«Без Шекспира ученый не состоится»



«Без Шекспира ученый не состоится»

oboznik.ru - «Без Шекспира ученый не состоится»
#Шекспир#история#чтение#письменность#книга#ученый

«Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе». Эти строчки поэта Бориса Слуцкого наиболее точно формулировали суть бурной дискуссии «физиков» и «лириков», вспыхнувшей в самом конце пятидесятых годов и выплеснувшейся на страницы «Комсомольской правды».

Сейчас, когда я читаю воспоминания об этой дискуссии, мне и смешно, и грустно. Смешно, потому что сам по себе спор о том, что важнее для человечества — точное научное знание или сокровища мировой культуры, — просто не имеет смысла. А грустно оттого, что тогдашние «физики» могли дать фору «лирикам» по увлечению поэзией и театром, по любви к серьезной музыке и живописи, чем сегодня даже представители гуманитарных профессий мало интересуются. Действительно, а нужен ли современным программистам и экономистам весь этот багаж из Шекспира с Достоевским и Бетховена с Чайковским? Об этом беседа с кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры математики ЛГПУ и кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин липецкого филиала РАНХиГС Еленой Фроловой.

— К сожалению, в наш прагматичный век, когда все основывается на высоких технологиях, когда мы заявляем, что именно за ними наше будущее, на культуру начинают посматривать свысока и чуть пренебрежительно. Но ведь именно она закладывает основы нравственности и морали. А что такое физик или математик без этих основ? Он может оказаться просто опасным для общества. Причем, чем гениальнее, — тем опаснее.

— Как вы относитесь к тому, что молодежь перестает покупать книги, поскольку все можно найти в Интернете?

— С точки зрения работы это удобно, но для души, для удовольствия я все равно возьму в руки обычную книгу. Мне кажется, на библиотеки сейчас возлагается еще большая миссия, чем раньше. Они должны как можно чаще устраивать обсуждения каких-то книг, организовывать лекции о творчестве писателей и обязательно привлекать к этому как можно больше школьников. Потому что, во-первых, дети очень мало читают, а во-вторых, если даже и читают, то не общаются. Что такое обсуждение книги, дискуссия, обмен мнениями? Это развитие аналитического ума, который совершенно необходим в точных науках. А мы ведь сегодня сталкиваемся с тем, что дети элементарно не умеют выразить свои мысли. А откуда у них возьмется абстрактное мышление, если они не будут читать? А если человек не может представить себе, что и как могло бы быть, то о какой физике или математике может идти речь? Увы, мы сейчас сталкиваемся с тем, что у студентов очень большие проблемы со стереометрией или с фракталами. Это потому, что у них не развито воображение, не развито абстрактное мышление. Именно то, что дает чтение художественной литературы.

— Это может помешать им в будущем добиться серьезных успехов?

— Безусловно. Как физик может ставить эксперимент, если он не в состоянии представить себе, как он будет проходить, какие варианты результатов возможны? А если человека не научили слышать чужую точку зрения, сопоставлять ее со своей, делать сравнительный анализ и выводы, многого ли он добьется в точных науках?

— Когда-то Эйнштейн сказал, что Достоевский дал ему больше, чем Гаусс. Пожалуйста, объясните это мне, гуманитарию…

Потому что Достоевский выстраивает не только картину мира, но и место человека в этом мире. Он выстраивает сложнейшую формулу смысла бытия, причем приводит героев к этому смыслу путем мучительных поисков, сомнений, утрат идеалов и обретения новых. Но ведь это и путь настоящего ученого тоже. Это целостная картина, в которой микромир души человека вписан в макромир космоса. И если мы говорим об ученом такого уровня, как Эйнштейн, то в какой-то момент Достоевский на самом деле мог дать ему больше, чем Гаусс. Это как недостающая деталь мозаики, которой не хватало, чтобы вдруг увидеть что-то очень важное.

— Скажите, сегодня ваши студенты читают?

— Увы, в большинстве своем очень мало. На мой взгляд, произошла страшная вещь: культура человека и его широкий кругозор перестали быть престижными.

— Я помню, как в пору моей юности мы записывались в очередь на журнал, чтобы прочитать впервые опубликованный у нас роман Маркеса «Сто лет одиночества», как рвали из рук друг у друга другой журнал с повестью Орлова «Альтист Данилов». Потому что тогда было стыдно признаться, что ты читал только «Му-Му».

— Имиджа культурного человека как общественного ориентира сейчас нет вообще. И это очень печально. Ребята могут обсудить какие-нибудь нашумевшие фильмы, посмотреть видеоролики в Интернете, выложить туда свои, на этом все и заканчивается. На чем-то сиюминутном и зачастую низкопробном. И сегодня я уже затрудняюсь сказать, какого человека можно назвать культурным. Если они сейчас более-менее связно говорят по-русски, не ругаются матом и знают несколько фамилий великих писателей и поэтов, то это уже признак «высокой образованности».

— Сейчас многие родители любят усадить малыша перед компьютером и включить ему мультики, — для взрослых это самый легкий способ почувствовать себя свободными. Если сравнить это с чтением вслух книги, то как это потом отражается на интеллектуальном развитии?

— Когда малыш слушает книжку, которую читает ему мама, у него в голове рождается масса образов, картинок, сюжетов. Иными словами, он включается в процесс сотворчества. А мелькающие картинки на экране — это уже данность, которая от него не зависит и которую он воспринимает пассивно. Опять мы возвращаемся к воображению, к фантазии, которые для научных открытий просто необходимы. Особенно ужасны современные западные мультики, в которых действуют ирреальные герои в ирреальных обстоятельствах. Это откровенно деструктивное воздействие. А теперь представьте, что ребенок будет во дворе «отыгрывать» ситуацию из умной, доброй книги, которую ему прочитали, или из мультика про черепашек Ниндзя. Это ведь уже модели поведения.

— Что, на ваш взгляд, больше всего мешает приобщению молодых людей к культуре?

— Культ потребления. Опять же, чем образованнее человек, тем четче он понимает, что всех денег не заработать и всех вещей не купить, тем меньше у него сугубо материальные запросы. И у нас есть ребята, которые уже со второго курса начинают заниматься наукой, которым это интересно, нужно и важно. И они скорее будут переживать из-за того, что билеты на спектакль московского театра стоят слишком дорого, чем из-за высоких цен в бутиках. Но что я заметила: им словно бы неловко из-за своей образованности, из-за своей преданности науке, они пытаются замаскировать это под общепринятые «нормы»: поступаю в аспирантуру, чтобы не идти в армию. И это еще одно доказательство того, что культурный и образованный человек — это нынче «белая ворона», которая должна маскироваться, чтобы не заклевали. Я бы даже сказала, что сегодня и общество относится к молодежи потребительски: вы там где-то учитесь, чем-то занимаетесь, пристраиваетесь куда-то на работу, — и ладно. Главное — платите налоги и не воруйте. А разве на уровне государства нам озвучили, что сегодня стране необходим культурный, всесторонне развитый человек? Нам перечисляют специальности, которые требуются на данный момент.

— Вы говорили о способных, увлеченных ребятах. Их вообще не интересуют деньги?

— Почему же, интересуют. Но они хотят нормально зарабатывать, занимаясь любимым делом, им важна гармония внутри себя. Вообще, если вернуться к «физикам», то я вам скажу так. Я часто бываю в ведущих математических школах страны, я наблюдаю за студентами. Самые лучшие, как и раньше, увлекаются литературой, играют на фортепиано, поют под гитару, читают стихи. Это никуда не исчезло, просто ребят таких теперь — единицы.

— На ваш взгляд, школа чем-то виновата?

— И школа, и семья. Как можно было додуматься оставить курс мировой художественной культуры в школьной программе только гуманитариям? А физикам с математиками МХК без надобности, пусть растут невеждами? Но для того чтобы математик нашел красивое решение, чтобы прочувствовал красоту формулы и смог восхититься ею, у него должен быть развит эстетический вкус. Простите, но откуда же он у него возьмется, раз вы ограничили его узкими рамками? Да, сейчас поездки в Москву или Питер стоят очень недешево, и далеко не все родители могут позволить себе, допустим, отправить ребенка вместе с классом на такие экскурсии. И тем, кто не поедет, будет нанесен тяжелейший удар. Но ведь сейчас в большинстве школ есть Интернет, есть интерактивные доски, — пожалуйста, гуляйте по Эрмитажу, гуляйте по Третьяковке, да хоть по Лувру.

— Вы считаете, что сегодня воспитать такую гармоничную и всесторонне развитую личность реально?

— Просто у меня есть часы в сорок четвертом лицее, и я знаю, что нередко на конкурсах по литературе побеждают ученики из физико-математических классов, поскольку их сочинения признаются лучшими. Я знаю, что в центре «Стратегия», где занимаются одаренные дети, лекции по литературе, живописи, музыке посещают в основном тоже ребята, занимающиеся точными или естественными науками. И я не уверена, что они стали бы такими «звездочками» в своей специализации, если бы дома или в школе для них не открыли эту бездонную сокровищницу и отечественной, и мировой культуры.

Формула культурного кода Елены Фроловой

Моральные и нравственные ценности, которые прививает культура.


Широкий кругозор в самых разных сферах


Высокий профессионализм, который обеспечит преемственность в передаче знаний новым поколениям.

Е. Бредис, lpgzt.ru

См. также:

Достоевский - пророк свободы

Сбились мы, что делать нам?


Чтение как источник патриотизма

Русский националист и патриот Фёдор Достоевский


Чтение о жизни: в поисках аналогий, смысла и новых возможностей


Ключевые слова патриотических ценностей


Понятие «русское человековедение». «Нет – счастья в бездействии»



Другие новости и статьи

« Толстой и Фонвизина

Каждый пятый россиянин считает, что русская литература переживает кризис »

Запись создана: Суббота, 23 Март 2019 в 0:30 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России, Современность.

Метки: , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы