18 Май 2019

Новое военное хозяйство: авиация

oboznik.ru - Новое военное хозяйство: авиация
#авиация#курскаябитва#история

К началу битвы под Курском добивается успехов и авиационная промышленность. Важным резервом увеличения выпуска продукции здесь являет переход к более высоким формам организации производственного процесса, прежде всего, к поточному методу. Поток даёт возможность в короткий срок, при небольших материальных затратах, резко повысить выпуск продукции и наиболее полно использовать производственные площади.

Одним из первых создаёт поточные линии самолётостроительный завод № 21 в Горьком. К концу 1943 года на поток переводится более трети операций, от чего на 34% снижается трудоемкость изготовления истребителя Як-7. Переход на поток даёт большой экономический эффект и на других самолётостроительных заводах.

Внедрение потока, развертывание рационализации и изобретательства на всех предприятиях авиационной промышленности на 20 - 25% повышает производительность труда. Значительно снижается трудоёмкость изготовления самолётов. За 1942 - 1943 годы затраты труда на производство истребителя Ла-5 уменьшаются более чем в 2,5 раза, бомбардировщика Пе-2 -в 2 раза, штурмовика Ил-2 - почти в 5 раз. Меньшей становится себестоимость авиационной продукции.

Успешно решается и задача повышения качества самолётов. Конструкторы в тесном содружестве с рабочими, техниками и инженерами авиационных заводов напряжённо трудятся, чтобы дать Красной Армии более совершенные самолёты.

Конструкторское бюро, возглавляемое известным советским конструктором С.А. Лавочкиным, совместно с коллективом завода № 21, продолжает работать над усовершенствованием самолёта JIa-5. Этот самолёт по своим летно-тактическим данным превосходит немецкий истребитель «Мессершмитт-109», но уступает его модификациям - «Мессершмитту-109ф» и «Мессершмитту-109г», имеющим большую скорость. В середине марта 1943 года народный комиссар авиационной промышленности А.И. Шахурин докладывает в Государственный Комитет Обороны: «Проведена работа по облегчению веса серийного самолёта Ла-5 на 160 килограммов. Кроме того, проведена большая работа по аэродинамическому улучшению этого самолёта, в результате повышена его максимальная скорость. Облегчённый самолёт Ла-5 прошёл государственные испытания и внедрён в серийное производство».

В конце марта Советское правительство принимает решение о выпуске самолётов Ла-5 с более мощным двигателем М-82-ФН. Он превосходит все немецкие истребители, в том числе новейший однотипный нацистский истребитель «Фокке-Вульф-190» (ФВ-190). Горизонтальная скорость Ла-5 ФН на высоте 2-4 тысячи метров выше, чем у ФВ-190, на 40 - 80 километров. Самолёт Ла-5 ФН имеет лучшую манёвренность на высотах 1-5 тысячи метров, там обычно происходят воздушные бои. Быстрое освоение его в серийном производстве позволяет значительно увеличить количество самолётов Ла-5 ФН на фронте к началу летних боев.

В конце 1942 года Государственный Комитет Обороны поручает конструкторскому коллективу, возглавляемому А.С. Яковлевым, создать истребитель, вооружённый пушкой калибра 37 мм. В мае 1943 года налаживается серийное производство этого самолёта. Истребители марки Як-9, имея столь сильное вооружение, получили высокую оценку лётчиков.

Неуклонно улучшаются тактико-технические качества самолётов бомбардировочной авиации, особенно двухмоторного пикирующего бомбардировщика Пе-2 конструкции В.М. Петлякова, жизнь которого трагически обрывается во время авиационной катастрофы в начале 1942 года. В январе 1943 года конструкторы добиваются повышения скорости Пе-2. Во второй половине того же года начинается производство самолётов, обладающих большей дальностью полёта. Самолёт Пе-2 до 1945 года остаётся основным бомбардировщиком фронтовой авиации и пользуется большой любовью лётчиков.

1943 год. Не прекращаются работы по улучшению штурмовика Ил-2 конструкции С.В. Ильюшина. Осваивается серийное производство двухместного самолёта Ил-2 с задней огневой точкой. Двухместный штурмовик имеет существенные преимущества перед одноместным. Повышается живучесть самолёта. Присутствие стрелка гарантирует лётчика от неожиданных атак с задней полусферы. Вражеские истребители теперь боятся близко подходить к штурмовику и ведут огонь с дальних дистанций. В феврале 1943 года Государственный Комитет Обороны принимает Постановление о строительстве самолётов Ил-2 с более мощным мотором (АМ-38ф). С мая Ил-2 начинают вооружать 37-мм пушкой. По своим данным штурмовик Ил-2 - лучший самолёт в этом классе машин. Ни одно воюющее государство в годы Второй мировой войны не создало подобной машины.

Среднемесячное производство самолётов поднимается с 2,1 тысячи в 1942 году до 2,9 тысячи в 1943 году. Особенно быстро растёт выпуск истребителей. Их производство за год увеличивается почти в полтора раза. Столь же быстрыми темпами развивается производство штурмовиков Ил-2, составляющих более трети всех выпущенных в 1943 году машин. В разгар летних боёв заводы, изготовляющие самолёты Ил-2, направляют на фронт более тысячи машин в месяц.

Лариса ВАСИЛЬЕВА, Игорь ЖЕЛТОВ “В прицеле - Прохоровка”

См.также:

Новое военное хозяйство: потери и приобретения

Новое военное хозяйство: тяжёлая индустрия и топливные ресурсы

Новое военное хозяйство: энергетическая база

Новое военное хозяйство: металлургия

Новое военное хозяйство: танки и самоходные установки

Другие новости и статьи

« Куртрэ (1302 г.)

Цифра, которую ни одно сознание освоить не сможет »

Запись создана: Суббота, 18 Май 2019 в 4:58 и находится в рубриках Вторая мировая война, Продовольственное.

метки: , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика