12 Июль 2019

Представления о счастье в российском менталитете

oboznik.ru - Представления о счастье в российском менталитете
#зло#добро#счастье

В качестве примера одного из конкретных исследований социальных представлений, выполненных в последние годы, нам хотелось бы привести работу И. А. Джидарьян, посвященную представлениям о счастье. Сама Инна Аршавировна в одной из своих последних статей так формулирует проблему: «Есть ли что-нибудь выше и значительнее счастья или оно абсолютно и не сопоставимо ни с чем?» .

Автор приходит к аксиологическому, т.е. ценностному подходу к проблеме счастья. Теоретический анализ (опирающийся во многом не только на философские работы, но и на примеры из художественной литературы и анализ фольклорных источников) позволяет И. А. Джидарьян сделать следующее наблюдение: «Тезис о несовместимости злонамеренности и счастья, как и утверждения о «псевдосчастливости негодяев», имеет своим основанием многовековый человеческий опыт, воплощающий в себе закономерности существования и развития человека как существа духовного и социального. В этой связи можно сослаться, например, на тот давно замеченный и лишенный всякого мистицизма факт, что зло, причиняемое другим, не обходит стороной и того, кто его совершает. Оно обладает эффектом бумеранга. И дело не только в том, что безнравственный человек встречает — и по-другому не может быть в социально здоровом обществе — осуждение со стороны других людей, утрачивает прежнее уважение к себе и внутреннее право на встречную любовь родных и близких.

Есть в этой проблеме и другой, более сложный и менее очевидный психологический аспект, связанный с тем, что совершенное зло не проходит обычно для самой личности бесследно, оставляя рубцы и вмятины в ее сознании» . Пример исследования И. А. Джидарьян взят нами как образец очень современной по используемым методам работы, обладающей в то же время качествами широкого философского и культурологического взгляда на проблему. В своей прекрасной книге (название которой мы повторили в названии этой части) , она ставит и во многом решает проблему специфичности социальных представлений о счастье в российском менталитете.

Анализ русских пословиц и поговорок, произведений классической русской литературы приводит ее к выводу о тесной связи в представлениях русских людей темы счастья и страдания. Работа И. А. Джидарьян нами выбрана не потому (или не только потому), что автор утверждает наличие в отечественной ментальное самой глубокой связи нравственных представлений с представлениями о счастье.

Интересна она типологическим подходом, когда факторный анализ результатов эмпирического исследования интерпретируется в ключе поиска содержательных связей качеств, с точки зрения респондентов, необходимых для счастья. Так фактор, связанный с целями и смыслом жизни и объединивший в себе самореализацию личности, «нравственную порядочность, чувство спокойной совести», оказался ведущим (дисперсия более 20%). Остальные пять факторов (кроме последнего, связанного с оптимистичной жизненной перспективой) ожидаемы и традиционны (семья, любовь, успех, радость, удовольствие…, суммарная дисперсия около 40%).

Мы предлагаем увидеть за этими выделившимися факторами мифы, причем к абсолютному мифу приближается только первый из названных факторов, так как в нем содержится стремление к телеологическому видению смысла жизни в контексте истории. Счастье равнодушно (безразлично) к логике, поэтому алогичность характерна для всех упомянутых мифов. Представление о чуде автором обсуждается (хотя, как выяснилось в результате исследования, оно не занимает такого заметного места, как ожидалось — с учетом особенностей российской ментальности).

А миф о любви достоин нового исследования (и не одного). В связи с приведенным И. А. Джидарьян литературным примером о любви как высшей ценности жизни предоставляется хорошая возможность продемонстрировать, как происходит подмена мифа — в случае данного литературного произведения (или, точнее, реальных явлений, послуживших основой литературного произведения) — миф абсолютный подменялся на ущербный, «ублюдочный» (буквальное значение этого слова в русском языке — «выкидыш», т.е. мертворожденное, недоразвитое и нежизнеспособное существо).

Речь идет о «Гранатовом браслете» Куприна. Вновь мы должны по историческому времени переместиться в период дореволюционной России, когда цвет нации, ее интеллигенция находилась в поиске смысла жизни. Утеряв связь с народом и отказавшись от веры отцов, лучшие ее представители (а герой Куприна — человек симпатичный во многих отношениях) ищут этот смысл в «истинной любви». И. А. Джидарьян, приводя этот пример, говорит о высшей ценности даже безответной любви.

Нашему современнику трудно заметить момент страшной подмены, совершаемой героем. В письме к предмету своей страсти он пользуется словами молитвы «Отче наш». Обращение к Творцу, к Имени Божьему («да святится Имя Твое») герой адресует к творению — к земной женщине («дасвятитсяимятвое…»).Конец героя ужасен: для народного сознания грех самоубийства был до того страшен, что телу самовольно ушедшего отказывали в отпевании и погребении (зарывали за оградой кладбища). Однако Куприн строит свое повествование по закону мифа, хотя и ущербного: появляются розы, прощальный поцелуй в «хладное чело», символизирующие, видимо, посмертное прощение героя.

Произведение Куприна вновь оказалось востребованным в конце 60-х прошлого теперь века. Был снят удивительный по внешней красоте фильм. И уже новое поколение русских людей не могло узнать в письме героя кощунственного искажения слов Господней молитвы и воспринимало сюжет как просто фильм о «торжестве любви». Подобное происходит с мифами, давно ставшими достоянием мировой культуры.

Так обращение к символам древнегреческого мифа о царе Эдипе стало для психологов со времени, как это проделал основатель психоанализа, настолько обычным, что нередко забывается сам сюжет (мы проверяли это на студентах- психологах), но об «эдиповом комплексе» известно самой широкой публике. Как раз обращение к вечным сюжетам обнаруживает подлинную глубину авторских интерпретаций. Так Т. А. Флоренская утверждает, что в основе мифа об Эдипе лежит символ осознания человеком своего греха и исцеления от духовной слепоты.

М.И. Воловикова

Другие новости и статьи

« О советских праздниках

Иван Степанович Конев »

Запись создана: Пятница, 12 Июль 2019 в 0:03 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика