13 Март 2014

Патриотизм как социально-психологическое явление

oboznik.ru - Патриотизм как социально-психологическое явление

Феномен патриотизма – это базовое понятие общественного сознания, которое является интегративным и имеет социально-психологическую природу. Это объясняется тем, что патриотизм формируется на основе национального сознания, которое предполагает наличие общества, этноса.

Отметим, что в современной литературе по проблемам социологии, этнопсихологии и социальной психологии, в частности по проблемам патриотизма и патриотического воспитания, существует как минимум два подхода к рассмотрению национального сознания.

С одной стороны -  подчеркивают В.А. Кольцова, В.А. Соснин [5] и другие исследователи  [4, 9, 12]- национальное самосознание понимается как осознание (отождествление, идентификация) себя в единстве со своей национальной или этнической общностью в качестве целостного сообщества (этноса, нации, народа), объединенного теми или иными общими признаками: происхождением, культурой, языком, территорией и т.д. Самосознанию той или иной нации свойственно стремление к сохранению этих общих признаков и через них - своей самобытности и целостности (как культурному типу, или шире - определенному типу цивилизации), готовность отстаивать и защищать их, и в то же время способность (бессознательная или осознанная) ассимилировать новое, обогащающее жизнь сообщества (но на почве своей культуры), и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

С.К. Рощин [11] отмечает, главная особенность такого типа национального самосознания состоит в том, что его носители признают равное право всех народов на самобытность, и не считают возможным навязывать другим (тем более, силой) свои представления, нормы и ценности. Такое самосознание составляет основу патриотических чувств.

С другой стороны – подчеркивают исследователи - чувство национального самосознания неизбежно включает в себя превосходство над другими нациями, осознание и переживание того, что «мы» лучше, умнее, сильнее, чем «они». Следовательно, «они» должны либо повторять то, что «мы» делаем, во что верим, либо принимать с благодарностью то, что «мы» предлагаем, и даже подчиняться нашей силе, если «они» не понимают той пользы, которую несем «мы» [5, 11]

Выше описанное национальное самосознание вполне можно назвать высокомерным.  Оно составляет сущность этноцентризма, т.е. чувства превосходства, основанного не только на этнических и национальных свойствах, но и на политических и идеологических установках.

Безусловно, этноцентризм разрушительное явление и предотвращение его появления – это едва ли не самая главная задача патриотического воспитания, формирования национального самосознания в процессе социализации.

Отметим, что социализация (от лат. socia1is - общественный) - процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих обществу, социальной общности, группе, к которому он принадлежит или причисляет себя, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [13].

Социализация личности действует через осознание индивидом своего «Я». Осознание «себя для других» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли».Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Например, участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Такой точки зрения придерживается Д.Г. Мид [7].

Однако существует и иной межличностный механизм социализации, означающий процесс общения  индивида  со «значимыми другими» или «референтными другими». Такую точку зрения высказал американский ученый-социолог А. Халлер [10]

«Значимый другой» – это та личность, на чьи ценностные ориентации, установки, экспектации ориентируется индивид в своем поведении. Иными словами, референтная личность – это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает 

Референтные личности оказывают наибольшее влияние на установки индивида и формирование его собственного «Я». В качестве «значимых других», как правило, выступают родители, преподаватели, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого» [10].

Посредством описанных процессов «принятия роли» и «исполнения роли» осуществляется идентификация личности – один из главных механизмов социализации и формирования самосознания, в том числе и национального самосознания. В последнем случае речь идет о этнической или национальной идентификации.

В самом широком смысле слова понятие «идентификация» (от англ. identity – тождественность) означает многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания [13]. В более узком, психологическом смысле слова, идентификация –  это процесс несознаваемого отождествления индивидом себя с другими, отдельной группой, образцом [1].

Значит, этническая идентификация - это процесс осознания индивидом своей принадлежности к этнической группе, проявляющийся в его собственной концепции «Я» в отношениях с другими [3]

Наряду с вышеуказанным механизмом социализации и формирование национального самосознания различают стилизованный и институциональный механизмы. Это отражено на рисунке 1.

oboznik.ru - Патриотизм как социально-психологическое явление

Рис. 1. Социально-психологические механизмы формирования патриотизма как компонента национального самосознания

Стилизованный механизм социализации личности связан со стилем референтной для данной личности группы людей, характеризующейся достаточно сильным долговременным социальным фактором - определенной субкультурой. Субкультура представляет собой комплекс морально-психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных возрастных, профессиональных, культурных слоев.

Институциональный механизм социализации личности заключается  в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, созданными как специально для этой цели (институты образования и воспитания), так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности (производственные, политические, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие). Под их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения, происходит усвоение индивидом тех или иных социальных ролей, норм, ценностей.

Отметим особую роль семьи в формировании самосознания, в том числе и национального. В семье индивид получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья является для ребенка единственным местом получения такого опыта.  В этом причина крайней важности родительского поведения и личностных особенностей родителей и других членов семьи. Как подчеркивал А.С. Макаренко: «Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание» [6; c. 240]

В результате процесса социализации индивид приходит к этнической идентичности, т.е. к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства). [3, 4].Это отражается на следующей схеме (рисунок 2)

oboznik.ru - Патриотизм как социально-психологическое явление

Рисунок 2. Соотношение понятий «этническая идентичность» и «патриотизм».

Как видно из рисунка 2, этническая идентичность может привести к формированию патриотизма. Однако может сформироваться и антипатриотизм.

Оба указанные качества основываются на представлениях о своем Отечестве, установке, формирующейся на их основе, эмоциональном отношении к нему. На этом сходство данных качеств заканчивается.

Вполне понятно, что антипатриотизм – это негативная установка, искусственно создающаяся для того, чтобы ослаблять наше общество. Эта установка находит отражение в пресловутых мифах и легендах о России и русских людях, в отрицательном «приукрашивании» проблем, искажении страниц нашей истории (Р.А. Дорофеев, В.В. Головинский [2]). Как указывает 
И. Нагорных [8], антипатриотизм представляет собой намеренное сужение понятия патриотизма, с помощью которого можно легко внести раскол в общество, поскольку разные группы могут вкладывать в это свое прочтение.

Тем самым, патриотизм можно представить как систему позитивных представлений личности о своей Родине и позитивных установок по отношению к ней.

Вместо заключения…

Социально-психологическая специфика патриотизма заключается в том, он формируется только в социуме, в процессе социализации,т.е. через ее механизмы и выступает как результат этнической идентификации. При этом механизмом этнической идентификации выступает национализм.

Однако необходимо всегда помнить, национализм всегда остается национализмом, если в его идеологии сохраняются представления о неравенстве, с доминированием одних наций над другими.

Однако не всегда в процессе этнической идентификации формируется патриотизм, может формироваться и национализм как качество личности и как подлог «истинного» патриотизма. Может формироватся и антипатриотизм.

Таким образом, формирование этнической идентичности должно проходить под контролем социальных институтов, при разведении понятий патриотизма и национализма.

 

Список литературы

  1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд. – М.: Прайм-Еврознак, 2003.  632 с.
  2. Дорофеев Р.А., Головинский В.В. О патриотизме в России [Электронный ресурс] / История тыла российской армии: информационно-тематический портал - Режим доступа: http://www.oboznik.ru/
  3. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р, Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М.: Мысль, 1996.
  4. Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект/ О патриотизме и гражданственности: Учебное пособие для студентов, работников сферы молодежной политики и педагогов / Под ред. д.с.н., проф. А.А.Козлова. – СПб. «Элексис Принт», 2005. 228 с. С. 12 – 26.
  5. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал, 2005. №4. С. 89 – 98.
  6. Макаренко А.С. Собрание сочинений в IVтомах. – М.: Правда, 1987. 2000 с. Т IV.
  7. Мид, Д. Интернализованные другие и самость / Пер. с англ. В.И.Добренький // Американская социологическая мысль. – М. Коск. ун-та, 1996. – С. 224 -227.
  8. Нагорных. И. Еще раз о любви // Газета «Коммерсантъ»,2012. №198. С. 11-15.
  9. Никова М. А.. Формирование патриотизма у российского студенчества : Дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 : М., 2004. 147 c.
  10. Представление о соотношений социальной и личностной идентичности в современной западной психологий [Электронный ресурс] / HR – Portal. – 2009. - № 1. – Режим доступа к журн.: www.hr-portal.ru.
  11. Рощин С.К. Проблема этноцентризма: теория и политическая действительность XX века // Расы и народы (современные этнические и расовые проблемы), 1993. №23. С. 59 - 104.
  12. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб.: СПбГУ, 1996. 36 с.
  13. Социологический словарь /Авт.-сост.: Осипов Г.В, Москвичев Л.Н., Чернощек О.Е. – М.: «Норма», 2010. 608 с.

Н. Завоеванная

См. также:

Патриотизм как результат этнической идентификации
Патриотизм как социально-историческое явление
Патриотизм и трудовая деятельность в условиях рыночной экономики
Патриотизм и национальное сознание

 

Другие новости и статьи

« Наемный труд в деревенских кузницах

Можно быть недовольным чем-то, но это будет не сейчас »

Запись создана: Четверг, 13 Март 2014 в 9:52 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика