Сапият и ее горы

Жила-была девочка. Родилась и выросла она в горском селении, и первое, что увидела из окна отцовского дома, были горы. Они окружали ее родное село Алмак, будто воины. Когда девочка подросла, отец стал брать ее с собою. Они поднимались на высокий склон, откуда село было видно, как на дне чаши. Отец рассказывал дочери сказки и правдивые истории.
Затаившись в теплой бурке, слушала она о грозном Арсак-Темире («Хромом Тимуре»), который не мог овладеть богатым и красивым городом в горах, и город с тех пор получил название Алмак, что значит «неприступный». О боях гражданской войны говорил отец. О старых временах и о новой жизни в старых горах. И о том, что в разных краях видел он много маленьких сел и больших городов, но красивее Алмака не случилось встретить.
То были ее первые уроки литературы и истории, географии и родного языка. Это уроки не из школьной программы— родители преподают детям с малых лет уроки любви к родному краю.
Девочка подрастала. С детских лет она с друзьями ходила в походы по горам, и, чем становилась старше, тем меньше оставалось вокруг вершин, на которых они не были.
Сапият окончила восемь классов, и на семейном совете было решено, что она поедет в ближайший город, чтобы выучиться на учительницу. Четыре года провела она над книгами, завела новых друзей, побывала в новых местах. Теперь сама на уроках говорила она детям об удивительной истории и красоте родной земли.
Счастливому человеку хочется, чтобы и все вокруг были счастливы и видели окружающее его глазами. Хотелось и Сапият, чтобы все люди знали о ее крае и радовались ему. Однажды она села и написала в редакцию такое письмо:
«Здравствуйте, пишет вам Магомедова Сапият из Дагестана. Наверное, каждому хочется похвастаться красотой и достопримечательностями своего края. Если бы авторучка могла передать на бумаге всю красоту моего края! Свежий, чистый, горный воздух, прозрачные, как слеза, горные родники, роса цветов, пение птиц. А лес у нас почти что сад: груши, яблоки, кизил, алыча, орехи. Никого не оставят равнодушным наши скалы и горы, которые стоят, как часовые на дозоре.
Правда, турбазы у нас пока еще нет. Но вы не думайте, что вам негде будет спать и отдыхать. Мы — аварцы — народ гостеприимный. Любой дом горца для вас «турбаза». Двери дома и душа хозяина в моем крае для гостя всегда открыты. Приезжайте к нам, вы не пожалеете. Я зову вас так далеко, не бойтесь, вы увидите наши горы, которые я так люблю, и тоже полюбите их. Добро пожаловать в наш Казбековский район горного Дагестана.
С приветом Магомедова Сапият».
И вот Дылым — райцентр Казбековского района. Первая встреча с Сапият в райкоме комсомола, где она заведует школьным отделом. Первая экскурсия — по Дылыму. Обойти райцентр можно за полчаса, но нам на это едва хватило и дня. Столько рассказывала, столько показывала Сапият.
Весной 1970 года страшная беда обрушилась на предгорье Дагестана. Двадцать два аула погребло землетрясение. Тысячи людей остались без крова. В те дни пострадал и Дылым. Немногие дома уцелели здесь. Сейчас весь Дылым—стройка.
Прежде всего мы отправились в новый микрорайон, названный в честь строителей из братской республики «Чувашия». Это поселок, красиво спускающийся по склону горы. Только две палатки увидели мы в стороне — в таких долгое время жили сами строители. «Оставить бы одну, как память,— говорит Сапият,— дети вырастут, и мы им расскажем: такое у нас случилось несчастье, и столько друзей пришло нам на помощь».
Самой Сапият друзей не занимать. «Привет, Надя!» — И она машет рукой девушке на строящейся стене Дома культуры и поясняет: «Это строители из Вологды».
Идем дальше. Девушка в красной кофточке салютует мастерком. «Здравствуй, Раиса!» — отвечает Сапият и тут же представляет девушку. «Это Раиса Усманова, бригадир штукатуров, ударник коммунистического труда».
Идем дальше: «Здесь школа будет на 640 мест… Здесь сад-ясли. Это — общежитие… Там, на горе,— видите? — был недавно костер дружбы с приезжими строителями. А самый красивый вид на Дылым отсюда. Смотрите, как красиво выглядит Чувашия, какие ровные улицы… Была бы моя воля, я бы эти улицы назвала именами самых лучших строителей. Они уедут, а имена их на нашей земле пусть останутся».
Из строительных лесов вставал перед нами будущий Дылым— светлый и красивый поселок, щедро одаренный теплом и светом дружеских сердец. Позже побывали мы в Зубутли, одном из аулов, разрушенных землетрясением, и услышали там страшную историю. Много-много лет назад сюда, в богатый и красивый аул, пришла такая же беда: те, кто не погиб под руинами домов, замерзли и умерли от голода, потому что некому было прийти на помощь. Об этом рассказывает надпись на камне старого кладбища. Несчастье вновь постигло аул, но теперь, в советское время, рука помощи протянулась сюда через горы и реки. На пути в Дылым, на равнине, вам покажут новый Зубутли, которому теперь не угрожает коварная стихия.
«А что ты делала в те дни, Сапият?» «Сразу же после землетрясения мы повезли детей в Курскую область в пионерлагерь». Там, на гостеприимной русской земле, прожили аварские дети все лето. Там подружилась Сапият с русской девушкой, пионервожатой Леной. Теперь Лена приехала в гости к Магомедовым. Встретили ее, как родную. «Вот и еще дочка прибавилась у меня»,— сказала мать Сапият.
С особенным удовольствием показывала Сапият родное село, Алмак. Радушные люди живут здесь. Каждый встречный, будь то мужчина или женщина, увидев незнакомого человека, останавливался: «Здравствуйте! С приездом! Как вы доехали? Сколько времени будете у нас? Приходите в гости в мой дом».
Мы прошли узким обрывистым каньоном, который река Акташ прогрызла среди отвесных скал. Полюбовались горным водопадом. Подыскали место для будущей турбазы: брошенный дом возле старой мельницы показался для этого нам идеальным.
Поднялись мы и в горы: сверху Алмак казался примостившимся на гребне каменного водопада.
Права оказалась Сапият: трудно насытить взор красотой здешних мест. «Знаете,— сказала она,— те, кто уходит в армию или уезжает учиться, всегда просят прислать им фотографии наших гор». Есть такие фотографии и у самой Сапият.
Отец Сапият одобрил письмо дочери: «Правду написала: простор у нас. Пусть больше людей его увидят. Пусть приезжают. В Дагестане всегда хватит места гостям».
Старый горец доволен, что в его дом приходят друзья дочери, что их много.
«Когда у нас случилась беда, к нам приехали помогать люди из далеких мест,— говорит он.— Мы их встретили радостно, и живем с ними как братья. Раньше и в одном ауле жили люди, которые враждовали,—кровники. Теперь, куда ни поедешь, встретишь брата. Мы радуемся сегодня не только приезду родственников. Пусть приезжают русские и чуваши, украинцы и грузины, мы всех встретим, как родных. Пусть и мои дочери смело идут в жизнь и становятся, кем захотят».
Ну, а сама Сапият? Чего хочет она? Какой дорогой собирается пойти она из своего селения в большой мир? Она обязательно собирается учиться, хочет поступить в Высшую комсомольскую школу. Ее мечта—побывать в разных краях, посмотреть, как живут и работают люди, увидеть комсомольские стройки. Ей хочется иметь много хороших друзей. Ее мечта—где бы ни жила она и кем бы ни стала, обязательно вернуться в родной Алмак и, как в детстве, посидеть на краю обрыва, наслаждаясь звуками и запахами родной земли. Ее мечта — видеть в родном Алмаке друзей из разных концов страны.
Пожелаем же ее мечтам сбыться!
А. ЛЕВИНА
Казбековский район,
Дагестанская АССР
Сентябрь 1971 г.
Другие новости и статьи
Любовь к отечеству и сострадание к ближнему. Российские женщины в войне 1877-1878 гг. »
Запись создана: Понедельник, 7 Март 2022 в 0:11 и находится в рубриках Развитие в 60 - 80-е годы XX века.
метки: Дагестан, женщина, девушка, горы, край, село
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика