Валентина Орликова – штурман арктических конвоев
Удивительна судьба Валентины Яковлевны Орликовой – первой женщины – капитана БМРТ, единственной женщины – капитана китобойного судна «Шторм», ветерана Великой Отечественной войны, первой женщины в рыбной отрасли страны, удостоенной звания Героя Социалистического Труда. Среди ее наград – орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени и несколько медалей. Валентина Яковлевна родилась 19 февраля 1915 года в городе Сретенске в Забайкалье.
После окончания школы четыре года училась во Владивостокском водном техникуме путей сообщения, затем в 1941 году окончила Ленинградский институт инженеров водного транспорта. Когда началась война, работала штурманом на судах морского флота. В августе 1941 года Валентина Орликова участвовала в эвакуации из Таллина шести тысяч раненых. С августа 1942-го по октябрь 1944 года она работала третьим помощником капитана на теплоходе «Двина», который был участником знаменитого северного конвоя, доставлявшего важные стратегические грузы в СССР.
Путь северных конвоев проходил через Баренцево и Норвежское моря, Атлантический океан в США и обратно. «Холодный коридор ада» – так называли моряки кратчайший северный маршрут в СССР поставок союзников. Важная транспортная артерия, связывающая Атлантику с советской Арктикой, подвергалась нападению десятков мощных военных кораблей, подводных лодок и авиации противника. Каждый караван нужно было надежно охранять. Сопровождали грузовые советские суда корабли английского военного флота. Сыплющиеся из облаков бомбы и пузырьковый след торпеды из морской пучины были лишь внешними атрибутами войны на море.
Ужаснее были постоянная близость и ожидание крадущейся смерти. Казалось, смертью грозил даже спасительный от атак шторм. Не раз ураганные ветры и волны Атлантики скручивали, как фольгу, палубу и надстройки, а корпус корабля разламывали на части. Оказаться в воде, температура которой едва колеблется возле точки замерзания, было смертельным.
Постоянное напряжение истощало, доводило до исступления, лишало рассудка… Свой первый кругосветный рейс в составе северного конвоя теплоход «Двина», на котором Валентина Яковлевна Орликова, 27-летняя хрупкая женщина, служила 3-им помощником капитана, начал 8 августа 1942 года «Двина» должна была доставить союзникам груз марганцевой руды в обмен на медикаменты, вооружение, продовольствие и оборудование. По неизвестным причинам английские военные корабли, которые должны были охранять караван судов, задерживались. Ждать было нельзя, и советское командование приказало торговым судам отправляться без сопровождения.
Это было очень опасно, из всего вооружения на «Двине» были лишь пять винтовок и два ручных пулемета, что делало советский транспорт хорошей приманкой для фашистских подводных лодок. Капитан Иван Васильевич Пиир приказал соорудить… деревянные макеты орудий, сшить чехлы, поставить рассчеты, тем самым создать полную иллюзию настоящих. Таким образом, «Двина» из транспорта превратилась в военный корабль, что, конечно же, заставило подводные лодки противника поостеречься нападать на него. Это плавание не обошлось и без других сложностей.
Вот что пишут А. Тарандин и Л. Новиков в своей книге «Сказание о «Сибирякове»: – Вскоре подошли к Исландии. В порту Рейкьявик заправились топливом, передохнули и снова в путь. В Атлантическом океане гитлеровские подводные лодки появлялись редко. Но возникли другие трудности. Ведь судно уже несколько месяцев находилось в плавании. Кончилась зелень, в обрез оставалось и других продуктов. В Рейкьявике тоже не густо было; бедствовал городок. У многих матросов расшатались зубы, появились признаки цинги. Тут помогла смекалка радиста Михаила Кольцова. Он как-то попробовал вымывать из марганцевой руды почву, получилось.
Трудно шло дело, но когда в эту затею поверили другие, стало веселее. Перебрав тонны породы, ребята намыли немного земли. Вот уж поистине был на корабле праздник, когда однажды на искрящейся металлическим блеском почве появились нежно-зеленые стрелки лука! Все вдруг стали «огородниками». Так и добрались до Нью-Йорка. «Двина» совершила еще 8 рейсов Владивосток – США – Канада и доставила около 85 тыс. тонн различных грузов. «Единственная» и «первая» – это о ней, о Валентине Орликовой. Всю жизнь она будет достойна этих слов. После окончания Великой Отечественной войны по очень интересному совпадению Орликова возглавит целый дивизион «плохой погоды» – капитан китобойного судна «Шторм», а затем капитан кораблей с такими же «неспокойными» именами «Шквал», «Ураган», «Смерч» – и будет управлять ими с неизменным успехом.
Она станет первой и единственной в мире женщиной – капитаном китобойного судна, первой женщиной – капитаном БМРТ («Николай Островский» и «Новиков-Прибой»). Герман Ануфриев, служивший на БМРТ «Николай Островский», вспоминает, какое впечатление произвела на него Валентина Орликова: –Женщины – капитаны были в те годы большой редкостью, о них ходили и легенды, и слухи. В моем представлении это должна была быть этакая «бой-баба», как у Ильфа и Петрова, – «широкоплечая гражданка» с зычным голосом и речью, густо припорошенной матом. А тут – хрупкая, изящная женщина с короткой стрижкой и тихим голосом, умная, интеллигентная, ироничная. С членами экипажа – доброжелательна, проста на удивление, спокойна, в решениях независима.
Никогда не повышала голоса, не употребляла крепких выражений, но при необходимости способна была проявить необыкновенную, не всякому мужчине дарованную твердость характера и духа. Вот такой мы, команда (90 мужественных мужчин), знали нашего капитана. Мы тогда у берегов Канады работали, в районе густых туманов. И днем, и ночью – страшная скученность судов под всеми флагами. При постановке трала судно было вынуждено идти полным ходом, отсюда постоянный риск столкновений, сцеплений тралами, что, к сожалению, нередко и случалось в этой каше, но только не с нами.
Уже много позже, став капитаном и поработав в аналогичной обстановке, я на собственной шкуре испытал, чего это стоило маленькой женщине, у которой я многому научился. …Валентины Яковлевны не стало 31 января 1986 года. На могиле В.Я. Орликовой на Ваганьковском кладбище в Москве моряками Мурманского тралового флота установлен бронзовый бюст. Именем прославленного капитана назван траулер. Память о Валентине Орликовой живет в Заполярье: ее имя носит одна из улиц Мурманска, а для его жителей она навсегда останется легендарным капитаном и прекрасным душевным человеком.
Ирина ЦИВИЛЕВА (по материалам публикаций о В.Я. Орликовой)
Другие новости и статьи
« Коллонтай Александра Михайловна
Запись создана: Четверг, 7 Март 2019 в 11:19 и находится в рубриках Вторая мировая война, Межвоенный период, О патриотизме в России.
метки: СССР, война, женщина, женщины
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика