" и в сводки новостей попадает безобразие и нелепость…

Выждав время, Зиновий изловчился оскорбить соперника, остроумно и ловко осмеяв его мнение "об одном важном тогда событии". Назревший конфликт вылился в назначение поединка (дуэли) на раннее летнее утро. После этого серьезного решения он почувствовал "нечто как бы роковое". Вечером в безобразии и свирепости он дважды ударил своего денщика Афанасия по лицу.  Такое случалось и раньше, но именно в этот раз имело место зверская жестокость. 

После пробуждения от короткого сна Зиновий отворил окно своей комнаты и его взору предстал великолепный сад, где было тепло и солнечно, "зазвенели птички". На фоне этой красоты он ощутил в душе "нечто позорное и низкое" от того, что вечером им был избит Афанасий, "словно игла острая прошла всю душу насквозь". Самому себе был поставлен вопрос (вонзился в ум) "в самом деле, чем я так стою, чтобы другой человек, такой же, как я, образ и подобие Божие, мне служил?". Это вспомнились слова брата, Маркела и представилась вся правда "что я иду делать?". Ответил сам себе: "убивать человека доброго, ни в чем не повинного, а супругу его тем навеки счастья лишу". 

Внезапное прозрение сподвигло его просить прощения у Афанасия, а по дороге на дуэль он и вовсе пришел в необыкновенный душевный восторг. Добравшись до места и представ перед противником на расстоянии двенадцати шагов он был весел и уже точно знал, что сделает. Первым выстрел лишь оцарапал щеку Зиновия и в свою очередь он "швырком, вверх" выбросил свой пистолет в сторону леса. 

Так он попросил прощения (второй раз после "светлого прозрения") у человека, которого незаслуженно обидел. "Сам я хуже вас в десять крат, а пожалуй, еще и того больше". Секундант напомнил напомнил Зиновию, что стоя "на барьере" стыдно просить прощения, однако он отвоевал достоинство своего поступка, сказав: "после того, как я выдержал их выстрел в двенадцати шагах, слова мои могут что-нибудь теперь для них (противника) значить, а если бы до выстрела, как прибыли сюда, то сказали бы просто: трус, пистолета испугался и нечего его слушать"

Товарищи Зиновия, отчасти осуждавшие произошедшее, увидели в его поступке "нечто оригинальное", а узнав, что он подал в отставку и намерен идти в монастырь и вовсе изменили свое мнение.  Как он сам подметил "полюбили меня вдруг все". 

oboznik.ru - Чтение как источник патриотизма

Кто-то и смеялся над ним, но не злобно, а в обществе женщин по вечерам присутствие Зиновия стало желанным, где старались познать тайну его поведения и послушать речи удивительного человека, источник внезапной мудрости которого утолял жажду познания, слова буквально можно было разбирать на цитаты и афоризмы - "весь мир давно уже на другую дорогу вышел и когда сущую ложь за правду считаем да и от других такой же лжи требуем".

Девушка из-за которой произошел конфликт, обратилась к Зиновию с большим почтением: «Позвольте мне, говорит, изъяснить вам, что я первая не смеюсь над вами, а, напротив, со слезами благодарю вас и уважение мое к вам заявляю за тогдашний поступок ваш».

Так, слова брата Маркела, воспоминания о нем самом и личные переживания на пределе чувств изменили жизнь Зиновия, явились ключом для движения от глупой праздности к мудрости и человеколюбию, духовным движением от зла к добру…

Ф. М. Достоевский считается одним из самых читаемых писателей в мире, своим всечеловеческим сопереживанием и любовью он родной всем людям. Ничто человеческое ему не чуждо, и каждый человек ему дорог [7]. Cозданные им образы неустанно заняты поиском смысла жизни, приводят читателей в восторг от света справедливости, добра и совести, освещающего самые сложные вопросы нравственности. Нельзя не отметить, что в наше время они актуализируются и приобретают особую остроту, а делая общий вывод по выбранной теме хочется сказать, что чтение великих русских книг - это безусловно патриотично. Кстати, сам Федор Михайлович все свое свободное время он отдавал чтению и литературным опытам.

Продолжение следует…

Р.А. ДорофеевВ.В. Головинский, специально для Oboznik.ru

1. И.А. Алексеев. Стать русским — это значит перестать презирать свой народ:[Электронный ресурс] //Radnews URL: http://www.radnews.ru/стать-русским-это-значит-перестать-пр/ (Дата обращения: 05.12.2013).

2. Е.С. Лихтенштейн. Слово о книге. Афоризмы, изречения, литературные цитаты. Изд. "Книга", 1981 г.

3. А. Бериашвили. Сбились мы, что делать нам?:[Электронный ресурс] //Новгородские ведомости URL: http://novved.ru/kultura/26601-sbilis-my-chto-delat-nam.html/ (Дата обращения: 11.11.2013).

4. Патриарх Кирилл рассказал студентам о невидимой войне против России:[Электронный ресурс] //Oboznik.ru URL: http://www.oboznik.ru/?p=27420/ (Дата обращения: 12.11.2013).

5. М. Славская. Объядение, а не литература: 50 проникновенных цитат из произведений Федора Достоевского:[Электронный ресурс] //Вечерняя Москва URL: http://vmdaily.ru/news/2013/11/10/obyadenie-a-ne-literatura-50-proniknovennih-tsitat-iz-proizvedenij-fedora-dostoevskogo-221992.html/ (Дата обращения: 12.11.2013).

6. А.Н. Чумиков. Патриотизм в российских средствах массовой информации: 2009-2013:[Электронный ресурс] //Оboznik.ru URL: http://www.oboznik.ru/?p=28449/ (Дата обращения: 12.11.2013).

7. Преподобный Иустин (Попович). Достоевский – всечеловек:[Электронный ресурс] //Аzbyka.ru URL: http://azbyka.ru/otechnik/?Iustin_Popovich/dostoevskij-o-evrope-i-slavjanstve=15/ (Дата обращения: 12.11.2013).

См. также:

О патриотизме в России

Власть как источник патриотизма

Главная идея и ценность России - патриотизм

Патриотизм - мощный мобилизационный ресурс россиян

Патриотизм как средство противоборства в войнах нового типа

 


Другие новости и статьи

« Первая мировая война 1914-1918 годов - актуальное направление краеведения

Центральноазиатский проблемный плацдарм »

Запись создана: Вторник, 12 Ноябрь 2013 в 18:32 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

Метки: , , , , , , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы