Обеспечение войск в период окончательного изгнания армии неприятия из пределов России в 1812 году
Тыловое обеспечение русских армий в Отечественной войне 1812 г. глазами ее очевидца
К середине ноября 1812 года положение расстроенной армии Наполеона еще более ухудшилось. С юга приближалась Дунайская армия адмирала Чичагова, с севера наступал генерал Витгенштейн, авангард которого захватил Витебск, лишив французов накопленных там продовольственных запасов. Колонна французских войск сильно растянулась.
Дунайская армия адмирала Чичагова освободила Минск, лишив Наполеона крупнейшего тылового центра. Более того, 21 ноября авангард Чичагова освободил город Борисов, где Наполеон планировал переправиться через реку Березину. Авангардный корпус маршала Удино выбил Чичагова из Борисова на западный берег Березины, однако, русский адмирал с сильной армией стерёг возможные места переправы.
Оказавшись в лесах Минской губернии части, под командованием генерала А.П. Ермолова и атамана Платова находили в разных местах брошенные артиллерию и повозки. У отступающего противника не было сил и времени утопить орудия или их засыпать. «Потеря в людях несравненно превосходила все другие». Встречались тысячи умирающих и замерзающих людей. Все близлежащие населенные пункты были сожжены, поэтому не было пристанища для солдат французской армии. Они тысячами сдавались в плен, «все больные и раненые», в их составе было большое количество чиновников. Большинство из них ожидало скорейшей смерти. Русское командование не было в состоянии оказать им надлежащую помощь, не имея для этого сил и средств.
При занятии Могилева, в котором наполеоновская армия была представлена немногочисленными польскими подразделениями, сопротивления не было. Французами были оставлены госпитали, которые не смогли осуществить эвакуацию раненых и больных. Наполеон отступал поспешно, опасаясь преследования. Однако, командование русской армии не торопило свои войска, рассчитывая, «что далекий путь, усиливающаяся зима, свирепствующий голод и предстоящая борьба при Березине, без содействия главной армии, приведут французское войско в состояние, близкое к разрушению».
Преследование французской армии при подходе к Борисову носило стремительный характер. Части, под командованием генерала А.П. Ермолова, подходя к соединениям адмирала Чичагова, сделали один привал, на котором солдатам было разрешено приготовить горячую пищу и привести обувь в порядок. После прохождения Борисова войска приступили к наведению переправы. Временные мосты через р. Березину устанавливали на козлах и подстилали соломой, поливаемую водой и скрепляемую морозом. В близлежащих лесах скрывалось большое количество солдат и офицеров противника, которые добровольно сдавались в плен, в расчете избежать смерти от голода.
Действия войск адмирала Чичагова не всегда были удачными. Большие силы французов в условиях лесистой местности, правильно примеряясь к сложившимся условиям, нанес поражение кавалерии русских войск. Ворвался в Борисов. Адмирал вынужден был отступить за реку, и приказал сжечь мост. При этом был полностью потерян обоз, все экипажи командования с дорогими вещами.
Анализируя действия Наполеона в России, генерал Ермолов отмечает, что была полная неожиданность скорое оставление императором, захваченной Москвы и поспешное отступление. Поэтому большие силы русских были направлены для действия на вражеских коммуникациях, где предположительно были созданы запасы материальных средств, рекрутские депо (учебные центры). Общее руководство этими силами возлагалось на адмирала Чичагова, рассчитывая на его силы, в количестве шестидесяти тысяч человек. Однако, почти половину (26 тысяч человек) адмирал оставил для сдерживания австрийских и саксонских войск Наполеона.
Оставшимися войсками под руководством адмирала Чичагова с корпусом казаков начал действовать по задержанию отступавших войск французов. В Минске войска адмирала овладели «огромными … складами провиантских запасов, коммиссариатских, госпитальных и аптекарских вещей». Для их охраны был оставлен французским командованием небольшой отряд.
Генерал Ермолов внес предложение адмиралу оставить возможность беспрепятственного движения наполеоновским войскам наиболее коротким путем к границе. Это звучало так: «если бы Наполеон встретил невозможность идти на местечко Зембин, ему оставалось единственное средство овладеть дорогою на Минск, где при изобильных всякого рода запасах (которыми снабжается армия наша и все прочие войска) доставить своей армии отдохновение, призвав из Литвы подкрепления и восстановить в ней порядок».
Переправа через Березину сопряжена была с тяжелыми боями отдельных отрядов. Французы постоянно атаковали, тем самым, создавая условия для переправы своих войск через реку. Однако, переправлялись только люди, по определению А.П. Ермолова, «бывшая пехота», оставляя на переправе тяжелые орудия, военные обозы и частные экипажи, которые затрудняли «доступ к реке». Не были переправлены и богатства, награбленные в Москве, все осталось на берегу, занимаемом русскими войсками.
После прибытия главных сил корпуса Витгенштейна, сопротивление отдельных отрядов французской армии было сломлено, заняты возвышенности правого берега реки, после чего начался обстрел переправ. Отступающие французские войска пришли в смятение, бросились на мосты, опрокинули имеющиеся повозки. В беспорядке панической переправы, боясь остаться в расположении русских войск, остатки наполеоновской армии не смогли соблюдать элементарный порядок переправы, в результате некоторые мосты обрушились.
Преследование армии Наполеона осуществлялось по многим направлениям. При отступлении, на маршрутах оставалось немало пленных, к тому же командование французской армии бросило большое количество солдат и офицеров, не имевших оружия или больных. Тем самым, говорить о проведении какой-либо эвакуации раненых и больных не приходится. При преследовании, отряд генерала Ермолова в одном из населенных пунктов захватил запасы офицерского обмундирования, которое французы не успели вывезти с собой. Обмундирование ценилось больше, чем больные солдаты и офицеры.
Что бы замедлить продвижение авангардов русских войск, наполеоновские подразделения сжигали и разрушали «мосты на протоках и оврагах, сжигали селения». Если сравнивать данный пример с эпизодами Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, то не много изменилось. Войска фашистской Германии поступали так же, нанося непоправимый урон экономики и нормальной жизни нашей страны.
Оставление Наполеоном Вильны (ныне г. Вильнюса) был отмечено, тем, что для подкрепления отступающих войск, французский император отправил около 10.000 солдат свежей пехоты. Однако они не смогли оказать никакого серьезного сопротивления авангарду русских войск, были рассеяны и пали жертвой сильных морозов. «Все большими толпами разбросанные по полю близко от дороги лежали замерзшие». Оставшиеся в живых вынуждены были возвратиться в Вильно. Картина на пути движения была самая удручающая: разметанные кости съеденных лошадей, брошенная новая артиллерия, голые солдаты у которых отобрали одежду. При занятии города русскими войсками (город был взят без сопротивления), Главнокомандующий приказал поставить караулы, в первую очередь, к складам с продовольствием, обмундированием и других материальных средств («провиатским магазинам, складам амуничных вещей и разного рода запасам»). То есть, были приняты меры защиты продовольствия и имущества от разграбления, отступающими подразделениями, оставшимся в городе.
В Вильно хранились огромные запасы продовольствия, предназначенного для войск. Распоряжением фельдмаршала к ним был запрещен доступ до прибытия генерал-интенданта Канкрина. Там же были развернуты огромные склады снаряжения, вещевого имущества, посуды, одежды для госпиталей, хирургические инструменты, медикаменты и пр. Некоторое снаряжение, после проведения необходимого учета, поступило на снабжение солдат (нижних чинов) гвардейского корпуса. При этом, отмечено А.П. Ермоловым соблюдался «в видах сбережения казенного интереса».
Наиболее удобные здания в Вильно были заняты под французские госпитали, в которых оставлены раненые и больные. Однако в некоторых, несмотря на суровую зиму (температура опустилась ниже 27 градусов), не было печей, а постели заменяли «несколько вязанок разбросанной соломы». Больные были плохо обеспечены одеждой, а посудой вообще не обеспечены. В больницах отсутствовала санитария, некоторые были оставлены врачами, потому что, те не имели средств для оказания необходимой медицинской помощи. В городе от этого возникла опасность возникновения эпидемии.
Медицинский работник, сопровождающий генерала Ермолова, по всей видимости, один из обер-лекарей, внес предложение, во время морозов, произвести очистку города, «вывезти трупы без всякой опасности». Меры, принятые командованием русской армии по очистке города, были приняты своевременно. «Многие тысячи трупов вывезены за город, часть их сожжена, прочие опущены в рвы и засыпаны известью. Фельдмаршал приказал привесть это в исполнение». Эти меры были обусловлены тем, что в Вильно было развернуто управление русской армии, во главе с князем М.И. Кутузовым.
После прибытия в Вильно, в управление (Главную квартиру) Главнокомандующего русской армией русского императора, было принято решение выдвинуть войска за границу, для дальнейшего преследования Наполеона. В общее руководство вступал сам Император. Особое внимание уделялось сбору сведений о средствах снабжения и определению порядка обеспечения войск в заграничном походе.
За отличие в боевых действиях при преследовании наполеоновских войск была особо отмечена дивизия генерала Коновницына.. Солдаты были удостоены денежной премией («нижним чинам дана денежная награда небывалая»).
В записках генерала А.П. Ермолова, в основном изложен ход боевых действий, а также характеристика принятых решений противоборствующих сторон. Однако, большое внимание он обращает на обеспечение войск всеми видами довольствия. В них показано влияние и роль тылового обеспечения на успешные действия сторон и необходимость стройной системы обеспечения войск в боевых действиях.
См. также:
1. «Мы долго молча отступали, …». Обеспечение отступающих войск в 1812 г.
2. Роль тылового обеспечения при Бородино и после сдачи Москвы в 1812 г.
3. О тыловом обеспечении войск в начальный период преследования Наполеоновской армии в 1812 году
В. Головинский, Р. Дорофеев, oboznik.ru
Литература:
1. Керсновский А.А. История русской армии, т. I
2. Записки генерала Ермолова, начальника Гланого штаба 1-й Западной армии, в Отечественную войну 1812 года.
3. Тиванов В.В. Денежные капиталы в русской армии.
4. Военный устав, 1716 года.
5. Воинский устав, 1796 года
6. Краснов В., Дайнес В. Русский военно-исторический словарь
7. Википедия. Открытая энциклопедия
Другие новости и статьи
Запись создана: Четверг, 23 Май 2019 в 0:23 и находится в рубриках Вещевое обеспечение, Защита, охрана и оборона тыла, Медицинское обеспечение, Начало XIX века, Продовольственное, Транспорт, Управление тылом.
метки: 1812, имущество, В.В. Головинский, Р.А. Дорофеев, Роман Александрович Дорофеев, обозы, оборона, защита, госпитали, продовольствие, охрана, отступление, раненые
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика