15 Декабрь 2013

Ключевые слова патриотических ценностей

oboznik.ru - Ключевые слова патриотических ценностей

oboznik.ru - Ключевые слова патриотических ценностей

Год от года в нашей стране отмечается тенденция к уменьшению интереса людей к чтению, что несет за собой негативные последствия в таких важных вопросах как образование, патриотическое воспитание, отношения человека к человеку в обществе, поэтому значение наличия интереса к чтению, к самообразованию трудно переоценить. Совершенно очевидно то, что нам нужны исследования, новые идеи и методики, популяризующие чтение, формирующее информационное поле, где раскрывались бы подлинные нравственные ценности.

Говоря о чтении великих русских книг, мы определили его одним из источников патриотизма (см. Чтение как источник патриотизма). Однако чтение само по себе процесс весьма не простой и возвышается до ранга искусства. Путь к самосовершенствованию проходит через желание к чтению, и даже любовь к нему. Здесь предполагается развитие навыков читательского мастерства, занятие особым видом творчества, которое достаточно многогранно, имеет свои секреты и особенности. 

Искусный читатель при изучении текста должен определить ключевые слова, используемые автором и уяснить, в каком контексте он их употребляет, таким образом, с книгой (и с автором) находится общий язык, усваиваются ее основные мысли.

У ключевого слова найдется в книге масса значений, важно уметь сопоставить их и воспринять на уровне автора. Творческий замысел здесь в том, чтобы принять знания, выдать свои значения после осмысления авторского слова или построить свое мнение на основе значений, данных автором, применившим их для передачи знаний. Ключевое слово может быть носителем нескольких значений, и автор их использует особым образом, показывая присущую им важность для него самого и для читателей, при этом каждое слово в тексте будет иметь свою частоту.

Чтобы определить степень важности какого-либо слова необходимо приложить определенное читательское усердие к пониманию отрывков текста, где оно встречается.
Сегодня мы вернемся к изучению романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», о котором можно смело сказать, что это великий художественный текст, определяющий ключевые слова родного русского языка и русской культуры, русские нравственные ценности. Н.А. Бердяев в свое время отмечал, что Достоевский ярко выражает русскую ментальность, является носителем русской идеи.

Его мысли сосредотачиваются на детях, на молодежи, заботе об их образовании, пронизанной идеей становления патриотов своего Отечества: "Надо учить молодежь, что непонимание Пушкина есть величайшая неблагодарность, что, не понимая Пушкина, нельзя назваться русским человеком".

См. также:
Пушкин – это простота, гармония и правда
Пушкин – «явление чрезвычайное», «это русский человек в его развитии»

Патриотизм Федора Михайловича заключался в благодарном чувствовании причастности к родной культуре, любви к русскому языку. "Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все, когда-нибудь, образованы, очеловечены и счастливы", - вот гражданский и патриотический символ веры Достоевского[1]. Не это ли есть суть русской (да и любой) национальной идеи? «Братья Карамазовы» позволяют распознать яркие значения этого символа с помощью ключевых слов.

См. также:
Русский националист и патриот Фёдор Достоевский
Сбились мы, что делать нам?

Проведенный анализ текста показал, какие их значения имеют особую ценность с точки зрения патриотической мысли. Для осуществления выбора не существует готового метода, но чем больше деталей будет собрано, чем больше будет распознано значений слов, тем глубже будет понят читателем текст, возможно до уровня авторского замысла, до уровня, на котором автор использует слова эмоционально, призывает к каким-либо действиям или доказывает свою точку зрения. Таким образом, происходит коммуникация читателя и автора, происходит передача знаний, мировоззрение автора передается человеку, читающему текст.

В таблице отобраны ключевые слова, ранжированные по частоте употребления в тексте. По каждому слову читателю предлагается выбрать самые ценные, на наш взгляд, значения.

Ключевое слово

Частота

Россия

12

Совесть

24

Мир

39

Душа

47

Дети

49

Любовь

61

Люди

106

Правда

134

Бог

136

Брат

191

Сердце

191

Отец

224

Жизнь

239

Человек

335

Например, слово «Россия» обнаружено в тексте 12 раз. Какие значения раскрывают мысли Ф.М. Достоевского? Приведем несколько примеров. Величие России: «Но спасет Бог людей своих, ибо велика Россия смирением своим». О России и русских людях: «Мы широки, широки, как вся наша матушка Россия, мы все вместим и со всем уживемся». Русь выступает как синоним России. И здесь мы видим мысль Федора Михайловича о спасении России: «От народа спасение Руси. Русский же монастырь искони был с народом. Если же народ в уединении, то и мы в уединении. Народ верит по-нашему, а неверующий деятель у нас в России ничего не сделает, даже будь он искренен сердцем и умом гениален. Это помните. Народ встретит атеиста и поборет его, и станет единая православная Русь. Берегите же народ и оберегайте сердце его. В тишине воспитайте его. Вот ваш иноческий подвиг, ибо сей народ – богоносец».

Точку зрения Ф.М. Достоевского на историческое назначение и судьбу России принято трактовать как почвенническую. Почвенничество (от слова «почва») — воззрение, отдающее приоритет всему своему, родному, отечественному над всем заимствованным и привнесенным из других стран [2]. Основной смысл здесь в том, что под своим «родным и отечественным» понимается все то, что создано на территории какой-либо страны, без учета информации о представителях какой крови, какого этноса это было сделано.

От советских времен мы имеем огромный и успешный опыт в идеологии и в экономике. Не без недостатков, которые само собой надо учесть. Он остро нужен  сейчас, когда стало понятно, что нам чужды навязываемые западные ценности, а десятилетиями прививаемая рыночная экономика не ведет к повышению благосостояния народа, а повышает доходы лишь небольшой группы людей.

Для более наглядного развернутого представления мы выбрали для анализа ключевое слово «любовь», которое используется в тексте более 60 раз. Полученные значения представлены в таблице.

Любовь – значение слова

Текст из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Любовь к учителю, наставнику

Заранее скажу мое полное мнение: был он просто ранний человеколюбец, и если ударился на монастырскую дорогу, то потому только, что в то время она одна поразила его и представила ему, так сказать, идеал исхода рвавшейся из мрака мирской злобы к свету любви души его. И поразила-то его эта дорога лишь потому, что на ней он встретил тогда необыкновенное, по его мнению, существо – нашего знаменитого монастырского старца Зосиму, к которому привязался всею горячею первою любовью своего неутолимого сердца.

Любовь Бога к людям, любовь как спасение

Ничего не бойся, и никогда не бойся, и не тоскуй. Только бы покаяние не оскудевало в тебе – и все Бог простит. Да и греха такого нет и не может быть на всей земле, какого бы не простил Господь воистину кающемуся. Да и совершить не может совсем такого греха великого человек, который бы истощил бесконечную Божью любовь. Али может быть такой грех, чтобы превысил Божью любовь? О покаянии лишь заботься, непрестанном, а боязнь отгони вовсе. Веруй, что Бог тебя любит так, как ты и не помышляешь о том, хотя бы со грехом твоим и во грехе твоем любит. А об одном кающемся больше радости в небе, чем о десяти праведных, сказано давно. Иди же и не бойся. На людей не огорчайся, за обиды не сердись. Покойнику в сердце все прости, чем тебя оскорбил, примирись с ним воистину. Коли каешься, так и любишь. А будешь любить, то ты уже Божья… Любовью все покупается, все спасается. Уж коли я, такой же, как и ты, человек грешный, над тобой умилился и пожалел тебя, кольми паче Бог. Любовь такое бесценное сокровище, что на нее весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи еще выкупишь. Ступай и не бойся.

Любовь небескорыстная

И если больной, язвы которого ты обмываешь, не ответит тебе тотчас же благодарностью, а, напротив, станет тебя же мучить капризами, не ценя и не замечая твоего человеколюбивого служения, станет кричать на тебя, грубо требовать, даже жаловаться какому-нибудь начальству (как и часто случается с очень страдающими) – что тогда? Продолжится твоя любовь или нет? И вот – представьте, я с содроганием это уже решила: если есть что-нибудь, что могло бы расхолодить мою «деятельную» любовь к человечеству тотчас же, то это единственно неблагодарность. Одним словом, я работница за плату, я требую тотчас же платы, то есть похвалы себе и платы за любовь любовью. Иначе я никого не способна любить!

Любовь мечтательная и любовь деятельная

Не пугайтесь никогда собственного вашего малодушия в достижении любви, даже дурных при этом поступков ваших не пугайтесь очень. Жалею, что не могу сказать вам ничего отраднее, ибо любовь деятельная сравнительно с мечтательною есть дело жестокое и устрашающее. Любовь мечтательная жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого и чтобы все на него глядели. Тут действительно доходит до того, что даже и жизнь отдают, только бы не продлилось долго, а поскорей совершилось, как бы на сцене, и чтобы все глядели и хвалили. Любовь же деятельная – это работа и выдержка, а для иных так, пожалуй, целая наука.

Любовь от веры в бессмертие

Не далее как дней пять тому назад, в одном здешнем, по преимуществу дамском, обществе он торжественно заявил в споре, что на всей земле нет решительно ничего такого, что бы заставляло людей любить себе подобных, что такого закона природы: чтобы человек любил человечество – не существует вовсе, и что если есть и была до сих пор любовь на земле, то не от закона естественного, а единственно потому, что люди веровали в свое бессмертие. Иван Федорович прибавил при этом в скобках, что в этом-то и состоит весь закон естественный, так что уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь.

Любовь, смывающая грех, любовь объединяющая людей

Ибо знайте, милые, что каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый за всех людей и за всякого человека на сей земле. Сие сознание есть венец пути иноческого, да и всякого на земле человека. Ибо иноки не иные суть человеки, а лишь только такие, какими и всем на земле людям быть надлежало бы. Тогда лишь и умилилось бы сердце наше в любовь бесконечную, вселенскую, не знающую насыщения. Тогда каждый из вас будет в силах весь мир любовию приобрести и слезами своими мировые грехи омыть… Всяк ходи около сердца своего, всяк себе исповедайся неустанно. Греха своего не бойтесь, даже и сознав его, лишь бы покаяние было, но условий с Богом не делайте. Паки говорю – не гордитесь. Не гордитесь пред малыми, не гордитесь и пред великими. Не ненавидьте и отвергающих вас, позорящих вас, поносящих вас и на вас клевещущих. Не ненавидьте атеистов, злоучителей, материалистов, даже злых из них, не токмо добрых, ибо и из них много добрых, наипаче в наше время. Поминайте их на молитве тако: спаси всех, Господи, за кого некому помолиться, спаси и тех, кто не хочет тебе молиться. И прибавьте тут же: не по гордости моей молю о сем, Господи, ибо и сам мерзок есмь паче всех и вся… Народ Божий любите, не отдавайте стада отбивать пришельцам, ибо если заснете в лени и в брезгливой гордости вашей, а пуще в корыстолюбии, то придут со всех стран и отобьют у вас стадо ваше. Толкуйте народу Евангелие неустанно… Не лихоимствуйте… Сребра и золота не любите, не держите… Веруйте и знамя держите. Высоко возносите его…»

Любовь всемирная, любовь к животным

Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие Божеской любви и есть верх любви на земле. Любите все создание Божие, и целое и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день. И полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью. Животных любите: им Бог дал начало мысли и радость безмятежную. Не возмущайте же ее, не мучьте их, не отнимайте у них радости, не противьтесь мысли Божией. Человек, не возносись над животными: они безгрешны, а ты со своим величием гноишь землю своим появлением на ней и след свой гнойный оставляешь после себя – увы, почти всяк из нас!

Любовь к детям, сила смиренной любви

Деток любите особенно, ибо они тоже безгрешны, яко ангелы, и живут для умиления нашего, для очищения сердец наших и как некое указание нам. Горе оскорбившему младенца. А меня отец Анфим учил деток любить: он, милый и молчащий в странствиях наших, на подаянные грошики им пряничков и леденцу, бывало, купит и раздаст: проходить не мог мимо деток без сотрясения душевного: таков человек. Пред иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: «Взять ли силой али смиренною любовью?» Всегда решай: «Возьму смиренною любовью». Решишься так раз навсегда и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное – страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего.

Любовь-учительница

Братья, любовь – учительница, но нужно уметь ее приобрести, ибо она трудно приобретается, дорого покупается, долгою работой и через долгий срок, ибо не на мгновение лишь случайное надо любить, а на весь срок. А случайно-то и всяк полюбить может, и злодей полюбит.

Используя подобный анализ ключевых слов (выполняя задание их поиска в ценностном , патриотическом направлении) читатель, проявив некоторое упорство и творчество, увидит запоминающуюся картину точки зрения автора, сможет акцентировать внимание на важных ситуационных и психологических моментах в тексте, которые четко взаимосвязаны с главной концепцией художественного произведения.

1. П. Басинский. Время "Бесов":[Электронный ресурс] // Российская газета 07.09.2011 URL: http://www.rg.ru/2011/09/07/dostoevski.html (Дата обращения: 13.12.2013).
2. В.Ф. Шаповалов. Российский патриотизм и российский антипатриотизм:[Электронный ресурс] // NASHASREDA.RU URL: http://nashasreda.ru/rossijskij-patriotizm-i-rossijskij-antipatriotizm/ (Дата обращения: 13.12.2013).

Cм. Также:

Чтение как источник патриотизма

Круг чтения

О прощении

О вере

О трудолюбии

О взаимопомощи

О совести

Загадочная русская душа, правда, есть?

Патриотизм и национальное сознание

Духовность в нравственных основаниях российского патриотизма

Миф о вековечной бедности простого русского народа

Р.А. ДорофеевВ.В. Головинский, специально для Oboznik.ru

Другие новости и статьи

« Условия службы внутренних войск (милиции) на Майдане

Минобороны монетизирует жилищные льготы »

Запись создана: Воскресенье, 15 Декабрь 2013 в 11:12 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки: , , , , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика