Первый женский автопробег 1936 г. имени Сталинской конституции



Первый женский автопробег 1936 г. имени Сталинской конституции

oboznik.ru - Первый женский автопробег 1936 г. имени Сталинской конституции
#автомобиль#автопробег#женщины

Это был по-настоящему героический автопробег.
45 женщин - от 20 до 34 лет - за рулём далеко не новых автомобилей ГАЗ-А за два месяца проехали более 10 000 км по российским дорогам и абсолютному бездорожью. Случалось, что не они ехали на машинах, а машины “ехали” на их хрупких женских плечах: в некоторых местах авто приходилось перетаскивать вручную.

По маршруту Москва - Малые Каракумы - Москва отправились 15 машин “ГАЗ-А” -10 легковых и 5 пикапов. 30 июля 1936 года в московском парке культуры и отдыха им. М. Горького был дан старт Большому женскому автопробегу: Москва — Ярославль — Иваново — Горький — Казань — Уфа — Челябинск — Петропавловск — Атбасар — Карсак-пай — Джусады — Иргиз — Сталинград — Ростов-на-Дону — Днепропетровск — Киев — Минск — Москва. За время пробега женщины побывали более чем в 500 населённых пунктах.


Кроме испытания автомобилей после капитального ремонта, пробег должен был решить массу задач. Основная цель пробега - “проверка женщины как водителя в различных дорожных и климатических условиях“, расширение её технического кругозора.

Кроме того, задачей пробега являлась массово-политическая работа по разъяснению Сталинской конституции и закона о запрещении абортов. И женщины активно занимались просветительством и даже выпускали газету “Старт”.

В 1932 г. в СССР получили первый синтетический каучук, изготовление шин из синтетического каучука требовало испытаний - и это тоже входило задачи пробега: вёлся учет и анализ использования шин, в результате чего были разработаны новые инструкции по их эксплуатации и технические условия для шинной промышленности.

И хотя в автопробеге участвовали женщины разных профессий, но большинство - 28 человек были водителями. Для справки: на 1 января 1934 года в Москве насчитывалось 917 женщин-шофёров, не считая вагоновожатых.

О нескольких участницах следует сказать особо, чтобы понять что это были за женщины, с каким характером..

Среди участниц автопробега была первая женщина-водитель троллейбуса Варя Сандракова. Первой в мире называет её журнал “За рулём” тех лет. А вот так выглядел тогда троллейбус. Какой была Варя мне найти не удалось…

Чтобы получить право работать водителем троллейбуса, Варя должна была пройти медосмотр и психотехническое испытание. До этого женщины троллейбус не водили. И Варя раньше работала на автобусе. Но этот тест она прошла блестяще и ей разрешили водить троллейбус - но постоянно контролировали: мало ли чего… женщина же. Сандракова своей работой доказала, что она ничуть не хуже мужчин справляется с троллейбусом, а даже лучше!

Ещё одна участница - Александра Колоярцева - Лапко - была победительницей технического боя. Так назывались тогда соревнования автомобилистов. И представьте себе, в 1932 году она сумела победить 2000 московских мужчин-водителей! А в следующем году - во всесоюзном(!) конкурсе заняла 3 место.
А ведь всего лишь в 1927г. эта девушка приехала в Москву из Пензы “выходить люди”. Работала “где возьмут”, по сути, пока не увидела объявление о наборе на курсы шоферов…

Наверное, что-то такое можно рассказать о каждой участнице автопробега, но к сожалению, в широком доступе информации на эту тему очень мало. Практически нет.

Первое тяжелое испытание колонна выдержала при переходе через Уральский хребет, где пришлось преодолеть семь трудных перевалов с затяжными подъемами в 6—7 км, а также ямы и крутые спуски. В степях Казахстана абсолютное бездорожье. Направление движения определялось по компасу. Колонну застали дожди, автомобили забуксовали и простояли двое суток под проливным дождем и ветром. Лишь на третий день стало возможным как-то выбраться из глины и грязи, еле двигаясь на первой скорости. 250 км колонна шла песками, считавшимися непроходимыми. Автомобили по радиатор уходили в песок. Часто женщины на руках выносили машины. У Аральска 2 км шли берегом моря так, что левые колеса были в воде а правые на морском песке, другой дороги не было. Под Казалинском ехали по полотну железной дороги. На этих участках обслуживание, смазка и профилактический ремонт выполнялись женщинами в голой степи, под открытым небом, часто при свете фар. Тяжелые условия движения были не только при переходе через Уральский хребет, но и в казахстанских степях и около Ростова-на-Дону. Средняя техническая скорость на большей части пути — около 28 км/ч, на очень хороших дорогах она достигала 50—60 км/ч, а на отдельных участках до 80 км/ч.

О состояние дорог в России 30-х годов женщины писали:
“Я хочу отметить Чувашию. Профилированные дороги там в отличном состоянии. Неплохие дороги в Башкирии. Но самые лучшие, культурные дороги в Белоруссии. Создаётся впечатление, что едешь по аллее большого парка - вдоль дороги разбиты цветники, устроены беседки, скамейки, витрины с газетами…

…На перегоне Миасс-Челябинск мы не встретили ни одного исправного моста… и ни одного предупредительного сигнала.

…Хочу отметить дисциплину уличного движения Киеве. Пешеход там соблюдают правила уличного движения. На улицах тишина и порядок. Москвичам не мешает поучиться этому у киевлян.”

30 сентября 1936 г. в 17 км от Москвы колонна автомобилей сорвала финишную ленту - автопробег завершился.

Участниц пробега поприветствовал И.Сталин телеграммой:
Поздравляю участниц автопробега с успешным выполнением задания.
Горячий привет женщинам-победительницам
. Сталин”

Участницы в ответном слове славили вождя и заверяли:

“То, что мы сделали под силу любой женщине Советского Союза. В нашей стране женщины свободны и сильны. Перед ними открыты все пути. Советская женщина полноправная гражданка своей великой родины, гордая, свободная, смелая и непреклонная в борьбе. И Эти качества воспитали в нас Вы… Всюду советский народ с благодарностью произносит ваше имя, ибо под Вашим водительством расцветает счастливая жизнь в стране…” (это отрывок).

Женщины абсолютно разных профессий участвовали в этом пробеге: водители, слесари, техники, шинники, врачи, корреспонденты, все они по результатам пробега получили награды и почётные грамоты .

Как сложились их судьбы дальше?

По-разному. Кто-то связал свою жизнь с автомобилем и профессией водителя, а кто-то нет. Чья-то жизнь оборвалась на войне: погибла, выходя из окружения вместе с партизанами, кинооператор Маша Сухова, которой посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.

Фелиция Яшунская стала доктором экономических наук и работала НИИ шинной промышленности, один из авторов “Справочника резинщика”, “Англо–русского словаря по каучуку резине и химическим волокнам” и др. книг. Зинаида Баранова полвека отработала водителем такси, а Валентина Плугина, закончив Промакадемию, трудилась в Госкомитете Совета Министров по автоматизации и машиностоению.

Многие занимались ещё и общественной работой.

Бывший командор Анастасия Волкова и бывший механик автопробега Валентина Плугина 25 лет спустя сели за баранку и проехали по старым местам - от Петропавловска до Сталинграда - чтобы взглянуть, что же изменилось за четверть века. Изменилось, конечно: целину же поднимали…

Вот такие у нас были героические женщины, о которых спустя 77 лет у нас почти никто не знает и не помнит… самой молодой его участнице сейчас должно было быть 97 лет…



Другие новости и статьи

« Побег из ада

О советских праздниках »

Запись создана: Четверг, 11 Июль 2019 в 0:27 и находится в рубриках О патриотизме в России.

Метки: , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы