Медицинское обеспечение русской армии в Русско-японскую войну

В вину Главному военно-медицинскому управлению можно поставить неудовлетворительную организацию осмотра призванных из запаса солдат на сборных пунктах. В описываемый период отсутствовала особая категория запаса для лиц, признанных ограниченно годными. Из-за недостатка врачебного персонала на призывных пунктах медосмотр имел чисто формальный характер. Врачебная комиссия осматривала только тех, кто заявлял о своей болезни. Так как многие военные медики считали всех без исключения солдат симулянтами, даже совсем больные люди редко освобождались от призыва.
Один из флигель-адъютантов императорской свиты, наблюдавший за ходом мобилизации, писал в отчете: «…мною было замечено несколько случаев призыва лиц с явными физическими недостатками, например, отсутствием глаза. По словам же воинского начальника, в число призываемых могли даже попасть безрукие и безногие». В результате в действующей армии оказалось значительное число солдат, не пригодных к службе. Например, при осмотре врачами нижних чинов, прибывших на комплектование сибирских армейских корпусов, выяснилось, что 58,25% по состоянию здоровья к службе совершенно непригодны.
Вместе с тем в работе Главного военно-медицинского управления наблюдались и положительные моменты. Во время Русско-японской войны управление приняло быстрые и эффективные меры для борьбы с эпидемиями заразных заболеваний.
В 1904 г. в Туркестанском военном округе появилась холера, от которой погибли 23 военнослужащих и 212 местных жителей. Незамедлительно был принят ряд энергичных мер для локализации и последующего уничтожения очагов заразы. Ввиду движения холеры из Персии были открыты врачебно-наблюдательные пункты на сухопутной границе Закаспийской области и в портах Каспийского моря. Врачебный надзор был установлен и на поездах Закаспийской железной дороги. Для усиления местного медицинского персонала управление командировало в Туркестанский военный округ 29 врачей и 50 фельдшеров.
11 ноября 1904 г. в Уральской области среди киргизов-пастухов появились первые признаки чумы. Следуя личному указанию императора «принять все меры к недопущению распространения эпидемии», Главное военно-медицинское управление немедленно командировало в зону эпидемии врачей-бактериологов, фельдшеров, сестер милосердия и выслало противочумную сыворотку. Кроме того, военное ведомство передало в распоряжение уральского военного губернатора 10 000 рублей на первоначальные расходы. К концу декабря заболевания прекратились.
С 15 августа по 14 сентября 1905 г. наблюдались чумные заболевания в Маньчжурии, в русском поселке близ станции Джалейнок КВЖД, а также на станции Маньчжурия. Всего за это время заболело 15 человек, и умерло - 13. В район эпидемии были отправлены 18 врачей, 35 фельдшеров, 2 дезинфекционных отряда, 2 вагона с дезинфекционными камерами, лаборатория и большое количество дезинфекционных средств. Зараженные пункты были оцеплены, и установлена карантинная служба.
В результате принятых мер в конце сентября 1905 г. эпидемия прекратилась. В качестве превентивной меры, направленной против распространения в войсках заразных болезней, управление разрабатывало, печатало и высылало в армию различного рода методическую литературу.
В 1904—1905 гг. управлению пришлось позаботиться о размещении больных и раненых, прибывших с Дальнего Востока. В связи с этим в некоторых медицинских учреждениях Европейской России было увеличено число больничных мест и медицинского персонала. Клинический военный госпиталь при Военно-медицинской академии в марте 1905 г. был расширен на 200 мест, а еще 100 мест добавили путем сокращения приема гражданских больных. Эти триста мест предназначались для наиболее тяжелых пациентов, представляющих вместе с тем наибольший интерес в научно-медицинском плане. Госпитали на театре военных действий находились в ведении Медицинского управления действующей армии.
Во время Русско-японской войны остро стоял вопрос о снабжении действующей армии медицинским имуществом. Дальневосточный театр военных действий оказался подготовлен не лучше, чем во всех остальных, и к началу войны там отсутствовали какие-либо запасы. Чтобы обеспечить армию всем необходимым, управлению потребовалось приложить немало усилий. Согласно сложившейся практике управление заготовляло предметы медицинского имущества через Завод военно-врачебных заготовлений. В 1904—1905 гг. практически все медицинское имущество приобреталось при помощи этого учреждения, и лишь в исключительных случаях, ввиду особой срочности, управление могло купить необходимые предметы за наличные, получив предварительно разрешение Военного совета. В конце войны Главное военно-медицинское управление обратилось в Военный совет с просьбой разрешить ему приобретать предметы, необходимые для борьбы с заразными заболеваниями, не спрашивая разрешения Военного совета. Через некоторое время Военный совет согласился, но все равно о каждой такой покупке управление должно было сообщать ему.
Ассортимент медицинского имущества, которое заготовлялось и высылалось в действующую армию, был чрезвычайно широк. Сюда входили лекарства, сыворотки, перевязочные и дезинфекционные средства, наборы для очистки питьевой воды, хирургические инструменты, рентгеновские кабинеты, ледоделательные машины и т.д.
Снабжение войск и лечебных учреждений внутренних округов выполнялось в должный срок, и лишь в некоторых случаях имели место незначительные задержки при доставке. Не возникало больших проблем и при заготовке медицинского имущества для войск Дальнего Востока, хотя доставка его к месту назначения отнимала много времени.
За всю войну общий расход на приобретения медицинского имущества составил 3 620 900 руб., а ветеринарного – 82 266 руб.
Во время Русско-японской войны Главное военно-медицинское управление было вынуждено позаимствовать часть медицинских запасов у войск, не участвующих в боевых действиях. Это делалось для более оперативного обеспечения потребностей действующей армии. Изъятое удалось быстро пополнить, и к концу войны медицинское ведомство оказалось в несравненно лучшем положении, чем другие главные управления. По сведениям Главного штаба, «мобилизационная готовность медицинских неприкосновенных запасов … к 1 июля 1906 г. оказывается удовлетворительной и частью даже совершенно обеспеченной».
Для Главного военно-медицинского управления самой острой проблемой в период войны 1904—1905 гг. стал недостаток кадров, объяснявшийся низким уровнем финансирования военно-медицинского образования, а также тем, что по ряду причин Военно-медицинская академия не отвечала стоявшим перед ней задачам. Руководство академии не было заинтересовано в подготовке кадров для военного ведомства. При решении организационных вопросов управление проявило себя с разных сторон: с одной – эффективно организовало борьбу с эпидемиями, но с другой – допускало грубые просчеты при распределении кадров, а также при организации медицинского обследования запасных и новобранцев. Снабжение действующей армии медицинским имуществом было организовано хорошо и не вызвало осложнений во взаимоотношениях командования действующей армии с Военным министерством. Это объяснялось не только расторопностью Главного военно-медицинского управления, но и неизмеримо меньшим по сравнению с другими главками объемом поставок.
См. также:
1. Условия тылового обеспечения войск перед и в начале Русско-японской войны
2. Финансирование русской армии перед и в ходе Русско-японской войны
3. Вещевое обеспечение войск в период Русско-японской войны 1904-1905 гг.
4. Продовольственное обеспечение российских войск в Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
5. Медицинские кадры во время Русско-японской войны 1904-1905 гг.
1. Тыловая обстановка при обороне крепости Порт-Артур. Зима - весна 1904 г.
2. Тыловая обстановка при обороне крепости Порт-Артур. Июнь - сентябрь 1904 г.
3. Тыловая обстановка при обороне крепости Порт-Артур. Октябрь - ноябрь 1904 г.
4. Тыловая обстановка при обороне крепости Порт-Артур. Ноябрь - декабрь 1904 г.
5. Заболеваемость во время осады Порт-Артура
В. Головинский, полковник запаса, Р. Дорофеев, подполковник. Специально для oboznik.ru
Литература:
1. Военный энциклопедический словарь
2. Керсновский А.А. История русской армии
3. Деникин А.И. Путь русского офицера
4. Шапошников Б.М. Воспоминания
5. Тиванов В.В. Денежные капиталы в Русской армии
6. Лилье М.И. Дневник осады Порт-Артура
7. Деревянко И.В. Военный аппарат России в период войны с Японией (1904 – 1905 гг.)
8. Аранович А.В. Интендантство русской армии во второй половине XIX - начале ХХ века (Военно-исторический журнал, 2006, №10)
9. Краснов В., Дайнес В. Русский военно-исторический словарь
10. Википедия. Открытая энциклопедия
Другие новости и статьи
Смерть Лермонтова наступила почти мгновенно »
Запись создана: Вторник, 21 Май 2019 в 0:02 и находится в рубриках Медицинское обеспечение, После Крымской войны.
метки: имущество, В.В. Головинский, Р.А. Дорофеев, медицина, коммисия, Роман Александрович Дорофеев, запасы, кадры, оборудование, Порт-Артур, врачи, фельдшера
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика