Новое военное хозяйство: танки и самоходные установки



Новое военное хозяйство: танки и самоходные установки

oboznik.ru - Новое военное хозяйство: танки и самоходные установки

Увеличение выпуска вооружения и военной техники находится в центре внимания партии и правительства. Ресурсы страны направляются прежде всего на удовлетворение нужд военного производства, уровень которого определяет техническую оснащенность Красной Армии. Заводы, производящие военную продукцию, в первую очередь снабжаются металлом, топливом, электроэнергией. Рост выплавки металла, добычи угля, выработки электроэнергии позволяет расширить базу оборонной промышленности.

Во второй половине второго года Великой Отечественной войны оборонной промышленности приходится решать новые сложные задачи. В связи с тем, что возможности увеличения производства за счёт перераспределения материальных ресурсов и рабочей силы в пользу военной промышленности в основном исчерпаны в первом периоде войны, важнейшее значение для дальнейшего роста продукции приобретает совершенствование технологии и организации производства. Военная промышленность переходит к выпуску более совершенной боевой техники и вооружения.

Новые танки на Урале и в Сибири. Большие задачи в это время стоят перед танкостроителями. До Великой Отечественной войны производство танков практически было сосредоточено в городах, расположенных в европейской части страны - в Ленинграде, Харькове, Сталинграде и Москве. Расположенный на Урале Челябинский тракторный завод только осваивал серийное производство тяжёлого танка КВ-1. В начале войны к производству танков был привлечён ряд неспециализированных заводов, а танковые заводы, располагавшиеся в западной части страны, эвакуировались на Урал и в Сибирь. 11 сентября 1941 года был образован Народный комиссариат танковой промышленности (НКТП). Его возглавляли В.А. Малышев (11.09.1941 - 1.07.1942, 26.06.1943 - 14.10.1945) и И.М. Зальцман (1.07.1942 - 26.06.1943). В наркомат вошли заводы по производству всех типов танков, самоходных артиллерийских установок, танковых дизелей и комплектующих деталей, узлов и агрегатов для танков и САУ.

Тяжелые танки КВ. Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ), выпускавший накануне войны тяжёлые танки КВ-1 и КВ-2, эвакуируют в Челябинск, где, после объединения с Челябинским тракторным заводом (ЧТЗ), создаётся мощный центр по производству тяжёлых танков КВ и средних танков Т-34, а также самоходно-артиллерийских установок СУ-152 («Зверобой»). После слияния двух заводов (ЛКЗ и ЧТЗ) решением правительства его именуют Челябинский Кировский завод (ЧКЗ). В Челябинске на площадях ЧКЗ размещают эвакуированный из Харькова завод по производству танковых дизелей. Этот своеобразный комбинат по производству танков в годы войны называют «Танкоград».

Ленинградский завод № 174, производивший до войны лёгкие танки Т-26, передислоцируют первоначально в Чкалов (ныне Оренбург), затем в Омск, где организовано серийное производство танков Т-34 (главные конструкторы Г.В. Гудков, И.С. Бушнев).

Средний танк Т-34. Харьковский завод № 183, являвшийся головным заводом по производству танка Т-34, перебазируют в Нижний Тагил Свердловской области на территорию Уралвагонзавода. Во время войны он именуется в печати Уральским танковым заводом. Этот завод в годы войны становится головным предприятием по выпуску танков Т-34 (директор - Ю.Е. Максарев, главный конструктор - А.А. Морозов, начальник конструкторского бюро Н.А. Кучеренко).

Сталинградский тракторный завод (СТЗ), изготовлявший до войны танки Т-34, продолжает выпуск танков до сентября 1942 года (директора - Б.Я. Дулькин, А.А. Горегляд, К.А. Задорожный, главный конструктор - Н.Д. Вернер). Когда немцы вплотную подходят к Сталинграду, часть оборудования СТЗ эвакуируют в Свердловск (ныне Екатеринбург) на производственную площадку Уралмаша (Уральский завод тяжёлого машиностроения им. С. Орджоникидзе).

Выпуск танков и САУ в годы войны обеспечивается не только за счёт интенсификации производства на танковых заводах, созданных в мирное время, но и за счёт привлечения заводов, на которых изготовление танков ранее не планировалось. В начале войны производство танков Т-34 организуют в Горьком (Нижний Новгород) на судостроительном заводе № 112 «Красное Сормово» (директора - Д.В. Михалёв, Е.Э. Рубинчик, главный конструктор - В.В. Крылов).

Производство малых танков Т-60 и лёгких танков Т-70 налаживается на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) (директор - М.К. Лоскутов, главный конструктор спецпроизводства -Н.А. Астров).

В связи с прекращением выпуска танков на СТЗ с сентября 1942 года к производству танков Т-34 привлекается завод Урал-маш (УЗТМ) в Свердловске (директор - Б.Г. Музруков, главный конструктор - Л.И. Горлицкий). С декабря 1942 года на заводе начинают выпускать самоходно-артиллерийскую установку СУ-122 (У-35), созданную на базе танка Т-34.

На заводе № 37, производившем в мирное время малые танки Т-40 и эвакуированном из Москвы в Свердловск, выпускаются малые танки Т-60. На заводе № 38, эвакуированном из Коломны в Киров (ныне Вятка) и ранее не выпускавшем танки, создаются малые танки Т-60 и лёгкие танки Т-70. В декабре 1942 года на заводе начинается выпуск самоходно-артиллерийской установки СУ-76.

К лету 1943 года в изготовлении танков и САУ участвует 251 предприятие.

Стремясь дать фронту как можно больше боевых машин, коллективы танкостроительных заводов изыскивают новые источники повышения производительности труда, улучшения технологии и организации производства.

Решающим средством увеличения выпуска танков в 1942 -1943 годах является создание на танкостроительных заводах поточных линий. На поток переведено изготовление основной массы деталей боевых машин. Кировский завод в Челябинске, один из инициаторов поточного производства средних и тяжёлых танков, на поток ставит почти 70 процентов всего оборудования по выпуску танка Т-34. Полностью осваивается 50 поточных линий механической обработки важнейших деталей тяжёлых танков КВ. В Нижнем Тагиле на заводе № 183 к концу 1943 года внедрено 64 поточные линии, на Уралмашзаводе в Свердловске. Введение потока позволяет увеличить выпуск многих частей и узлов танков более чем в полтора раза.

Добиваясь роста производства боевых бронированных машин, советские танкостроители осуществляют коренные изменения во многих важных технологических процессах. Впервые в мировой практике они разрабатывают и применяют высокопроизводительный метод отливки крупных стальных деталей в металлических формах (кокиль) вместо применявшейся ранее отливки в песчаных формах. Трудоёмкость отливки деталей по новому методу снижается почти вдвое. Производительность сталелитейных цехов вырастает в 2 - 3 раза. Удачный опыт сталелитейных цехов перенимают цехи цветного литья. Здесь кокильное литьё вводится при изготовлении ответственных деталей из алюминия, что резко сокращает расходы этого остродефицитного сырья.

Большое распространение на танкостроительных заводах получает штамповка деталей, заменяющая литьё и ковку. На УЗТМ осваивают штампованную башню танка Т-34 вместо литой. Штампованная башня «тридцатьчетвёрки» является техническим уникумом в танкостроении. До этого ни в Советском Союзе, ни за границей подобной штамповки из листа размером 3 x 5,5 метра толщиной 45 миллиметров не производили. За полтора года (с октября 1942-го по март 1944 года) изготовлено 2670 штампованных башен. При этом качество продукции улучшилось, ибо бронестойкость штампованной башни была выше, чем литой. В кузнечных цехах танковых предприятий штамповка все больше вытесняет свободную ковку, благодаря чему производственный процесс намного ускоряется.

Новое в технологию основного производства на танкостроительных заводах вносит термическая обработка деталей токами высокой частоты. Впервые её применяют на Кировском заводе в Челябинске. Высокочастотная электрозакалка резко уменьшает время обработки деталей, повышает их твёрдость и износоустойчивость. Цикл обработки одной из важнейших деталей сокращается с 30 часов до 37 секунд. Применение для поверхностной закалки токов высокой частоты только на Кировском заводе даёт за год 25 миллионов рублей экономии.

Другим важным изменением в технологии танкостроения является замена ручной сварки автоматической, проводившаяся на танкостроительных заводах под руководством Героя Социалистического Труда академика Е.О. Патона. Возглавляемый им Научно-исследовательский институт электросварки Академии наук СССР в годы войны располагается непосредственно на заводе № 183, головном предприятии по производству танков Т-34, и работает в тесном содружестве, с коллективом танкостроителей. Автосварка значительно ускоряет изготовление бронекорпусов и башен для танков, имевших десятки метров сварочных швов крупного сечения и позволяет преодолеть нехватку квалифицированных электросварщиков, сэкономить много электроэнергии.

Благодаря непрестанному совершенствованию технологии производительность труда в танковой промышленности систематически повышается. Среднегодовая выработка одного рабочего к 1940 году составляет в 1943 году 175,7%. Снижаются затраты труда на производство танка. За два года расходы на его изготовление уменьшаются почти вдвое. На средства, полученные от снижения себестоимости, можно изготовить более 14 тысяч танков Т-34, что почти равняется количеству танков и самоходных орудий, выпущенных Германией за 1941 - 1942 годы.

Переход на поток, усовершенствование технологии обработки деталей позволяют наладить выпуск ранее дефицитных трудоёмких деталей и узлов строго по графику и создать заделы, обеспечивающие бесперебойный ход производства. К июлю 1943 года на танкостроительных заводах создаются условия для ритмичной (без рывков) работы по выполнению правительственной программы.

В результате большой работы, проводимой в танковой промышленности по повышению производительности труда, улучшению организации производства, созданию более эффективной технологии, рост продукции достигается путём максимального использования внутренних ресурсов. В отчёте правительству о работе танкостроительных заводов в 1943 году народный комиссар танковой промышленности В.А. Малышев отмечает: «Весь прирост производства достигнут только за счёт повышения производительности труда, улучшения организации технологии производства и снижения трудоёмкости изготовления танков».

Советские танкостроители, увеличивая выпуск боевых машин, одновременно напряжённо трудятся над созданием новых танков, самоходно-артиллерийских установок, постоянно совершенствуя находившиеся в серийном производстве машины. Конструкторы, обогащённые опытом войны, настойчиво добиваются улучшения качества танков - увеличения их огневой мощи, защищённости, манёвренности и скорости. Они зорко следят за боевой техникой врага, противопоставляя ей ещё более совершенную технику. Зная и понимая это, нельзя сказать, что танкостроители замирают на достигнутом, не модифицируют свои танки. Напротив, они неизменно совершенствуют их. Вот один из примеров.

Конструкторские бюро танкостроительных заводов улучшают боевые и эксплуатационные качества среднего танка Т-34, занимающего ведущее место в бронетанковом вооружении Красной Армии. Т-34 - основа советских танковых соединений, о которую в первые дни войны разбились нацистские танковые войска. Характеризуя состояние последних в начале 1943 года, генерал-инспектор бронетанковых войск Германии Хайнц Гудериан пишет: «…Новые полномочия на расширение программы производства танков, представленные министру Шпееру, свидетельствовали о всё растущей тревоге в связи с понижающейся боевой мощью германских бронетанковых войск перед лицом постоянно увеличивающейся благодаря неизменному серийному производству превосходного русского танка Т-34 боевой мощи советских танковых сил».

Танк Т-34 по совокупности боевых свойств, технологичности производства и ремонтопригодности превосходит все однотипные танки, состоящие на вооружении иностранных армий, конструкция его в ходе войны подвергалась постоянной доработке.

С весны 1942 года на танках производства завода № 183 устанавливается более просторная башня шестигранной формы.

С августа 1942 года с конвейера ЧКЗ, а с сентября с конвейера УЗТМ сходят танки Т-34 с аналогичной расширенной башней.

В 1942 году в силовой установке танка вместо одного начинают устанавливать два воздухоочистителя типа «Циклон», повышающие степень очистки воздуха с 70 до 99,3%. С конца 1942 года на танках производства ЧКЗ и УЗТМ вместо четырёх устанавливают пятиступенчатую коробку передач.

Гарантийный ресурс работы двигателя 150 моточасов обеспечивает танку передвижение на расстояния свыше 2000 км. С сентября 1942 года каждый второй танк Т-34 оснащается приёмо-передающей коротковолновой радиостанцией 9Р. И это ещё далеко не все новации.

Крупных успехов достигают танкостроители в конструировании и освоении в производстве самоходно-артиллерийских установок. В октябре 1942 года Уралмашзавод получает задание правительства к 20 ноября изготовить опытный образец самоходно-артиллерийской установки У-35 (СУ-122). Срок - месяц. Специальная конструкторская группа, возглавляемая Л.И. Горлицким и Ж.Я. Котиным, сутками не выходит с завода.

2 декабря 1942 года самоходную установку СУ-122 принимают на вооружение Красной Армии, в январе 1943 года первую партию машин отправляют с завода в войска.

По заданию Государственного Комитета Обороны на ЧКЗ в течение 25 суток сконструирован и изготовлен опытный образец тяжёлой самоходной установки СУ-152. Она поступает в серийное производство.

К началу битвы под Курском советская танковая промышленность обеспечивает Красную Армию обновлёнными боевыми бронированными машинами: к примеру, Т-34 выпуска 1943 года - это уже далеко не Т-34 выпуска 1941 года.

Лариса ВАСИЛЬЕВА, Игорь ЖЕЛТОВ “В прицеле - Прохоровка”

См.также:

Новое военное хозяйство: потери и приобретения

Новое военное хозяйство: тяжёлая индустрия и топливные ресурсы

Новое военное хозяйство: энергетическая база

Новое военное хозяйство: металлургия



Другие новости и статьи

« Репатриация освобожденных из плена 3-го Белорусского фронта

1 апреля в России начинается весенний призыв в армию »

Запись создана: Понедельник, 31 Март 2014 в 17:25 и находится в рубриках Вторая мировая война, Продовольственное.

Метки: , , , , , , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы