Материальная основа боеготовности войск в условиях аутсорсинга



Материальная основа боеготовности войск в условиях аутсорсинга

oboznik.ru - Материальная основа боеготовности войск в условиях аутсорсинга

В статье рассматриваются вопросы обеспечения национальной безопасности государства, связанные с поддержанием материальной основы боеспособности войск на требуемом уровне за счет качественной организации технического обслуживания и ремонта военной техники и обеспечения войск всеми видами материальных средств, исходя из иностранного и российского опыта внедрения аутсорсинга в материально-техническое обеспечение войск.

The article considers the issue of national security protection in connection with logistic support of troops at the required level by means of proper organization of maintenance logistics and supplying the army with any kind of material resources taking into account foreign and domestic experience of implementation the outsourcing to logistical supporting of troops. Ключевые слова: национальная безопасность государства; аутсорсинг; сервисное обслуживание военной техники. Keywords: national security of the state; outsourcing; service maintenance of military equipment.

Принцип экономного и рационального использования сил и средств материально-технического обеспечения, создания необходимого резерва родился в годы Великой Отечественной войны.

В своих «Воспоминаниях и размышлениях» Маршал Советского Союза Г.К. Жуков пишет: «Как бы ни были хороши замыслы и планы, изложенные на картах, они оставались простой бумагой, если не были обеспечены соответствующими силами и средствами. Успехи кампаний и операций находятся в прямой зависимости от того, насколько войска обеспечены вооружением, боеприпасами, горючим, продовольствием и другими материальными средствами…» [2].

Бывший в годы войны начальником тыла Центрального фронта генерал Н.А. Антипенко в воспоминаниях пишет: «Начальник тыла без резерва, это уже не начальник тыла — это невольный созерцатель надвигающейся трагедии. Израсходованный резерв должен немедленно восполняться» [3]. Поэтому совершенствование функционирования системы материальнотехнического обеспечения, как материальной основы боеготовности войск, рассматривается как аспект национальной безопасности государства.

Основной источник восполнения потерь военной техники (ВТ) в ходе боевых действий, по опыту Великой Отечественной войны и других войн и вооруженных конфликтов, — восстановление ВТ силами войсковых ремонтных органов с привлечением выездных ремонтных бригад от ремонтных органов старшего начальника, предприятий промышленности, которые действовали вблизи переднего края. Именно войсковыми ремонтными органами с привлечением штатных расчетов в боевых условиях будет решаться задача по восстановлению поврежденных образцов военной техники. В настоящее время организация технического обслуживания и ремонта ВТ в силу ряда объективных и субъективных факторов находится в трудном положении. Не лучшим образом обстоит дело и с войсковыми ремонтными органами.

Мы уступаем развитым странам в уровне квалификации и количестве обслуживающего персонала. Качество подготовки наших специалистов находится на уровне 2-3 разряда, зарубежных — на уровне 5-6 разряда. Количество ремонтников на единицу техники в нашей армии составляет около 0,5; в армии США — 1,2: Германии — 1,5, а стоимость ремонта комплекса вооружения в нашей армии в несколько раз выше, чем в армии США [1]. Еще до начала реализуемых в российской армии реформ ремонтновосстановительные органы общевойсковых соединений ОВС НАТО в 1,5 раза (800/1064 чел.) превосходили по численности личного состава, а также в 1,2 по средствам соответствующие части и подразделения ВС России (310/166 чел. и 36/31 мастерских соответственно).

Большое количество инженерно-технических и ремонтных частей и подразделений, высокая квалификация персонала, наличие сложных средств обеспечения и ремонта позволили в армиях НАТО занять ремонтновосстановительной службе одно из ведущих мест среди основных служб тылового обеспечения. Об этом свидетельствует соотношение численности личного состава служб и родов войск. Так, в сухопутных войсках Великобритании мотопехота составляла около 30% общей численности, а ремонтно-восстановительная служба — 9,72 процента. В настоящее время особое внимание уделяется повышению возможностей ремонтно-восстановительных частей и подразделений, а также сокращению сроков ремонта военной техники.

Так, предусматривается восстанавливать около 50% вышедшей из строя техники в течение 24 час.,25%-до48 ч., 15%-до72 ч., 10% — до 96 ч. Главная роль в восстановлении военной техники отводится штатным ремонтным органам. Общий критерий оценки эффективности сил и средств технического обеспечения соединений сухопутных войск — поддержание не менее 70% военной техники в исправном и готовом к боевому применению состоянии. Это подтверждается и опытом учений, проводимых за рубежом: ремонтными органами войскового и оперативного звеньев может быть восстановлено от 60% до 85% основных систем военной техники.

По мнению военных специалистов США, созданная уже в мирное время структура органов технического обеспечения общевойскового соединения, их оснащенность и квалификация личного состава, позволяют в условиях современной войны успешно решать задачи по восстановлению военной техники. Благодаря совершенствованию организационно-штатной структуры ремонтных органов, оснащению их высокопроизводительными средствами, а также резкому повышению качества подготовки специалистов-ремонтников станет возможным увеличить количество подлежащей ремонту техники на 10-15%, благодаря особому значению в ОВС НАТО подготовке квалифицированных кадров.

Так, в Великобритании ежегодно вузы и училища выпускают 1200 специалистов для инженерно-технических должностей ремонтновосстановительной службы. В Германии имеются три такие школы, в одной из которых осуществляется переподготовка специалистов всех видов вооруженных сил по техническому обслуживанию военной техники. Обучение ведется по 114 программам. Личный состав всех подразделений службы технического обеспечения в войсках США подбирается из специалистов, имеющих квалификационные разряды по обслуживанию и ремонту СПВ и специальной части.

Например, техник по боевому отделению и техник по шасси получают первый разряд после окончания годичного курса в специальном учебном центре, оснащенном тренажерами. Этим техникам присваивается второй разряд только после 2-летней работы в войсках. Для получения третьего разряда, соответствующего должности техника по танку, необходим стаж работы не менее 7 лет. Четвертый (мастер-механик) и пятый (старший мастер-механик) разряды присваиваются после прохождения переподготовки в учебном центре. Наши же ремонтные подразделения обеспечения формировались из вчерашних школьников. В то же время, старая система хоть недостаточно эффективно, но все же функционировала. Так, до принятия решения о реорганизации системы технического обеспечения и ремонта в армии, газета «Красная звезда» писала: «В мотострелковом полку в Чечне командир ремонтной роты и его подчиненные восстановили более 300 единиц бронированной и около 150 единиц автотехники».

Показателен и опыт организации материально-технического обеспечения ограниченного контингента советских войск в Афганистане, где центр тяжести в организации и руководстве обслуживанием военной техники во многих случаях перемещался в малые подразделения. При этом значительно повышалась гибкость системы, ее приспособляемость к резко меняющимся условиям обстановки и конкретным факторам. Основу системы составляли работы на образцах военной техники при подготовке к боевым действиям и после возвращения с операции, выполняемые штатными расчетами (экипажами) с привлечением войсковых подразделений технического и тылового обеспечения.

Для войск, постоянно участвовавших в боевых действиях, была установлена семидневная программа подготовки к операциям, три дня из которой отводилось на подготовку вооружения и техники. Программой рекомендовался примерный перечень работ, главными из которых являлись промывка всех фильтров, дозаправка смазкой, регулировка, очистка радиаторов, обслуживание аккумуляторных батарей. На каждой машине создавался запас эксплуатационных материалов, технической и дистиллированной воды, масла. Машины оборудовались дополнительными емкостями, которые крепились на полках или корме. Создавались групповые запасы эксплуатационных материалов в подразделениях. Мировой опыт свидетельствует, что аутсорсинг позволяет: повысить эффективность осуществления большей части обслуживающих процессов; более эффективно контролировать издержки деятельности; фокусировать внимание заказчиков на основной деятельности; повысить качество услуг; обеспечить доступность новых технологий; сократить капитальные затраты; сократить число административного и управленческого персонала, что приведет к существенной экономии бюджетных средств. Как же учитывается приведенный опыт при реформировании системы материально-технического обеспечения наших войск?

Целью внедрения аутсорсинга в войска ставилось сокращение затрат на выполнение некоторых функций, обеспечивающих жизнедеятельность войск, создание условий для концентрации основных усилий на задачах, соответствующих их основному предназначению. Для достижения данной цели в настоящее время решаются задачи оптимизации организационных структур, задействованных в системе материальнотехнического обеспечения войск. Критикуя, в основном, подходы к внедрению аутсорсинга в сфере материально-технического обеспечения войск, нужно отметить и положительные моменты в организации питания, банно-прачечного обслуживания личного состава — но только в пунктах постоянной дислокации войск. Как правило, привлекаемые по аутсорсингу коммерческие организации получают прибыль, эксплуатируя войсковую материальную базу, не затрачивая средств на ее ремонт и поддержание в надлежащем виде.

Отмечаются также многочисленные факты несоблюдения ими контрактных обязательств по качеству и перечню оказываемых войскам услуг. Низкий же статус и уровень подготовки помощников командиров войсковых частей по правовой работе не позволяют квалифицированно и эффективно на юридическом уровне выяснять взаимоотношения с аутсорсинговыми структурами. В обслуживании войск в полевых условиях сторонние организации под любым предлогом стараются не участвовать, а если и направляют на учения гражданских поваров (как правило, женщин), то не обеспечивают соответствующие условия их пребывания, и это становится «головной болью» командиров воинских частей.

Нет там и представителей сервисных центров, которые извлекают прибыль за обслуживание и ремонт в основном новой военной техники, используя войсковые запасные части, инструмент, оборудование и помещения в стационарных условиях. Созданное в 2008 году ОАО «Оборонсервис» не относится к Вооруженным Силам, но на коммерческой основе должно ремонтировать всю военную технику. С 2010 года организовано апробирование элементов новой системы сервисного обслуживания в войсках, в рамках которого планируется проведение всех видов не только контроля технического состояния, технического обслуживания — но и ремонта военной техники.

По новым взглядам на ремонтных предприятиях ОАО «Оборонсервис» во взаимодействии с заводами-изготовителями будет проводиться заводской ремонт ВТ. а также ремонт агрегатов, узлов и блоков. Выездные бригады сервисных центров будут осуществлять полевой ремонт, а также выполнять наиболее сложные операции технического обслуживания ВТ непосредственно в войсках с использованием имеющихся там средств. Менее сложный текущий ремонт вооружения и военной техники, их техническое обслуживание остаются прерогативой войск. В зависимости от характера неисправностей и повреждений, трудоемкости работ по их устранению, степени восстановления ресурса, количества заменяемых деталей, узлов и агрегатов, определяются силы и средства, необходимые для восстановления вышедшей из строя военной техники, в т.ч. количество и состав выездных ремонтных бригад сервисных центров и предприятий промышленности.

В целях реализации намеченных планов из войск были изъяты ремонтные средства, в большинстве войсковых структур сокращены ремонтные органы. По результатам учений и апробации новых подходов к организации материально-технического обеспечения вскрыты особенности материальнотехнического обеспечения войск в условиях аутсорсинга: возможности по техническому обслуживанию и ремонту военной техники у формируемых сервисных центров недостаточны (в отдельных случаях на основании заключенных договоров облуживание и ремонт военной техники выполняют представители обслуживаемых по аутсорсингу воинских частей). В то же время с созданием ОАО «Оборонсервис» снижаются возможности войсковых подразделений технического обеспечения по техническому обслуживанию и ремонту ВТ; обязательства по аутсорсингу подлежат выполнению предприятиями промышленности, сервисными центрами только в период действия государственных контрактов и в мирное время; не в полном объеме технически детализирован механизм проведения технического диагностирования военной техники (не на все образцы ВТ имеются программы и методики оценки технического состояния); требует уточнения механизм и условия создания подменного фонда деталей, узлов и агрегатов; сложность реализации в составе комплексного образца военной техники различных видов ремонта; ремонт силами расчета возможен только имеющимися запасными частями, а этого часто не достаточно; время на проведение простого и сложного текущего ремонта может значительно увеличиться за счет необходимости доставки недостающих запасных частей в места ремонта поврежденных образцов; необходимость привлечения для выполнения ремонтных работ специалистов из нескольких организаций материально-технического обеспечения одновременно. Таким образом, в данных условиях техническое обслуживание и ремонт военной техники в войсковых частях будет выполняться расчетами с привлечением специалистов подразделений технического обслуживания, и только в отдельных случаях — выездными ремонтными бригадами предприятий промышленности и ОАО «Оборонсервис». В качестве выводов для более детальной проработки вопросов материально-технического обеспечения войск с привлечением предприятий и организаций ОАО «Оборонсервис» представляется целесообразным: уточнение документации, регламентирующей техническое обслуживание и ремонт военной техники с учетом привлечения предприятий ОАО «Оборонсервис», заводов промышленности;

разработка системы взаимодействия ремонтных предприятий ОАО «Оборонсервис» и органов управления материально-техническим обеспечением. В интересах обеспечения национальной безопасности государства и более детальной проработки вопросов материально-технического обеспечения войск с привлечением по аутсорсингу предприятий промышленности и сервисных центров представляется целесообразным: автоматизация процессов управления тылом, учета и распределения материальных средств. Для определения и обеспечения потребностей в материальных средствах войск целесообразно создать систему управления процессом снабжения (наподобие «CusiomerProduclManagemenl-СРМ» ВС ФРГ, где одновременно с этим с 2010 года внедряется в органы военного управления глобальная автоматизированная административно-информационная система обеспечения повседневной деятельности бундесвера (SASPF — StandartAnwendunesSoftwareProduclFamilie), состоящая из трех управлений: вооружения и эксплуатации, информационной поддержки (по введению SASPF) и каталогизации); повышение мобильности сил и средств материально-технического обеспечения, а, кроме того, живучести системы хранения запасов материальных средств, в том числе с учетом возможных диверсионных и террористических действий, что достигается за счет размещения наиболее важных объектов вдали от городов и строительства подземных хранилищ, а также внедрения современных систем охраны и доступа; наращивание запасов материальных средств и приведение их в соответствие с потребностями войск, заблаговременная подготовка систем материально-технического обеспечения. Вышеизложенное является важным аспектом обеспечения национальной безопасности страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдов А.Н., Демчук В.И. Техническое обеспечение нового облика войск Войсковой ПВО Сухопутных войск // Вооружение. Политика. Конверсия. 2010. №2.

2. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.: Изд. АПН, 1969. 736 с. 124 илл.

3. Провал гитлеровского наступления на Москву. 25 лет разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. 1941-1966 / Под ред. А. М. Самсонова. М: Наука. 1966.350 с.

В.И. Демчук канд. техн. наук, профессор Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил Российской Федерации г. Смоленск



Другие новости и статьи

« Московское народное ополчение 1941 года глазами участника

Центральноазиатский проблемный плацдарм »

Запись создана: Вторник, 12 Ноябрь 2013 в 18:04 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы