Святой врач



12 декабря - день Конституции

Святой врач

oboznik.ru - Святой врач
#врач#здоровье#вера

Иисус, сын Сирахов: «Господь создал врача, и от Вышнего – врачевание»
(Сир. 38,1 -2)

«Разумно предположить, что Бог наделил человека, по крайней мере, некоторым методам лечения (врачи древности не имели практически никаких знаний по анатомии и физиологии человеческого организма) и дал ему интуитивную способность находить лекарство в окружающей природе. Это предположение подтверждается словами Библии: «Господь создал из земли врачевства… Он и дал людям знание… ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его» (Сир. 38,4, 6-7). При внимательном взгляде, такую дарованную Богом интуицию, мы видим и у лучших современных медиков. Даже больших современных знаний, часто не хватает для принятия научно обоснованного решения и врачу необходимо использовать интуицию – пишет протоирей Георгий Нейфах в своей работе «Гармония Божественного творения».

Без всякого сомнения, таким врачом был святитель Лука – избранник Божий. Да поможет нам Господь сохранить в сердце образ этого святого человека, ревностного бессребреника – врача и неутомимого проповедника истины.

Валентин Феликсович Войно–Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в Керчи, в семье провизора. В конце 80-х годов семья Войно-Ясенецких переехала в Киев. С детских лет у Валентина обнаружились способности к рисованию. Учась в гимназии, он оканчивает Киевское художественное училище.

Валентин Феликсович принадлежал к редким людям, которые не могут делать что-то лишь для себя. Желание оказывать практическую помощь своему народу возобладало, и в 1898 году он поступает на медицинский факультет Киевского университета им. Святого князя Владимира. Помог талант и практический опыт в области рисунка. Со временем Валентин Феликсович стал профессором топографической анатомии и оперативной хирургии. Окончил университет в 1903 г., а в 1904г. грянула Русско-японская война.

В составе медицинского отряда Красного Креста В.Ф. Войно-Ясенецкий 30 марта 1904 года выехал на Дальний Восток. Отряд расположился в Чите. Здесь и началась практика врача - хирурга. Он сразу стал оперировать на костях, суставах и черепе.

Незадолго до окончания войны Валентин Феликсович получил место зав. Городской земской больницы в г. Ардатове Сибирской губернии. Вот что он пишет о себе: «… я стал широко оперировать и скоро приобрел такую славу, что ко мне пошли больные со всех сторон. Когда молодой нищий, слепой с детства, прозрел после операции, он собрал множество слепых со всей округи, и все они длинной вереницей пришли ко мне, ведя друг друга за палки и чая исцеления».

В 1909 году он приехал в Москву и приступил к практическим исследованиям по теме «Регионарная анестезия», где он явился открывателем новых методов обезболивания. За эту работу Варшавский университет присудил Валентину Феликсовичу премию им. Хойнацкого. В 1916 году за опубликованную (в Петербурге) монографию «Регионарная анестезия» Валентин Феликсович получил степень доктора медицины.

В марте 1917 году семья Войно-Ясенецких переехала в Ташкент, куда его пригласили быть главным врачом городской больницы. Здесь у него умирает жена, Валентин Феликсович остается один с 4-мя детьми, из которых старшему было 12 лет. Ташкентские прихожане свидетельствуют о том, что профессор Воино-Яснецкий регулярно посещал воскресные и праздничные богослужения.

Однажды, в конце 1920 года, Валентин Феликсович присутствовал на епархиальном собрании, на котором он произнес речь о положении дел в Ташкентской епархии. Речь произвела впечатление на слушателей. После собрания епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) отвел профессора в сторону и сказал: «Доктор, вам надо быть священником!» В феврале 1921 года Валентин Феликсович был рукоположен в диаконы, а на праздник Сретения Господня в 1921 году в священники. С крестом на груди он читал лекции в Ташкентском университете, где был в то время профессором. Перед каждой операцией он молился и благословлял больных.

Надо представить себе, что это было за время. Адская машина репрессий перемалывала судьбы большей и лучшей части православного народа. Народа, когда-то называвшего себя Святой Русью. В это страшное и тревожное время, когда некоторые священнослужители снимали с себя сан, испугавшись репрессий, профессор Войно-Яснецкий, повинуясь призыву Божию, принимает рукоположение.

oboznik.ru - Святой врач

Архиереем он стал 31 мая 1923 года. Принимает имя в память апостола и евангелиста врача и иконописца Луки. ОГПУ сфабриковало заявление, что Лука «является ярым черносотенцем, организовал контрреволюционную группу, распространяет контрреволюционные воззвания и ведет антисоветскую деятельность». Его отправляют в ссылку за 200 км от Полярного круга, в станок Плахино, состоявший из 3-х изб. Из ссылки он вернулся в январе 1926 года в Ташкент и снова ссылка в Архангельск. Начались новые хождения по мукам. Нарастала сердечная недостаточность, сказались длительные голодовки, которые он объявлял в знак протеста обвинителям. В архангельской ссылке епископ-профессор разработал новый метод лечения гнойных ран. Его вызвали в Ленинград, и лично Киров уговаривал его снять сан, после чего обещал тут же предоставить ему институт. Но Валентин Феликсович не согласился даже на печатание своей книги без указаний сана. Осенью 1934 года, после 10-ти летней подготовки, вышла в свет монография «Очерки гнойной хирургии» святителя Луки. Начался 1937 год, наркомом НКВД, стал Н. Ежов – это был особенно тяжелый год массовых арестов духовенства и всех подозреваемых во враждебном отношении к советской власти.

Третий арест был в июле 1937 году. Следователь называл заслуженного профессора «хирургом-вредителем». Для человека, всю жизнь спасавшего людей от недугов и смерти, это было особенно оскорбительно. Лука объявил голодовку и виновным себя не признавал. Во время допросов он претерпел карцер, побои, издевательство. У чекистов был прием «конвейера». Непрерывные допросы, сопровождались пытками и побоями, доводили подследственного до умопомрачения. Святитель Луки указывает, что «от меня неуклонно требовали признание в шпионаже, но в ответ я только просил указать, в пользу какого государства я шпионил». На это, они, конечно, ответить не могли. Допрос конвейером продолжался 13 суток и не раз меня водили под водопроводный кран, из-под которого обливали мне голову холодной водой. Допрос был прерван, когда сдало сердце, с тяжелыми отеками ног его поместили в тюремную больницу, а потом снова возобновили допрос. Новая голодовка длилась 7 дней, при «непрерывном» сидении на стуле, день и ночь без сна. Особенно тяжелым испытанием, для епископа Луки, было предательство близких ему людей. Но владыка остался тверд, на всех допросах ни на кого не клевещет, никого не оговаривает. Те, кто предал его, были приговорены к расстрелу, а архимандрит Валентин к 10-ти годам лагерей в Красноярском крае.

Когда началась Великая Отечественная война, епископ Лука не остался в стороне, не таил обиду. Он пришел к руководству райцентра Красноярска и предложил свой опыт, знания и мастерство, для лечения воинов Красной армии. В это время в Красноярске организовывался огромный госпиталь. С фронта шли эшелоны с ранеными. В октябре 1941 года епископ Лука назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Он с головой погружается в многотрудную и напряженную хирургическую работу. Самые тяжелые операции, осложненные обширными нагноениями, приходится делать православному хирургу. Его деятельность была отмечена грамотой и благодарностью Военного Совета Сибирского военного округа.

Напряженная работа архиепископа Луки в Красноярских госпиталях давала блестящие научные результаты. В конце 1943 года опубликовано 2-е издание «Очерки гнойной хирургии», переработанное и значительно дополненное, а в 1944 году вышла книга «Поздние резекции инфицированных ранений суставов». За эти два труда ему была присуждена Сталинская премия I степени. Из 200 тыс. руб. этой премии 130 тыс. перечислил в фонд в помощь детям, пострадавшим в войне. Книги получили прекрасные отзывы коллег. В частности, академик И.А. Кассирский писал, что эти труды будут перечитываться и через 50 лет.

Слава об архиепископе-хирурге растет, о нем уже пишут в США, спец-корреспондент ТАСС приезжает для того, чтобы сделать фотоснимки и взять интервью. По просьбе профессора С.С. Юдина скульптор лепит его бюст. Два местных художника пишут портрет Владыки. В феврале 1945 года Патриарх Алексий I наградил Владыку Луку правом ношения на клобуке бриллиантового креста. Архиепископ Лука получил правительственную награду – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

И после войны Владыка служит своему Отечеству. С 1946 года он был консультантом госпиталя в Симферополе, помогал госпиталю инвалидов Великой Отечественной войны. До конца 1947 года он как хирург и профессор читал лекции врачам, оперировал больных и раненых. Жизнь архиепископа Луки клонилась к закату… Последнюю свою Литургию он отслужил на Рождество, последнюю проповедь сказал в Прощенное воскресенье. Представился святитель Лука 11 июня 1961 года. В этот день Церковь праздновала память всех святых, в земле Российской просиявших.

В 2000 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви внес имя святителя Луки, прославившего нашу Церковь исповедническим подвигом, в список святых новомученников и исповедников Русской Православной Церкви, для общественного почитания.

Головинская Валентина Васильевна, учитель истории, специально для oboznik.ru



Другие новости и статьи

« Любовь Петровна Орлова

Царствование Екатерины II »

Запись создана: Среда, 22 Май 2019 в 0:39 и находится в рубриках 40 - 50-е годы XX века, Вторая мировая война, Медицинское обеспечение, Межвоенный период, О патриотизме в России, После Крымской войны, После Русско-японской войны.

Метки: , , , , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы