28 Декабрь 2013

Русский Новый год

oboznik.ru - Русский Новый год

До Петра I на Руси летоисчисление строилось «от сотворения мира» и нумерация годов значительно отличалась от принятой на Западе. Смена года происходила 1-го сентября. До сих пор новолетие по церковному календарю празднуется 1 (14 по новому стилю) сентября. При Петре I в России стали, как и во всем западном мире, вести летоисчисление от Рождества Христова.

Нумерация лет стала такой же, как в Европе. И порядок праздников первоначально был таким же. Сначала само Рождество, а через неделю — Новый год. При послереволюционной смене календаря ситуация с Новым годом стала несколько парадоксальной. Сначала страна отмечала Новый год, а через неделю… следовало Рождество. Потом, через неделю — еще один Новый год, получивший название «старого»

Еще несколько десятилетий назад празднование старого Нового года было верным признаком «отсталости». Например, в одном из популярных фильмов 50-х годов отрицательные герои праздновали «старый Новый год», а положительные — нет. Был небольшой период времени, когда и сам Новый год было запрещено праздновать. Пожилые люди рассказывали, как в 30-е годы у них дома приходилось затемнять окна, чтобы с улицы не заметили огоньки на елке. Но запрет продержался недолго.

Слишком необходимым оказался этот праздник. В чем его сила и поразительная живучесть? Нам представляется, что причин здесь несколько. Главная из них, если проанализировать внимательно рассказы наших корреспондентов, состоит в том, что Новый год словно вобрал в себя образы всех самых настоящих праздников и, прежде всего, — чудо и таинство Рождества.

Рождество в Западном мире всегда отмечают особенно пышно и шумно. Есть каникулы у детей и взрослых. Есть особые ритуалы дарения подарков друг другу. Ни в Европе, ни в Америке Рождество никогда не было под запретом и праздновать его начинают обычно почти за неделю до 25 декабря. У нас в стране западное Рождество не привилось. Но каникулы у школьников начинаются перед Новым годом и продолжаются половину времени прежних Святок.

Это очень радостные каникулы — со снегом, катаниями с горок и, конечно, с «Елками». Возможно, праздники под названием «Елка» встречаются только у нас, но они взяли на себя и спектакли, в подражание прежним рождественским, и «волшебных» Снегурочку с Дедом Морозом, и подарки… 30-летняя женщина из Кабардино-Балкарии называет «настоящим праздником» встречу Нового года в детстве: «Я с братом ходила на утренники в детский садик и к маме на работу. Мы набирали массу подарков и жизнь казалась бесконечно счастливой. (Чем запомнилось?) — Ожиданием чуда, каникулами и выходными, которые мы проводили все вместе». Это ожидание чуда есть и в других рассказах. Похоже, что на Новый год каждый или вспоминает время своего детства, либо сам на время становится Ребенком в самом хорошем смысле этого слова. Из воспоминаний, приведенных в «Блокадной книге» Даниила Гранина, следует, что новогоднюю елку устраивали детям даже в блокадном Ленинграде 1942 года.

В реальность Деда Мороза и Снегурочки, как признавались уже взрослые люди, в детстве они верили. Недавнее объявление «места жительства» российского Деда Мороза (Великий Устюг) позволило только прояснить ситуацию. Деду Морозу пишут письма тысячи детей и даже взрослых. Одно из писем: «Я сказала дочери, что не смогу подарить ей подарок на Новый год. Она мне ответила: «Ничего, мама, мы напишем Деду Морозу, и у меня будет гора подарков ». Мне пришлось сказать ей, что никакого Деда Мороза нет. Вчера мы проплакали с ней до двух часов ночи. Она говорила: «И зачем я только родилась!» Нам всем долго объясняли, что «никакого Деда Мороза нет», никакого чуда не существует, но подобная информация оказалась «несовместимой с жизнью». Новый год устоял, вобрав в себя все чудесное и выходящее за рамки рассудочного постижения мира. В последнее время Новый год становится массовым праздником.

Одна из наших корреспонденток говорит о главном впечатлении от встречи на ночных московских улицах наступающего 2002 года: «Это было удивительное чувство, как будто все без исключения люди — одна семья». Своеобразное подтверждение феномена «русского нового года» пришло из сети Интернета. Здесь на одном из сайтов в первых числах января 2001 года состоялись беседы эмигрантов из России, вернее, их жен. Тема была одна — праздник Нового года. «Живя в США, многие ли из нас ощущают Новый год как праздник? Или переломным этапом счета времени постепенно становится католическое Рождество?» «Вот сижу я в Англии, и что-то вообще праздников не ощущаю…. Ни Рождество католическое не греет, ни Новый год этот бесснежный и нерадостный, без энтузиазма…. Не знаю уже, что делать, как себе праздник создавать…» «Вот сижу я в Южной Корее…»

Из послания в послание рефреном проходят различные места на земном шаре, куда разнесла судьба наших соотечественников. И вот сразу после Нового года их объединила одна проблема: привычного с детства праздника нет. «Вот только вчера говорили о том, что Новый год здесь совсем не ощущается». Далее происходит совместное обсуждение того, из чего же состоит Новогодний праздник. Прежде всего, вспоминается поднятие бокалов шампанского ровно в полночь. «Сижу в США (мой первый Новый год здесь) и смотрю новости…. Немножко даже грустно. Сейчас 10:15 вечера, а настроения все нет. Муж непьющий, поэтому потягиваю шампанское в одиночку и жду полночи…» Второе — это, конечно, елка. «Девочки, вам вообще грех жаловаться, у вас хоть елочки есть, да и выходные дни. А вот у нас в Израиле привычный нам Новый год вообще отсутствует как праздник, никаких выходных в эти дни. <… > Я уж неговорюотом, что на улице температура + 20 и снег нам только снится.

Единственное наше спасение — это привезенные из России искусственные елочки с игрушками и мишурой и 4 российских канала…» В результате обсуждения появляется полный «набор» русского Нового года: «У меня с детства новогоднее настроение вызывали несколько вещей — салат «оливье», украшение елочки, мандарины, шампанское и «Ирония судьбы» по телевизору…» Но оказалось, что в этом «наборе» не хватает чего-то самого существенного: «А мы вот и салат «оливье» сделали, и «Иронию судьбы» поставили, — не помогает». И, наконец, догадка: не хватает…России. «Новый год сильнее, чем что-либо другое, напоминает о том, что мы выросли. И хочется окунуться в детство, где стол накрывался сам собой, а подарки приносил Дед Мороз. <…> А пока я уяснила единственный способ сделать новогоднюю ночь праздничной — поехать встречать ее в Россию…»

История с «русским Новым годом» хорошо показывает, что праздник живет по своим законам. Он живет в памяти людей, и они испытывают потребность в празднике, узнавая о том, как она велика, только оказавшись вдали от Родины

М.И. Воловикова

Другие новости и статьи

« О патриотизме элиты

В Госдуму внесен законопроект о запрете уклонистам выезжать за границу »

Запись создана: Суббота, 28 Декабрь 2013 в 20:13 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика