23 Март 2019

«Без Шекспира ученый не состоится»

oboznik.ru - «Без Шекспира ученый не состоится»
#Шекспир#история#чтение#письменность#книга#ученый

«Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе». Эти строчки поэта Бориса Слуцкого наиболее точно формулировали суть бурной дискуссии «физиков» и «лириков», вспыхнувшей в самом конце пятидесятых годов и выплеснувшейся на страницы «Комсомольской правды».

Сейчас, когда я читаю воспоминания об этой дискуссии, мне и смешно, и грустно. Смешно, потому что сам по себе спор о том, что важнее для человечества — точное научное знание или сокровища мировой культуры, — просто не имеет смысла. А грустно оттого, что тогдашние «физики» могли дать фору «лирикам» по увлечению поэзией и театром, по любви к серьезной музыке и живописи, чем сегодня даже представители гуманитарных профессий мало интересуются. Действительно, а нужен ли современным программистам и экономистам весь этот багаж из Шекспира с Достоевским и Бетховена с Чайковским? Об этом беседа с кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры математики ЛГПУ и кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин липецкого филиала РАНХиГС Еленой Фроловой.

— К сожалению, в наш прагматичный век, когда все основывается на высоких технологиях, когда мы заявляем, что именно за ними наше будущее, на культуру начинают посматривать свысока и чуть пренебрежительно. Но ведь именно она закладывает основы нравственности и морали. А что такое физик или математик без этих основ? Он может оказаться просто опасным для общества. Причем, чем гениальнее, — тем опаснее.

— Как вы относитесь к тому, что молодежь перестает покупать книги, поскольку все можно найти в Интернете?

— С точки зрения работы это удобно, но для души, для удовольствия я все равно возьму в руки обычную книгу. Мне кажется, на библиотеки сейчас возлагается еще большая миссия, чем раньше. Они должны как можно чаще устраивать обсуждения каких-то книг, организовывать лекции о творчестве писателей и обязательно привлекать к этому как можно больше школьников. Потому что, во-первых, дети очень мало читают, а во-вторых, если даже и читают, то не общаются. Что такое обсуждение книги, дискуссия, обмен мнениями? Это развитие аналитического ума, который совершенно необходим в точных науках. А мы ведь сегодня сталкиваемся с тем, что дети элементарно не умеют выразить свои мысли. А откуда у них возьмется абстрактное мышление, если они не будут читать? А если человек не может представить себе, что и как могло бы быть, то о какой физике или математике может идти речь? Увы, мы сейчас сталкиваемся с тем, что у студентов очень большие проблемы со стереометрией или с фракталами. Это потому, что у них не развито воображение, не развито абстрактное мышление. Именно то, что дает чтение художественной литературы.

— Это может помешать им в будущем добиться серьезных успехов?

— Безусловно. Как физик может ставить эксперимент, если он не в состоянии представить себе, как он будет проходить, какие варианты результатов возможны? А если человека не научили слышать чужую точку зрения, сопоставлять ее со своей, делать сравнительный анализ и выводы, многого ли он добьется в точных науках?

— Когда-то Эйнштейн сказал, что Достоевский дал ему больше, чем Гаусс. Пожалуйста, объясните это мне, гуманитарию…

Потому что Достоевский выстраивает не только картину мира, но и место человека в этом мире. Он выстраивает сложнейшую формулу смысла бытия, причем приводит героев к этому смыслу путем мучительных поисков, сомнений, утрат идеалов и обретения новых. Но ведь это и путь настоящего ученого тоже. Это целостная картина, в которой микромир души человека вписан в макромир космоса. И если мы говорим об ученом такого уровня, как Эйнштейн, то в какой-то момент Достоевский на самом деле мог дать ему больше, чем Гаусс. Это как недостающая деталь мозаики, которой не хватало, чтобы вдруг увидеть что-то очень важное.

— Скажите, сегодня ваши студенты читают?

— Увы, в большинстве своем очень мало. На мой взгляд, произошла страшная вещь: культура человека и его широкий кругозор перестали быть престижными.

— Я помню, как в пору моей юности мы записывались в очередь на журнал, чтобы прочитать впервые опубликованный у нас роман Маркеса «Сто лет одиночества», как рвали из рук друг у друга другой журнал с повестью Орлова «Альтист Данилов». Потому что тогда было стыдно признаться, что ты читал только «Му-Му».

— Имиджа культурного человека как общественного ориентира сейчас нет вообще. И это очень печально. Ребята могут обсудить какие-нибудь нашумевшие фильмы, посмотреть видеоролики в Интернете, выложить туда свои, на этом все и заканчивается. На чем-то сиюминутном и зачастую низкопробном. И сегодня я уже затрудняюсь сказать, какого человека можно назвать культурным. Если они сейчас более-менее связно говорят по-русски, не ругаются матом и знают несколько фамилий великих писателей и поэтов, то это уже признак «высокой образованности».

— Сейчас многие родители любят усадить малыша перед компьютером и включить ему мультики, — для взрослых это самый легкий способ почувствовать себя свободными. Если сравнить это с чтением вслух книги, то как это потом отражается на интеллектуальном развитии?

— Когда малыш слушает книжку, которую читает ему мама, у него в голове рождается масса образов, картинок, сюжетов. Иными словами, он включается в процесс сотворчества. А мелькающие картинки на экране — это уже данность, которая от него не зависит и которую он воспринимает пассивно. Опять мы возвращаемся к воображению, к фантазии, которые для научных открытий просто необходимы. Особенно ужасны современные западные мультики, в которых действуют ирреальные герои в ирреальных обстоятельствах. Это откровенно деструктивное воздействие. А теперь представьте, что ребенок будет во дворе «отыгрывать» ситуацию из умной, доброй книги, которую ему прочитали, или из мультика про черепашек Ниндзя. Это ведь уже модели поведения.

— Что, на ваш взгляд, больше всего мешает приобщению молодых людей к культуре?

— Культ потребления. Опять же, чем образованнее человек, тем четче он понимает, что всех денег не заработать и всех вещей не купить, тем меньше у него сугубо материальные запросы. И у нас есть ребята, которые уже со второго курса начинают заниматься наукой, которым это интересно, нужно и важно. И они скорее будут переживать из-за того, что билеты на спектакль московского театра стоят слишком дорого, чем из-за высоких цен в бутиках. Но что я заметила: им словно бы неловко из-за своей образованности, из-за своей преданности науке, они пытаются замаскировать это под общепринятые «нормы»: поступаю в аспирантуру, чтобы не идти в армию. И это еще одно доказательство того, что культурный и образованный человек — это нынче «белая ворона», которая должна маскироваться, чтобы не заклевали. Я бы даже сказала, что сегодня и общество относится к молодежи потребительски: вы там где-то учитесь, чем-то занимаетесь, пристраиваетесь куда-то на работу, — и ладно. Главное — платите налоги и не воруйте. А разве на уровне государства нам озвучили, что сегодня стране необходим культурный, всесторонне развитый человек? Нам перечисляют специальности, которые требуются на данный момент.

— Вы говорили о способных, увлеченных ребятах. Их вообще не интересуют деньги?

— Почему же, интересуют. Но они хотят нормально зарабатывать, занимаясь любимым делом, им важна гармония внутри себя. Вообще, если вернуться к «физикам», то я вам скажу так. Я часто бываю в ведущих математических школах страны, я наблюдаю за студентами. Самые лучшие, как и раньше, увлекаются литературой, играют на фортепиано, поют под гитару, читают стихи. Это никуда не исчезло, просто ребят таких теперь — единицы.

— На ваш взгляд, школа чем-то виновата?

— И школа, и семья. Как можно было додуматься оставить курс мировой художественной культуры в школьной программе только гуманитариям? А физикам с математиками МХК без надобности, пусть растут невеждами? Но для того чтобы математик нашел красивое решение, чтобы прочувствовал красоту формулы и смог восхититься ею, у него должен быть развит эстетический вкус. Простите, но откуда же он у него возьмется, раз вы ограничили его узкими рамками? Да, сейчас поездки в Москву или Питер стоят очень недешево, и далеко не все родители могут позволить себе, допустим, отправить ребенка вместе с классом на такие экскурсии. И тем, кто не поедет, будет нанесен тяжелейший удар. Но ведь сейчас в большинстве школ есть Интернет, есть интерактивные доски, — пожалуйста, гуляйте по Эрмитажу, гуляйте по Третьяковке, да хоть по Лувру.

— Вы считаете, что сегодня воспитать такую гармоничную и всесторонне развитую личность реально?

— Просто у меня есть часы в сорок четвертом лицее, и я знаю, что нередко на конкурсах по литературе побеждают ученики из физико-математических классов, поскольку их сочинения признаются лучшими. Я знаю, что в центре «Стратегия», где занимаются одаренные дети, лекции по литературе, живописи, музыке посещают в основном тоже ребята, занимающиеся точными или естественными науками. И я не уверена, что они стали бы такими «звездочками» в своей специализации, если бы дома или в школе для них не открыли эту бездонную сокровищницу и отечественной, и мировой культуры.

Формула культурного кода Елены Фроловой

Моральные и нравственные ценности, которые прививает культура.


Широкий кругозор в самых разных сферах


Высокий профессионализм, который обеспечит преемственность в передаче знаний новым поколениям.

Е. Бредис, lpgzt.ru

См. также:

Достоевский - пророк свободы

Сбились мы, что делать нам?


Чтение как источник патриотизма

Русский националист и патриот Фёдор Достоевский


Чтение о жизни: в поисках аналогий, смысла и новых возможностей


Ключевые слова патриотических ценностей


Понятие «русское человековедение». «Нет – счастья в бездействии»

Другие новости и статьи

« Толстой и Фонвизина

Каждый пятый россиянин считает, что русская литература переживает кризис »

Запись создана: Суббота, 23 Март 2019 в 0:30 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России, Современность.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика