Русская армия в Маньчжурии: природно-климатические условия, транспортная система, население театра военных действий



Русская армия в Маньчжурии: природно-климатические условия, транспортная система, население театра военных действий

rjv1904

oboznik.ru - Русская армия в Маньчжурии: природно-климатические условия, транспортная система, население театра военных действий
#война#офицер#армия

Изучая историю повседневной жизни людей на войне, невозможно рассматривать ее изолированно от внешних условий, в которых они находятся: географических особенностей театра боевых действий, в том числе климата, удаленности полей сражений от родины, системы снабжения армии, связи с тылом и др. Именно эти факторы в значительной степени формируют тот мир, в котором живет каждый отдельный офицер или солдат. Это характерно для любой войны, будь то крестовые походы или современные нам конфликты на Ближнем Востоке.

Между внешними явлениями и частной жизнью отдельного человека, в нашем случае – боевого офицера, существует прямая связь: от погодных условий зависит обмундирование и снаряжение, от качества путей сообщения и их протяженности – сроки доставки в армию необходимых вещей и продовольствия. В формате данного исследования невозможно рассказать обо всех внешних влияниях, поэтому мы предполагаем исследовать только наиболее значимых из них. Прежде всего необходимо остановиться на географических, и в том числе климатических условиях, в которых приходилось воевать русской армии. В административном отношении Манчжурия делилась на 3 провинции, две из которых - Гиринская и Мукденская - от войны пострадали сильнее. Боевые действия происходили в районе Восточно-Маньчжурского горного массива (бои на реке Ялу), низкогорного ландшафта, преимущественно степного, в том числе Ляодунского полуострова (осада Порт-Артура, бои у Вафангоу) и земледельческой долины бассейна реки Ляохэ, являющейся южной частью Маньчжурской равнины (сражения у Ляояна, у реки Шахэ, под Мукденом) .

Географически этот регион представляет собой равнину, охваченную двумя крупными горными системами: Ляодунским нагорьем и нагорьем Ляоси . Обе эти горные системы связываются гористыми долинами реки Сунгари и одного из ее притоков Нонни. Восточно-Маньчжурский горный массив – обширная разветвлённая горная система между границей с Кореей и равнинами рек Ляохэ и Сунгари. Это невысокие горы, в среднем не превышающие 2 000 м, не имеющие ледников и вечных снегов. Эти горы плавно перетекают в долину реки Ляохэ, образуя холмистые возвышеннсти. Именно эту местность современники называли знаменитыми сопками Маньчжурии, в честь которых назван популярный в начале ХХ в. вальс.

Равнина реки Ляохэ, как и вся Маньчжурская равнина, с трёх сторон окружённая горами, образована речными отложениями – аллювием. Ландшафты этой долины и Ляодунского полуострова испытали на себе значительное воздействие в результате земледельческой деятельности человека. Ляодунские горы к западу постепенно понижаются. Нагорье Ляоси, соединяя Южную Манчжурию с провинцией Печили, тянется от Великой китайской стены до пересечения реки Ляохэ с монгольской границей и представляла собой холмистую поверхность, не затруднявшую передвижения по ней войск и обозов, в отличие от горных частей Северо-Восточного Китая. Леса в Мукденской провинции были в основном хвойными, занимали значительную площадь, но были распределены неравномерно, сосредоточиваясь в основном вдоль восточной границы, оставляя без леса

остальную часть провинции. В центре и на западе встречается лишь мелкий кустарник и отдельные деревья . Испытывая недостаток в древесине, прежде всего, из-за нехватки дров, войска были вынуждены жечь гаолян и снимать крыши, ставни и двери в китайских домах. Западная часть Южноманчжурского военного театра, приближаясь по характеру поверхности к низменным областям Европейской России, была более привычна для русского солдата, восточная же часть театра — гористая и бездорожная — представляла большие трудности для действий войск и жизни в полевых условиях .

Маньчжурский климат формировался взаимодействием погодных особенностей материка и океана в этом регионе, которое выражается в зимних и летних муссонных ветрах. Поскольку горные кряжи прикрывают эту территорию с востока, юга и запада, то с мая по сентябрь здесь господствует юго-западный муссон, а в остальное время года – северный и северо- западный. Этим объясняются главные характерные особенности климата: жаркое и богатое атмосферными осадками лето и холодная малоснежная зима .

В зимнее время сильно влияние восточносибирского или центрально- азиатского антициклонов, что приводит к преобладанию солнечной и холодной, но сухой погоды. В районе Мукдена минимальная зимняя температура составляет -33 , средняя температура января -13 . Земля при этом глубоко промерзает. Толщина снежного покрова крайне мала, мелкий крупчатый снег быстро сдувается сухим, резким зимним муссоном. Такой суровый, а главное – непривычный для русских, климат оказывал самое серьезное влияние на формирование быта офицеров. При резко континентальном климате Маньчжурия была богата дождями, в результате выпадения которых образуется множество ручьев, часто глубоких и бурных .

Температура доходила в районе Мукдена до +40 , а среднемесячная +25 . Летом стояла «жара нестерпимая» и выпадало максимум осадков, в июле-августе проходило значительное число ливней, в это время резко повышался уровень воды в реках и скорость их течения . Вот как описывали маньчжурское лето современники: «С 31 июля и до 5 августа дождь лил не переставая; у нас все промокло, отсырело; палатки, погребцы, белье, сапоги, кровати – все [из-за плесени – Л.Ч.] зеленое… озера и реки разлились и затопили дороги…» .

Тогда же из-за повышения влажности появлялось множество мошкары . Осень довольно непродолжительна (сентябрь и октябрь), но отличается мягкой и приятной погодой, которую портили частые и сильные ветры. Они поднимали целые тучи песка и пыли, что являлись причиной возникновения глазных болезней . Лучшее время года в Маньчжурии, по мнению современников , — осень, когда спадает жара и прекращаются дожди. Как видно из вышесказанного, погодные условия здесь сильно отличались от континентального климата, к которому привыкли русские: зимой сильные ветра при малом снежном покрове, а летом – обильные осадки и палящее солнце. Многие офицеры и солдаты оказались не готовы к таким условиям.

Отдельного внимания заслуживают водные ресурсы Маньчжурского театра боевых действий. Характерной чертой этой местности было обилие водных потоков. Большинство рек носили горный характер, т.е. обладали быстрым течением и текли по твердому, часто загроможденному камнями дну, что делало неудобными переправы войск через них. Уровень воды был также неустойчив. Большинство рек к концу лета высыхали, а весной и в начале лета после таяния снегов в горах и весенних дождей они становились полноводными и разливались. В Южной Маньчжурии вследствие отсутствия лесов колебания уровня воды очень значительны. Иногда они могли разливаться из-за одного, но сильного дождя или наоборот, довольно быстро высыхать .

Особенно страдали войска в конце лета 1904 г при отступлении к Мукдену: «…вода очень редко попадается на пути. Ни одной речонки встретить сегодня не пришлось… стоит лишь подойти к какой-нибудь небольшой луже, как она сразу иссякнет, оставляя после себя только мокрое истоптанное дно» . В Северной Маньчжурии уровень воды в реках был устойчивее. Зимой реки замерзали и становились важными дорогами, особенно в горах. Кроме небольших горных рек по территории Маньчжурии текли несколько водных артерий, крупных и значимых для воюющих сторон: Сунгари и Ляохэ. Они были судоходными и служили коммуникационными линиями, частично снимая нагрузку с железной дороги. Главная водная артерия всей Мукденской провинции - река Ляохэ. Мутная и грязная вода в реке для питья была не пригодна . Сунгари - правый приток Амура, в основном использовался как транспортный путь от Харбина на север на территорию Российской империи .

Еще одним крайне важным фактором, влиявшим на повседневную жизнь офицерского корпуса, стала сухопутная транспортная система. Театр боевых действий находился на расстоянии в несколько тысяч километров от основных источников снабжения, что, безусловно, наложило свой отпечаток на жизнь армии. Русские войска, расположенные за тысячи километров от основных экономических центров страны, связывала с ними лишь одна, недостроенная окончательно, железнодорожная магистраль.

В этой связи чрезвычайно важное значение приобретало не только наличие транспортных средств, но и организация движения. Единственная железная дорога, связывающая центр государства с театром военных действий — Транс- Сибирская (в начале XX века ее называли Великий Сибирский Путь) была выстроена по облегченным техническим условиям, дорога вокруг Байкала еще не функционировала, а шедшая далее Забайкальская железная дорога отличалась крутыми уклонами и малыми радиусами на поворотах, что затрудняло движение поездов . Особый статус получила Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), соединявшая Читу с Владивостоком, и особенно одна из ее веток – Южно- Маньчжурская железная дорога (ЮМЖД), проложенная между Харбином и Порт-Артуром . Одноколейная, построенная всего за год до начала войны, КВЖД оказалась неподготовленной к крупномасштабным воинским перевозкам.

К началу войны одноколейная Транссибирская магистраль уже была введена в эксплуатацию, но из-за некоторых недоработок пропускная способность ее составляла лишь 3—4 пары поездов в сутки , хотя военный министр утверждал, что уже с начала войны можно было ежедневно отправлять 12 пар поездов2 . Однако после ряда изменений в работе и введения дополнительных мер, таких как создание дополнительных разъездов и увеличение числа путей на станциях, пропускная способность Сибирской железнодорожной магистрали к 1 апреля 1904 года достигла 9 пар поездов, к 1 июня — 12 и к 15 сентября — 17 пар поездов в сутки .

Крупным недостатком являлся разрыв дороги у озера Байкал, вынудивший в качестве паромов использовать ледоколы «Байкал» и «Ангара», а также все подходившие для этих целей паромы и баржи , но этого было недостаточно, возникали очереди из составов, поэтому зимой, со 2 по 17 февраля 1904 г., железнодорожными войсками через озеро по льду была построена временная железная дорога. Пропускная способность остальных участков была в 2—3 раза выше. Все это влекло за собой низкую скорость переброски военных грузов и войск на Дальний Восток. Например, транспортировка одного армейского корпуса (около 30 тысяч человек) занимала около месяца .

Тем не менее, уже к июлю 1904 года удалось наладить бесперебойное движение по Транссибирской магистрали. В ходе войны появились новые причины, по которым нарушались железнодорожные перевозки. Во-первых, Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) не возвратила Забайкальской 1000 вагонов, из-за чего последняя не смогла принять все транзитные грузы с Сибирской железной дороги. Во-вторых, японские разведывательные группы организовали ряд диверсий. В частности, широкую огласку получило нападение на железнодорожный мост у станции Фанзятунь в январе 1905 года .

Это было сделано несмотря на стремления властей обезопасить дорогу, в частности ограничения для проживания и жесткий полицейский надзор за всеми подозрительными лицами, в том числе японскими подданными, не только вблизи железнодорожных путей, но и в целом в забайкальском регионе . В- третьих, среди железнодорожного начальства процветали взятки и подкуп. Вместо военных грузов к составам прицеплялось множество вагонов, товары в которых предназначались для спекуляции. Теневым дельцам удавалось провозить свои грузы даже в санитарных поездах, следовавших на фронт. Например, генерал Хлыновский, ведавший санитарной частью тыла, занимался продажей мяса, муки и других продуктов .

В итоге крайне необходимые грузы доставлялись на Дальний Восток с большим опозданием или вообще не доходили до войск . К тому же большое количество груженых вагонов «терялось» в пути. Одна из подобных мошеннических схем заключалась в следующем: на какой-либо станции в составе военного поезда находили несколько неисправных вагонов. Вагоны часто специально портили на предыдущих перегонах, например, в буксы подсыпали песок, из-за чего они перегорали. Их отцепляли и заменяли несколькими другими, уже стоявшими на станции. Такая процедура могла повторяться несколько раз за весь путь, поэтому до Харбина поезд мог доходить с наполовину замененным подвижным составом

Таким путем на фронт вместе с военными грузами, которые заказывало интендантство и сами войска, попадал «ходовой» товар (например, алкоголь), насыщавший внутренний рынок маньчжурских армий. Можно с уверенностью предположить, что с помощью подобных мошеннических схем на позиции проникали также товары бытового назначения, удовлетворявшие потребности офицеров.

Недостаточная протяженность железнодорожной сети на театре военных действий, отсутствие времени для ее развития, неблагоприятные климатические и почвенные условия Маньчжурии, делавшие непроезжими большинство грунтовых дорог в Маньчжурии, вынудили командование русской армии прибегнуть к строительству значительного количества узкоколейных дорог с конной тягой, призванным восполнить недостаток транспорта. Вопреки ожиданиям, узкоколейные железные дороги с паровой тягой применения не нашли — значительный вес материальной части, почти в два раза превышающий аналогичные показатели парка конных железных дорог, большая трудоемкость строительства и сложность эксплуатации сделали их использование нецелесообразным.

Более 60% всех прибывших в Харбин поездов были воинскими эшелонами, чуть более 30% - с грузами для армии. Ситуация диаметрально менялась, когда составы уходили из Харбина на театр боевых действий: более 60% - грузы, более 30% - люди. Такое изменение груза железной дороги было связано с тем, что основную массу фуража и продовольствия интендантство привозило не из европейской России. Например, скот пригоняли из Монголии , а фураж заготавливался войсками на месте. При этом практически повсеместно отмечался недостаток продовольствия и фуража, что вызывало повышение и даже завышение цен на них2

Свою роль в ходе войны сыграли водные пути, проходившие в основном по рекам Амур, Сунгари, Уссури и Ляохэ. Грузы перевозили около 400 барж и кораблей с общей грузоподъемностью более 46 тысяч тонн . Примечательно, что большая часть из них были частными судами. Грунтовые дороги Маньчжурии представляли собой углубленный накат, окруженный по сторонам полями гаоляна. Он был выше человеческого роста и серьезно препятствовал ориентированию. В сухое время дороги были очень пыльными, а во время дождей покрывались липкой, медленно высыхавшей грязью, по которой иногда невозможно было движение транспорта, особенно одноконных и парных двуколок , и людей.

Постепенное понижение уровня полотна дороги вынуждало прокладывать новые пути3 . Зимой же при малом снежном покрове, когда почва промерзала, такие дороги были очень удобны для перевозок . С первых дней войны потребовалось большое количество транспортных средств для перевозки по грунту различных грузов, а также эвакуации больных и раненых. В связи с этим в дополнение к полковым обозам были созданы корпусные и дивизионные . Однако при невозможности быстро обеспечить театр войны необходимым количеством гужевого транспорта, число таких обозов было незначительным. В результате военная администрация была вынуждена покупать или нанимать местные повозки с лошадьми. Были сформированы арбяные транспорты, т.е. обозы «туземного [китайского - Л.Ч.] образца» . Такая необходимость была вызвана не только нехваткой армейских обозов, но и условиями почвы и климата.

В использовании гужевого транспорта имелись существенные недостатки. Из-за частых отступлений войск и неразберихи, поступали требования на экстренный подвоз материальных средств армейскими транспортами. В большинстве случаев такие требования выполнялись, а в это время дивизионные и корпусные транспортные средства бездействовали. Подвоз затруднялся из-за преждевременного отвода в тыл полковых обозов, которые возили запасы, являвшиеся в значительной мере собственностью полков, а также вещи офицеров.

Это происходило из-за стратегии командования, отдававшего приказы отступать, когда исход того или иного сражения еще не был ясен. Имели место и частые нарушения, связанные с тем, что дивизионный транспорт использовался лишь для содержания на колесах самовольно созданных командирами частей запасов нужных войскам вещей. Таким образом он выпадал из нормальной системы подвоза войсковых грузов . Коротко охарактеризуем для сравнения систему снабжения другой воюющей стороны. Господство на море и осада Порт-Артура на суше позволяли японцам организовать тыл для снабжения своих армий, двигавшихся с востока и юга в направлении расположения главных русских сил. Длительность морского перехода судов с Японских островов на материк занимала всего 1-2 дня в зависимости от погодных условий.

Японские армии опирались на три основные коммуникации: одна — для 1-й армии Куроки — от устья Ялу в направлении Ляояна и Мукдена через Саходзы и Фынхуанчен; другая — для 4-й армии Нодзу, наступавшей со стороны Кореи, — от Дагушаня в направлении Сюянь — Ляоян. Снабжение по этому пути не получило большого развития, и по мере приближения 4-й армии к линии ЮМЖД она начала базироваться на Инкоу, совместно со 2-й армией. Третью коммуникацию составляла ЮМЖД, которая обслуживала в

основном 2-ю армию , двигавшейся по этой железнодорожной линии от Ляодуна на север. Японцы испытывали значительные трудности из-за недостатка гужевого транспорта, что оказало решающее влияние на медлительность развития операций. Например, армии Куроки понадобилось 4 месяца для того, чтобы пройти свой путь от р.Ялу до Ляояна, хотя это расстояние составляло всего около 250 км. Строительство полевых железных дорог в дальнейшем ослабило кризис снабжения. Что касается организации войскового тыла, то каждая дивизия имела свои средства снабжения. В дивизионном транспорте находился четырехдневный запас продовольствия. Полковой обоз был вьючным и имел продовольствие для трехдневного перехода .

Таким образом, и русские, и японские войска испытывали сложности со снабжением, но они имели различный характер. Если главной проблемой русских войск была удаленность основных баз от театра войны и низкая пропускная способность железнодорожной сети, то для японских главным были поиски необходимого количества наземного транспорта для перевозки военных грузов и войск. Также необходимо остановиться на том населении, которое жило на театре боевых действий. Оно состояло в основном из китайцев, небольшого числа маньчжур и корейцев. К 1904 г. население Маньчжурии составляло более 9 миллионов. Наиболее густо были заселены долина реки Ляохэ и побережье Ляодунского залива, где люди занимались почти исключительно земледелием , выращивая кукурузу, чумизу (это один из сортов просо, называемый «черный рис»), бобы, гаолян (китайское сорго) и пр. Недостающие здесь пшеница и рис ввозились преимущественно для зажиточных слоев населения из центральных районов страны и Кореи. Скотоводство было развито слабо , поэтому интендантство вынуждено было закупать крупный рогатый скот не на месте, а в Монголии.

Обилие возделываемых полей в равнинных районах помогло армии, поскольку большую часть продуктов питания и фуража брали у китайцев. С другой стороны, большие нарекания вызывало то, что значительные территории были засеяны гаоляном : с этой культурой с очень длинными стеблями выше человеческого роста русские войска были незнакомы. Русские не знали, как гаолян можно использовать в пищу. Кроме того, такие высокие заросли часто служили хорошим прикрытием для японских засад. Отношение местного населения было нейтральное. В источниках не зафиксировано массовых волнений ни против русских, ни против японских войск.

При этом многие из местных жителей были вынуждены покидать свои жилища, т.к. проходящие войска занимали их дома, забирали продукты и фураж. Для этих целей интендантством выделялись значительные суммы , однако на практике фуражные команды нередко забирали всё без платы. Зачастую без денежного вознаграждения местное население оставляли не только фуражиры, но и обычные солдаты. Такое положение дел не нравилось многим. Об этом можно судить по письмам и телеграммам как от китайцев, так и от других свидетелей происшествий, направленным в штаб Главнокомандующего. В них говорится о конкретных случаях грабежа местного населения, а также содержатся просьбы усилить охрану мирных жителей.

При этом такое отношение было не всегда, зачастую интенданты честно расплачивались за полученные от местного населения припасы и не допускали мародерства . Китайцев выселяли из домов, где как предполагалось, будут размещены войска, также по гигиеническим соображениям. Считалось, что риск заражения какой-либо из болезней значительно вырастет при непосредственном контакте с местным населением . Зачастую, выселив хозяев, дома очищали от мебели по тем же соображениям. Немало вреда русским войскам причиняли местные жители, завербованные японской разведкой.

Их использовали в прифронтовой полосе в основном для наводки вражеской артиллерии: они подавали сигналы с возвышенностей с помощью зеркал или ярких тряпок , наводя и корректируя огонь батарей на русские позиции. Однако русская разведка также использовала местных жителей как поставщиков информации , оплачивая их услуги, а также как переводчиков для ведения переговоров с местным населением. Некоторые агенты русской разведки из числа китайцев, а также бывшие на службе переводчики, были перевербованы японской разведкой .

Часть из них удавалось вычислить и схватить . Несмотря на большие риски, связанные с утечкой информации через местных жителей, войска были вынуждены использовать их из-за нехватки собственных кадров. Опасность для небольших отрядов и одиночек, отставших от части или посланных куда-либо с поручением, представляли китайские разбойники хунхузы . О хунхузах в источниках упоминается очень часто. Они появлялись как на коммуникациях войск, так и вблизи линии фронта. В тылу армии действовали организованные отряды, нанятые и зачастую возглавляемые японскими кадровыми офицерами-разведчиками. Одним из таких соединений или шаек командовал будущий известный китайский военный и политический деятель – соперник Чан Кайши в борьбе за власть – Чжан Цзолинь .

Л.А. Чернов, ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА РУССКОЙ АРМИИ В МАНЬЧЖУРИИ В ГОДЫ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ 1904-1905 ГГ.

 



Другие новости и статьи

« Как Сталин устранял конкурентов по партии

Договор о РСМД »

Запись создана: Среда, 22 Май 2019 в 0:10 и находится в рубриках После Крымской войны.

Метки: , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы