22 Январь 2014

Патриотизм как результат этнической идентификации

oboznik.ru - Патриотизм как результат этнической идентификации

Интегративность понятия «патриотизм» и междисциплинарный характер данного явления общественной жизни породили массу точек зрения на его суть. Вследствие, этого в различных источниках можно встретить разные определения патриотизма.

Так, например, по мнению разных авторов, патриотизм – это:

  • нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы [9];
  • «не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство» (Л.Н. Толстой [10])
  • поддержка своей страны, «это не означает, что патриотично поддерживать президента или иных должностных лиц. Только в той степени, в какой они служат интересам страны» (Т. Рузвельт [7]);
  • любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства;
  • «это даже не чувство, это важнейшая сторона личной и общественной культуры духа, когда человек и весь народ поднимаются над самими собой и ставят себе сверхличные цели» (Д.С Лихачев [6])

Из приведенных определений видно, что  представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей родине, но фактические наполнения понятия способны быть кардинально противоположными. Так, в зависимости от платформы взглядов, на которой стоит высказывающий оценку, характеристика патриотизма меняется.

Согласно одной из точек зрения на сущность патриотизма, основывающейся на эгоцентризме народа, как отмечают Р.А. Ле Вине и Д.Т. Камплибелл [11], патриотизм отождествляется с национализмом.

В отечественной литературе национализм принято рассматривать крайне негативно. Например, по мнению Д.С Лихачева, национализм – это «самое тяжелое из несчастий человеческого рода…». «Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и той части своего народа, которая не разделяет националистических взглядов» [6;].

Западные авторы склонны видеть в национализме некий инструмент формирования национального единства и относится к нему не столь негативно. К примеру, Э.Д. Смит замечает, «национализм, придал устойчивость и силу социальным процессам через идеологические конструкты типа «общей судьбы», но в особенности — через миф об «этнической избранности», как правило, обеспечивал этнической группе долгую жизнь» [12].

Анализируя причины такой разности во взглядах, можно сделать следующий вывод. Действительно, Россия слишком много страдала от крайних проявлений национализма (войны с французской и фашистской армиями не вычеркнуть из истории страны, из истории развития характера русского народа и этого не нужно делать). И формирование русского национализма – опасная тенденция, поскольку Россия -  многонациональная страна. Однако, хотим мы того или нет, но проявления национализма в современной России и на территории бывших республик СССР имеют место быть. И игнорировать этот факт не просто не верно, но и крайне опасно.

По-видимому, проявление национализма связано с формированием этнической идентичности и гражданственности. Как справедливо отметил, Н.Г. Скворцов, «функцией национализма являлось создание ощущения целостности и исторической непрерывности, связи со своим прошлым, преодоление отчуждения между человеком и обществом, которое несет с собой новый общественный порядок» [8].

Следовательно, подчеркивает А.А. Козлов в своей книге, изданной в 2005 году [4], в условиях становления российской государственности и общероссийской нации следует занять по отношению к российскому национализму позицию как к естественному феномену, сопутствующему процессу образования наций и немыслимому без такового, обращая, однако, внимание на его опасные крайности, и, тем самым, выйти за пределы сложившейся российской традиции трактовать этот феномен исключительно в публицистически-негативном духе. Однако необходимо всегда помнить, национализм всегда остается национализмом, если в его идеологии сохраняются представления о неравенстве, с доминированием одних наций над другими.

Таким образом, формирование этнической идентичности должно проходить под контролем социальных институтов, при разведении понятий патриотизма и национализма

Разведение понятий «патриотизм» и «национализм» - это суть второй точки зрения на феномен патриотизма. Согласно этой точке зрения, национализм многими авторами определяется как самоидентификация со своей нацией, как осознание общности со своим национальным целым и естественная любовь к отечеству с одновременным уважением и признанием права на национальную самобытность других национальных сообществ. Здесь патриотизм понимается как естественная национальная идея, которая в процессе социализации каждого из его представителей становится (или должна) личностной ценностью, заключающей любовь к родине и равное право всех других народов на собственный суверенитет [5].

Следовательно, национализм – это один из механизмов этнической идентификации, а патриотизм – это результат нормально протекающей этнической индентификации.

Отметим, что В самом широком смысле слова понятие «идентификация» (от англ. identity – тождественность) означает многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания [9]. В более узком, психологическом смысле слова, идентификация –  это процесс несознаваемого отождествления индивидом себя с другими, отдельной группой, образцом [1].

Значит, этническая идентификация - это процесс осознания индивидом своей принадлежности к этнической группе, проявляющийся в его собственной концепции «Я» в отношениях с другими [3]

Однако стоит обратить внимание на следующее. В случае, когда ребенок систематически видит этноцентрические  проявления в поведении референтных для него личностей и групп, когда различные институты социализации (например, семья, образовательное учреждение) в различных формах распространяют идею этноцентризма (например, в семье ребенок может систематически слышать нетерпимые, не толерантные  высказывания по отношению к представителям другой национальности, может услышать запрет общаться с ними, при подчеркивании положительных сторон своей национальности),этническая идентификация идет по искаженному пути и национализм перестает быть только ее механизмом. Формируется качество личности, заключающее в себе чувство любви к Родине, готовность служить ей, понимая исключительность своего народа, по сравнению со всеми другими народами, т.е. национализм как качество личности.

Существует и иной искажающей путь этнической идентификации – это систематическая демонстрация референтными личностями и группами негативной установки по отношению к своей нации и Родине, а также проявление этой установки в деятельности различных институтов социализации. В этом случае у личности  формируется антипатриотизм.

Вполне понятно, что антипатриотизм – это негативная установка, искусственно создающаяся для того, чтобы ослаблять наше общество. Эта установка находит отражение в пресловутых мифах и легендах о России и русских людях, в отрицательном «приукрашивании» проблем, искажении страниц нашей истории (Р.А. Дорофеев, В.В. Головинский [2]). Как указывает И. Нагорных [26], антипатриотизм представляет собой намеренное сужение понятия патриотизма, с помощью которого можно легко внести раскол в общество, поскольку разные группы могут вкладывать в это свое прочтение.

Тем самым, патриотизм можно представить как систему позитивных представлений личности о своей Родине и позитивных установок по отношению к ней без ощущения превосходства собственного народа и Отечества над другими народами, но с готовностью встать на защиту самобытности своего народа в случае реальной угрозы Отечеству.

 

Вместо заключения….

Для нормально протекающей этнической идентификации личности и формирования патриотизма необходимо избегать проявлений как этноцентризма, так и уничижения собственной нации, Родины, искажении страниц ее истории.

Это следует учитывать при определении стратегии патриотического воспитания молодого поколения. На ряду с этим, при формировании   патриотизма личности следует учитывать и действие глобализации.

Дело в том, что этническая идентификация в условиях глобализации рискует привести к отказу от патриотических чувств в отношении страны и предлагающему в качестве замены аналогичные чувства по отношению к миру, планете Земля, всему человечеству. Безусловно, это негативный вариант этнической идентичности, поскольку в основе любого государства должна лежать идея национального единства как залога его успешного развития.

Избежать этого возможно благодаря созданию национальной идеи. По сути, каждый человек должен понимать к какой цели идет его страна и быть убежденным в наличии сил и средств у страны для достижения этой цели.

 Наталья Завоеванная

Список литературы

  1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд. – М.: Прайм-Еврознак, 2003.  632 с.
  2. Дорофеев Р.А., Головинский В.В. О патриотизме в России [Электронный ресурс] / История тыла российской армии: информационно-тематический портал - Режим доступа: http://www.oboznik.ru/
  3. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р, Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М.: Мысль, 1996.
  4. Козлов А.А. О соотношении гражданственности, патриотизма и национализма/ О патриотизме и гражданственности: Учебное пособие для студентов, работников сферы молодежной политики и педагогов / Под ред. д.с.н., проф. А.А.Козлова. – СПб. «Элексис Принт», 2005. 228 с. С. 37-50.
  5. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал, 2005. №4. С. 89 – 98.
  6.  Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет. — Л.: Сов. писатель, 1989. 608 с.
  7.  Рузвельт Т.. Большое путешествие  — 1-е издание. — Нью Йорк: Charles Scribner’s Sons, 1918. — С. 181. — 204
  8. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб.: СПбГУ, 1996. 36 с.
  9.  Социологический словарь /Авт.-сост.: Осипов Г.В, Москвичев Л.Н., Чернощек О.Е. – М.: «Норма», 2010. 608 с.
  10.  Толстой Л.Н. Христианство и патриотизм [Электронный ресурс] / Библиотека Гумер – культорология - Режим доступа к ресурсу: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/Tolst_HrPatr.php
  11.   Le Wine R. A., Campbell D. T. Ethnocentrism: theories of conflict, ethnic attitudes and group behavior. N.Y., 1972. 365 р.
  12.  Smith A.D. The Ethnic Sources of Nationalism // Ethnic Conflict and International Security/Ed/by M.E. Braun/Princeton, 1993 401 р.

Другие новости и статьи

« Призывники пойдут за повесткой сами

Загадки задает космос »

Запись создана: Среда, 22 Январь 2014 в 19:28 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика