Понятие «русское человековедение». «Нет – счастья в бездействии»



Понятие «русское человековедение». «Нет – счастья в бездействии»

oboznik.ru - Понятие «русское человековедение».   «Нет – счастья в бездействии»
#культура#история#чтение#достоевский#человековедение#счастье

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Достоевский Ф. М.

Понятие «русское человековедение» было введено автором «Слова» в научный и культурологический оборот в 1998 году, в предисловии к монографии Р.А.Зобова, В.Л.Обухова и Л.И.Сугаковой «Основы человековедения: человек как микрокосм». Встает вопрос: «А возможно ли такая постановка вопроса о человековедении?». Думаю, что да! Любая национальная культура имеет и человековедческое измерение, т.е. она предстает в своем «ядре», в том числе в системе ценностных оснований, ценностных приоритетов, как национальное человековедение.

В этом контексте английская культура несет в себе смысл и английского человековедения, немецкая культура – немецкого человековедения, китайского культура – китайского человековедения, индийская культура – индийского человековедения и т.п., на основе которых и происходит познание человечеством самое себя, происходит становление человековедения вообще, как системы знаний о человеке, его прошлом, настоящем и будущем.

Каждая национальная культура формирует свой идеал человека, исходя из своего исторического и культурного опыта, поскольку любая национальная культура – это не только самопознание человека вообще, но, что не менее важно, и самопознание самое себя народом, своего предназначения, своего исторического места в мире. Таким образом, русское человековедение, как «ядро» русской культуры, существует и в определенном смысле является приложением русской философии к процессу самопознания русским человеком самого себя. И в этом смысле и это авторское «Слово о русском народе и русском человеке» может быть определено и как момент саморефлексии в пространстве русского человековедения.

Традиции человекознания и человековедения глубоко укоренены в русской культуре. Творчество таких гигантов русской литературы и поэзии, какими являются Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Михаил Юрьевич Лермонтов, Федор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов, Максим Горький, Михаил Александрович Шолохов, Александр Твардовский одновременно предстает как взлет русского человековедения.

Вот пример постановки человековедческой проблемы в «Дневнике писателя» Федором Михайловичем Достоевским, с опорой на православнохристианский принцип триединства духа, души и тела в человеке. Поднимая вопрос об искажении ценности, меры человека в мире капитала и денег, он записывает в своем «Дневнике»: «Как хотите, будьте самым гуманным человеком, но все-таки считаете себя выше простолюдина. Кто меряет в наше время душу на душу, христианской меркой? Меряют карманом, властью, силой – и простолюдин это отлично знает всей своей массой» . Ф.М.Достоевский раскрывает пласты русского человековедения, русской философии человека в таких известных своих произведениях, как «Подросток», «Бесы», «Бедные люди», «Братья Карамазовы», «Игрок», «Идиот», «Преступление и наказание» и другие.

Главная линия размышлений Ф.М.Достоевского о человеке – это осуждение зла в человеческом мире, раскрытие человеческого даже в падшем, по социальным причинам, человеке. Преподобный Иустин (Попович), один из выделяющихся богословов Сербской Православной Церкви, живший в первой половине ХХ века, в 1931 году написал книгу «Достоевский о Европе и славянстве» , в которой показал, что человековедение Достоевского, которое является православным человековедением, несет в себе мысль о России, которая сумеет спасти современный мир от духовной катастрофы. «Красота спасет мир», – говорит любимый герой Достоевского князь Мышкин, но именно та красота, которую несет в себе лик Христа, а Христос есть любовь, и любовь есть красота, и красота спасет мир от смерти . Достоевский предупреждает об опасности, которую несет в себе развитие в Западной Европе общества потребителей, предупреждает о крахе потребительского идеала Западной цивилизации, т.е. капитализма, в ближайшем историческом будущем.

Он так описывает финал потребительского «рая» человечества в мире капитала, когда человек, будучи отчужден не только от плодов своего труда, но и от природы, оказывается отчужденным и от самого себя, от своего человеческого предназначения: «…они вдруг почувствовали бы, так сказать, себя осыпанными счастьем, зарытыми в материальных благах; они, может быть, ходили бы или летали по воздуху, пролетали бы чрезвычайные пространства в десять раз скорее, чем теперь по железной дороге; извлекали бы из земли баснословные урожаи, может быть, создали бы химией организмы, и говядины хватило бы по три фунта на человека… словом, ешь, пей и наслаждайся. «Вот, – закричали бы все филантропы, – теперь, когда человек обеспечен, вот теперь только он проявит себя! Нет уже больше материальных лишений, нет более «заедающей среды», бывшей причиной всех пороков, теперь человек станет прекрасным и праведным!

Нет уже более беспрерывного труда, чтобы как-нибудь прокормиться, и теперь уже все займутся высшими, глубокими мыслями, всеобщими явлениями. Теперь, только теперь настала высшая жизнь!…». Но вряд ли и на одно поколение хватило бы этих восторгов! Люди вдруг увидели бы, что жизни уже более нет у них, нет свободы духа, нет воли и личности, что кто-то у них все украл разом; что исчез человеческий лик и настал скотский образ раба, образ скотины, а человек узнал бы, что он стал скотиной. И загнило бы человечество: люди покрывались бы язвами и стали кусать языки свои в муках, увидя, что жизнь у них взята за хлеб, за «камни, обращенные в хлебы».

Поняли бы люди, что нет счастья в бездействии, что погаснет мысль не трудящаяся, что нельзя любить своего ближнего, не жертвуя ему от труда своего, что гнусно жить на дармовщину и что счастье не в счастье, а лишь в его достижении». Л.Н.Толстой создал своими романами целую антологию русского человековедения . Он поднимает проблемы соотношения веры и разума, сущности человеческой души, соотношения души и вещественного мира, совести, как голоса души, связи любви и души, проблему половой похоти, которая разрушает душу, проблему преступности земельной собственности, проблему насилия и другие проблемы.

Выступая против земельной собственности, он подчеркивает: «Всякое богатство грешно и гадко. Но нет богатства более грешного и гадкого, чем богатство, основанное на земельной собственности. То, что называют правом земельной собственности, лишило половину людей земного шара их законного и естественного наследства» . Размышляя о взаимосвязи души и тела, он записывает: «Не беда, когда тело пострадает от духовной работы, но плохо то, когда самое дорогое в человеке – душа – пострадает от страстей тела» .

И в подтверждение своего взгляда на этику души, он приводит афоризм Василия Великого: «Как дым изгоняет пчел из ульев, так обжорство и пьянство изгоняет все лучшие духовные силы» . По Л.Н.Толстому «Судьба человека такая или другая бывает только от того, как он в мыслях понимает жизнь» . Великий писатель и мыслитель предупреждает: «Лучше, чтобы одежда была впору совести, чем, чтобы она была впору телу»; «Если бы люди не придумывали себе роскошных жилищ, одежд, пищи, все нуждающиеся теперь могли бы жить без нужды, а богатые – без страха за себя и свои богатства».

Русское человековедение, конечно, несет на себе печать «ценностного генома» русского народа, печать «цивилизационного социализма», это есть человековедение, выстраиваемое на ценностном основании правды, как единства истины, добра, красоты и справедливости, и на ценностном основании совести.

«Не в силе Бог, а в правде!» – говорил Александр Невский. Русское человековедение правдолюбивое, что означает, что она смотрит на человека, на смысл его жизни через призму правды – правды человеческого бытия. И именно эта правда человеческого бытия подводит русского человека к Социалистическому Прорыву в начале ХХ века, к Великой Русской Социалистической Революции, 100-летнюю годовщину которой мы, т.е. Россия и человечество, отметим в 2017 году.

Ведь коммунизм, как общественный идеал, подразумевает раскрытие природы человека, его творческого потенциала, подразумевает высший уровень человечности общества, который раскрывает себя в будущем предназначении человека. В рассказе «Ведьма» Дмитрия Михайловича Балашова, сам писатель, будучи погруженным, конечно – силой своего воображения, в фантасмагорическое пространство, ведет диалог с немцем-просветителем, жившем в XVII веке, – неким Рихардом фон Эккертом.

Этот немец-просветитель, исходя из опыта прошедшего времени, более чем 200-летней истории, показывает Д.М.Балашову, как своему собеседнику, которого он называет «русичем», что Россия не раз спасала Германию и Европу, не думая о выгодах. Его мысль в конце беседы, при прощании, звучит как некий завет-обращение: «Будьте самими собой»; «Останьтесь людьми. Хоть бы там, на Востоке, – останьтесь людьми…» . За этим лежит признание, к которому не раз возвращается в своих работах современный философ, социолог, логик и писатель Александр Александрович Зиновьев, что расчеловечивание человека на Западе достигло своего предела, что дало ему основание назвать его, западного человека, «западоидом», чтобы подчеркнуть эту его монетарную, капиталогенную роботизированность.

Чтобы человечество сохранилось для будущей истории, необходимо, чтобы сохранилась Россия, а чтобы сохранилась Россия – нужно, чтобы русские люди оставались самими собой, т.е. не занимались подражанием Западу, чтобы Россия развивалась по своим законам – законам евразийской, соборной цивилизации. Что значит, чтобы русские люди оставались самими собой? Это значит, чтобы в них сохранялись те свойства – всечеловечность, всемирная отзывчивость, доброта, любовь к людям и к природе, земле, о которых говорил Ф.М.Достоевский в своей речи о всемирном значении гения Пушкина, – которые и делают русского человека Человеком с большой буквы, и которые несут в себе, при их распространении на всех людей мира, спасение миру людей! Достоевский так и озвучил, и оставил нам своей императив: «Россия сама спасется и спасет весь мир».

К этому можно добавить важную оценку известного советского и русского литературоведа, русского философа, Вадима Валерьяновича Кожинова. Его мысль состоит в том, что гражданское западное общество – это общество эгоистов. А главной характеристикой русского человека является альтруизм. Он отмечает: «У нас же не было и нет институтов гражданского общества, негосударственных форм мобилизации людей для защиты тех или иных своих интересов. Оно не сформировалось в течение нашей истории, и вряд ли образуется в ближайшем будущем.

Можно за это осуждать Россию, можно ее за это даже презирать, можно сокрушаться, но нельзя от нее требовать невозможного. Нет у нас этого сообщества эгоистов, здесь люди руководствуются чаще общими интересами, чем своими личными. И почти любой человек стыдится открыто проявлять свои эгоистические интересы. Даже если они у него есть, он старается их как-то спрятать. Это известная наша черта, связанная, если угодно, с православной этикой, которая считает грехом накопление богатств. В то время как на западе господствует протестантская этика, которая считает: раз человек богат – значит, его Бог любит»

Субетто Александр Иванович. Слово о русском народе и русском человеке: Научное издание/ Под научн. ред. проф., д.ф.н. А.В.Воронцова. — СПб.: Астерион, 2013.-280 с.

см. также: Историческая психология русского народа

Три цикла Эпохи Русского Возрождения – логика ее развития

Русская духовность и Русское Православие

Русская духовность – это духовное измерение русского человека и русского народа

Духовность в нравственных основаниях российского патриотизма

В.И.Ленин и И.В.Сталин — символы советской эпохи и всего XX века

Русский народ – носитель «цивилизационного социализма»

Борьба за историческое достоинство Ленина и Сталина – это борьба за историческое достоинство русского народа

Антикапиталистическая и социалистическая направленность исторического социокультурного поиска русского народа

О вере

О русском народе

Русский человек, русский характер, русский народ

ХХ век – это Русский Век



Другие новости и статьи

« Нация и государство

Краткий обзор основной литературы по истории русской и советской книги »

Запись создана: Пятница, 22 Март 2019 в 15:00 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

Метки: , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы