С клятвой на устах

Слово «война» самое ненавистное для всех народов. Силой оружия нельзя решить ни одну проблему. Однако, как известно из истории, некоторые политики считают по-другому. Им кажется: стоит государствам объединиться в блок, и потенциальный противник дрогнет, пожертвует своими интересами. Но тот тоже создает свой блок. И чем крупнее противостоящие друг другу военные союзы, тем более хрупким является мир, тем больше проливается крови. Таков один из уроков Первой мировой войны, полыхавшей ровно сто лет назад.
Эта трагическая дата является хорошим поводом поразмышлять и о других уроках истории. Если мы пристально вглядимся в наше прошлое, то обязательно обратим внимание на межнациональное и межконфессиальное единство в России в суровые годы испытаний. А еще найдем немало примеров доблести и мужества русских воинов на фронтах Первой мировой. Естественно, читателей «Липецкой газеты» интересует участие земляков в сражениях столетней давности. И в сегодняшнем номере мы начинаем серию публикаций, в которых, вспоминая события тех лет, приведем известные факты доблести наших дедов и прадедов, расскажем о том, какими чувствами и настроениями жили земляки в те годы.
Приказ перейти границу
Недалеко от бывшего Кенигсберга в нынешней Калининградской области есть город Нестеров, который когда-то назывался Шталлупененом. Переименован он в честь уроженца Добринского района Героя Советского Союза Степана Кузьмича Нестерова, внесшего немалый вклад в успешное наступление советских войск в Восточной Пруссии и погибшего вблизи уже упомянутого Шталлупенена в 1944 году. Из воспоминаний его сослуживцев известно: боевой дух Степану Кузьмичу поднимало сознание того, что на этой же земле когда-то храбро сражались русские солдаты. Рассказывают, он прекрасно знал об участии земляков в сражениях 1914 года, гордился их подвигами.
Именно тогда, осенью 1914 года, наши воины своими действиями в Восточной Пруссии сорвали план немецкого блиц-крига. Ведь объявляя в 1914 году войну России, Германия исходила из предположения о ее неповоротливости. Рассчитывала, что русским потребуется немало времени для мобилизации войск, надеясь за это время разбить армии Англии и Франции, а затем разделаться с восточным противником. В этом и заключалась суть плана блиц-крига. Однако Германия просчиталась. Находящиеся в боевой готовности русские части не стали дожидаться полной мобилизации войск. Получив приказ, 17 августа 1914 года они пересекли границу с Восточной Пруссией, чтобы сорвать план блиц-крига. Известно, что особенно много наших земляков служило в показавшем себя наилучшим образом 106-м Уфимском полку.
Сегодня в Нестеровском районе можно найти не одно захоронение русских воинов, погибших в этих местах в 1914—1915 годах. А недалеко от поселка Пушкино (бывший Герритен) есть памятный знак в виде пирамиды, увенчанный крестом с изображением царя Николая Второго. На плите пирамиды высечены слова:
«Кто тебе служил
с клятвой на устах,
Головы сложил
на семи фронтах.
А кто тебя любили —
где теперь оне?
В придорожной пыли.
Их прокляли, убили
На мировой войне.
На могилах русских воинов вы не прочтете имен погибших. Захоронения — братские. Но сведения об убитых и раненых сохранились в архивных материалах воинских частей. Заглянем в данные 106-го Уфимского пехотного полка. Записи лаконичны. Фамилия, имя, отчество (иногда оно не приводится), место рождения. Кто-то из Варшавской губернии, Лифляндской, Ливенской, Ковенской. Самый длинный перечень павших на прусских землях — из Тамбовской губернии. Причем практически все — уроженцы Усманского уезда. Судя по этому факту, именно они составляли самую значительную часть наиболее боеспособного воинского подразделения 27-й дивизии первой русской армии.
Вначале потери были немногочисленны. Вот лишь несколько записей. 23 сентября убит Семен Егорович Кондратьев, 24 сентября — Иван Антонович Баскаков из Демшинской волости Усманского уезда. А 25 октября — кровопролитный бой у Гоменен, и — длинный перечень жертв. Самый длинный за 1914 год. Приведем весь список земляков из Усманского уезда, сложивших головы в том бою:
Дурин Иван Васильевич, Зацепин Василий, Петровский Владимир Михайлович, Милюков Михаил Алексеевич, Киселев Александр Михайлович, Тычинский Сергей Кузьмич, Кретин Алексей Христофорович, Хрущев Григорий Герасимович, Требунских Василий Михайлович, Лопатин Антон Игнатьевич, Требунских Григорий Михайлович, Митчин Михаил Николаевич, Маточка Иван, Бешаев Николай, Золотухин Александр Иванович, Глотов Николай Семенович, Беляев Роман Тихонович, Колениченко Иван, Левицкий Станислав, Дроздов Кирилл Михайлович.
Выучка и храбрость
В Государственном архиве Липецкой области можно ознакомиться с интересными документами. В их числе — предписание от 2 мая 1918 года всем прибывшим с Первой мировой войны офицерам немедленно зарегистрироваться по месту жительства с представлением послужных списков. В противном случае, подчеркивается, они будут признаны контрреволюционерами и преданы трибуналу. Там же — объяснения вставших на учет офицеров. Ценность этих документов в том, что они дают представление о том, в каких подразделениях служили наши земляки, имевшие офицерские звания. Среди них — бывший штабс-капитан 106-го пехотного Уфимского полка Даниил Иванович Семенов из села Чуевка (ныне это село — часть Добринки). Но самое интересное — послужной список Даниила Ивановича. В этом списке — перечисление боев, в которых отличился наш земляк.
Правда, сведения эти лаконичны. Однако есть исследования талантливого молодого энтузиаста, члена Российской Ассоциации историков Первой мировой войны, руководителя соответствующего интернет- проекта Константина Пахалюка, который активно изучает боевой путь 27-й дивизии первой русской армии, в состав которой входил 106-й Уфимский пехотный полк. Воспользуемся этими материалами, чтобы получить подробности о подразделении, в котором так много было наших земляков.
Первый бой после пересечения границы 106-й Уфимский полк принял в тот же день 17 августа у деревни Платен. Враг бежал. А уже через несколько часов была взята укрепленная деревня Допенен. И без передышки — наступление на сильно укрепленный поселок Герритен.
19 августа взята деревня Тракенен. На следующий день 106-й Уфимский полк занимает позиции у деревни Маттишкемен и попадает здесь под шквальный огонь наступающих немецких частей. Казалось бы, западня непременно захлопнется. Надо лишь сломить сопротивление Уфимского полка, чтобы выйти в тыл остальным подразделениям 27-й дивизии. Но целый день полк сдерживает атаки превосходящих сил, демонстрируя чудеса выучки и меткую стрельбу.
Успешное наступление русских войск в Восточной Пруссии напугало германское командование. С других фронтов были срочно перекинуты два немецких корпуса и резервная кавалерийская дивизия, чем не преминули воспользоваться союзники — французы и англичане, одержав победу на Марне.
Тем временем русские войска, не зная о спешащем к противнику подкреплении, продолжали наступление в Восточной Пруссии. 27 августа 27-я дивизия вошла в Алленбург. 106-му Уфимскому полку поступил приказ поддержать наступление соседней 25-й дивизии, и к вечеру он взял поселок Потерсвальде. Первая армия попыталась прижать противника к морю.
Между тем благодаря переброске войск с Запада немцам удалось нанести поражение соседней второй русской армии, и они попытались нанести удар во фланг первой армии. 106-й Уфимский полк стоял у деревни Кляйн Шенау. И вновь оказался на высоте. Благодаря меткости артиллеристов колонна противника была рассеяна.
Несколько последующих дней сентября были кошмарными для неприятеля. Артиллерия выкашивала его ряды, а пехота 106-го Уфимского полка была замаскирована столь искусно, что ответный артиллерийский огонь оказался малоэффективным.
Однако угроза окружения, возникшая в связи с неудачей соседней второй армии, вынудила первую армию начать отступление.
В конце сентября немцы поспешили на помощь разбитым австро-венгерским союзникам. Восточно-Прусский фронт стал для них второстепенным. И, почувствовав ослабление противника, отошедшие к границе русские войска вновь перешли в наступление. Завязались тяжелые бои. Среди отличившихся вновь оказался 106-й Уфимский полк. Одна из его колонн, предприняв ночную атаку, ворвалась в городок Копсодзе, держалась там весь день, успешно отражая атаки врага. Именно этот бой позже называли самым ярким образцом мужества русских солдат.
7 ноября 106-й Уфимский полк занял уже знакомый нам поселок Герритен, затем двинулся на Гавенен. А неприятель, вновь получив подкрепление, скопил такие силы, что разгром русских, казалось бы, был неминуем. Были атакованы все полки 27-й дивизии. Начались самые кровопролитные сражения. Именно тогда , в бою под Гомененом, погибли 20 уроженцев Усманского уезда, список которых мы привели.
Потерявшие значительную часть личного состава, но не павшие духом, подразделения русских войск организованно отступили и перешли к обороне, чтобы дождаться подкрепления и с новыми силами обрушиться на врага.
В. Искорнев, lpgzt.ru
Другие новости и статьи
« Брестский мир, похабный и желанный
7 инноваций советско-финской войны »
Запись создана: Суббота, 23 Ноябрь 2019 в 0:05 и находится в рубриках Новости, Финансовое.
метки: война, Первая мировая война
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика