27 Январь 2014

Умирали, чтобы жить, падали, чтобы стоять, воевали, чтобы победить…

oboznik.ru - Умирали, чтобы жить, падали, чтобы стоять, воевали, чтобы победить…

Cм. также: Блокада Ленинграда – одна из самых трагических страниц в истории Второй мировой войны

Работа военных финансистов в условиях блокады Ленинграда

«Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто»

27 января 1944 года силами войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов в ходе Ленинградско-Новгородской наступательной операции окончательно разорвано кольцо блокады Ленинграда.

Блокада Ленинграда - одна из самых трагических и героических страниц в истории Великой Отечественной войны. Она длилась 872 дня (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.). Это долгие дни смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей города.

22 июня 1941 г. в Ленинграде и Ленинградской области было введено военное положение. Первый воздушный налет авиации противника 23 июня на Ленинград был сорван. Героическая оборона Ленинграда началась 10 июля, с выходом немецко-фашистских войск на территорию Ленинградской области. С 6 сентября начались систематические бомбежки города. По плану Гитлера, город должен был быть стерт с лица земли, а оборонявшие его войска уничтожены.

20 августа немецко-фашистские войска заняли г. Чудово и перерезали железную дорогу Ленинград-Москва. Фронт вплотную подошел к городу. С 4 сентября начались варварские систематические артиллерийские обстрелы города. 8 сентября 1941 г. противник захватилШлиссельбург, прекратилось сухопутное сообщение Ленинграда с Большой землей и началась блокада города.

В блокированном городе оказалось более 2,5 млн. жителей, в том числе 400 тыс. детей. В городе не имелось достаточных запасов продовольствия. Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить до ноября, жидкого топлива - до конца сентября. Введенные по карточной системе нормы продовольствия снижались.

Пик голода в блокадном Ленинграде пришелся на период 20 ноября - 25 декабря 1941 г. Нормы выдачи хлеба для бойцов передовой линии обороны составили 500 г в день, рабочих горячих цехов - 375 г, рабочих остальных производств и инженеров - 250 г, служащих, иждивенцев и детей - 125 г. На 50% хлеб состоял из несъедобных примесей. Выдача других продуктов в этот период фактически прекратилась.

Ежедневно в Ленинграде умирали более 4 тыс. человек, что в 100 раз превышало показатели смертности мирного времени. Из каждых 100 смертей 63 приходилось на мужчин и 37 на женщин в среднем. К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.

Применение впервые в СССР пищевой целлюлозы позволило увеличить выпечку хлеба. Использовались витамин С в виде настоя лапок хвои, желе из растительного молока, соков, глицерина и желатина, а также отходы овсяного помола и клюквенный жмых.

Ранней зимой 1941 г. иссякли запасы топлива и начался холод. Для обогрева в печках-буржуйках сжигали мебель, книги, деревянные дома. Прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев. За водой жители ходили к Неве, Фонтанке, др. каналам и речкам. За сентябрь - ноябрь 1941 г. в Ленинграде 251 раз объявлялась воздушная тревога.

Однако город жил и трудился. Работали административные и детские учреждения, типографии, поликлиники, театры, ученые. На заводах подростки заменили отцов. В условиях блокады продолжался выпуск военной продукции. В первые месяцы блокады для оповещения жителей о вражеских авианалетах было установлено 1500громкоговорителей.

По радиосети доводилась необходимая информация, и передавался знаменитый метроном во время воздушных налетов: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный - отбой. На многих улицах были развешаны специальные предупреждающие таблички с текстом: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».

Для обороны Ленинграда использовались любая техника, в т.ч. и новейшие тяжелые танки КВ-1 и КВ-2. Только в 1941 г. было выпущено более 700 танков, 480 бронемашин и 58 бронепоездов с мощными корабельными орудиями. На Ржевском артиллерийском полигоне было найдено и использовалось корабельное орудие калибра 406 мм. Германское наступление было приостановлено на несколько недель и противнику не удалось овладеть городом с ходу.

В защите города участвовали Балтийский флот, наземные войска и 2 корпус ПВО. Плотность зенитной артиллерии была выше этого показателя при обороне Москвы, Ленинграда и Баку, а также в 8-10 раз превышала этот показатель при обороне Берлина и Лондона.

Для помощи осажденным жителям через Ладогу была организована ледовая «Дорога жизни», которая в сентябре 1941 - марте 1943 г. связывала осажденный Ленинград со страной. По ней эвакуировались население и промышленное оборудование из Ленинграда,доставлялись в город продовольствие, топливо, подкрепление, боеприпасы и вооружение. За весь период действия «Дороги жизни» в Ленинград было доставлено более 1615 тыс. т грузов и эвакуировано около 1,37 млн. человек. Для подачи в город нефтепродуктов по дну озера был проложен Ладожский трубопровод.

Противник подвергал «Дорогу жизни» систематическим ударам авиации и артиллерийскому обстрелу, пытался высаживать десанты и ставить мины. Дляобеспечения бесперебойной работы дороги были привлечены значительные силы и средства ПВО Ленинградского фронта, войск ПВО страны, Балтийского флота и Ладожской военной флотилии.

18 января 1943 г. силами Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии сБалтийским флотом блокада была прорвана, и враг был отброшен от города. Операция имела кодовое название «Искра» и проводилась в рамках общего наступления Советской Армии зимой 1942-1943 гг. после окружения немецко-фашистских войск подСталинградом.

Против 18 немецко-фашистской армии группы армий «Север» в операции действовали 2 Ударная и 67 армии Волховского и Ленинградского фронтов соответственно. Левый фланг 2 Ударной армии обеспечивала 8 армия. К операции были привлечены авиация дальнего действия, береговая и корабельная артиллерия. 12 января обе армии перешли в наступление, а 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились.

В этот день был освобожден Шлиссельбург и очищено от противника все южное побережье Ладожского озера. Между Ладожским озером и линией фронта образовалсякоридор шириной 8-11 км, через который в течение 17 суток были проложеныжелезнодорожная и автомобильная дороги. Это резко улучшило снабжение города, Ленинградского фронта и Балтийского флота всеми необходимыми для жизни и боевых действий средствами.

После прорыва блокады осада Ленинграда продолжалась до сентября 1944 г. Для снятияосады города, в июне - августе 1944 г. были проведены Выборгская иСвирско-Петрозаводская операции. В результате , 20 июня был освобожден Выборг, а 28 июня — Петрозаводск, в сентябре 1944 г. - остров Гогланд. Окончательно блокада Ленинграда была снята 27 января 1944 г.

Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. За годы блокады погибли от 400 тыс. до 1,5 млн. человек. На Нюрнбергском процессе была озвучена цифра 632 тыс. человек.

Только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов, а остальные 97% умерли от голода. Большинство умерших блокадников похоронены на Пискаревском мемориальном кладбище на площади 26 гектаров.

Местом массового захоронения ленинградцев стало и Серафимовское кладбище, на котором в 1941-1944 гг. было похоронено более 100 тыс. человек. Умерших хоронили также на ВолковскомКрасненьком и др. кладбищах города. За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всю войну.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 г. Ленинград получил званиеГорода-героя за героизм и мужество, проявленные жителями во время блокады. 8 мая 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

 Анатолий Соколов

rosinform.ru

Другие новости и статьи

« Кольцо смерти и Дорога жизни

За аферу арестован начальник испытательного центра бронетехники Минобороны »

Запись создана: Понедельник, 27 Январь 2014 в 10:19 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика