Новое военное хозяйство: проблемы транспорта



Новое военное хозяйство: проблемы транспорта

oboznik.ru - Новое военное хозяйство: проблемы транспорта

В увеличении промышленного производства для нужд фронта и обеспечении боевых действий Красной Армии огромная роль принадлежала транспорту, главным образом, железнодорожному, связывавшему тыл с фронтом.

Транспорт к началу 1943 года работает в сложнейших условиях. Перемещение на восток большого количества предприятий, быстрый рост военного производства в Поволжье, на Урале и в Сибири, наступательные действия Красной Армии резко увеличивают нагрузку на железные дороги, особенно в центре и на востоке страны. Работа транспорта затрудняется и тем, что он лишён части подвижного состава. К тому же парк паровозов и вагонов почти не пополняется, так как паровозо-и вагоностроительные заводы переключены на производство вооружения и военной техники. В огромной степени затрудняются текущие и капитальные ремонты пути.

Транспорт не поспевает за ростом промышленности, особенно в восточных районах страны. В декабре 1942 года, по сравнению с январём, валовая продукция всех отраслей промышленности СССР увеличивается более чем в 1,5 раза, среднесуточная погрузка на железных дорогах за это время возрастает только на 4,6%. Валовая продукция промышленности Урала в 1942 году по сравнению с 1940 годом вырастает в 2,8 раза, Западной Сибири - в 2,4 раза, а перевозки грузов на урало-сибирских дорогах за это время увеличиваются всего на несколько процентов. Проще говоря, доставить грузы к месту назначения бывает невозможно - транспорт не справляется.

Железные дороги не справляются с доставкой сырья и топлива для важнейших предприятий промышленности. В октябре 1942 года металлургическим заводам доставлено лишь 67% необходимой руды, 56% флюсов, 61% огнеупоров.

«Если не принять немедленно коренных мер по завозу металлургического сырья и топлива, - пишет нарком чёрной металлургии И.Т. Тевосян в ЦК партии в ноябре 1942 года, - неизбежен срыв работы металлургических предприятий, а тем самым и снабжения металлом военной промышленности».

На крупных металлургических заводах остаётся невывезенный металл, в котором остро нуждаются оборонные предприятия. В феврале 1943 года на Кузнецком металлургическом комбинате скапливается 130 тысяч тонн готового к отгрузке металла, на Магнитогорском - 70 тысяч тонн, на Нижне-Тагильском - 44 тысячи тонн.

Отставание в работе транспорта становится одной из причин затруднений в развитии военной экономики, прежде всего в центрах военной индустрии - на Урале и в Сибири.

Не лучше положение и в ряде центральных областей. В этих условиях вопрос улучшения работы транспорта становится задачей общегосударственной. 20 января 1943 года Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) принимают решение об улучшении работы железных дорог Урала и Сибири. На них направляются опытные партийные и хозяйственные работники. Намечен также ряд организационных мер. В частности, разрешается до 1 марта, за счёт сокращения пассажирского движения, увеличить погрузку топлива для железных дорог.

Одной из мер по улучшению работы железнодорожного транспорта является перевод его с 15 апреля 1943 года на военное положение. Это укрепляет дисциплину на транспорте, повышает ответственность за точное соблюдение графиков движения поездов.

Благодаря принятым мерам работа дорог значительно улучшается. Так, если в феврале важнейшая дорога Урала - Южно-Уральская - грузила в сутки 2217 вагонов, то в мае грузит уже 2956, а в июне - 3242.

Успехи тыловых железных дорог, и прежде всего дорог Урала и Сибири, достигнутые в первой половине 1943 года, способствуют дальнейшему росту военного хозяйства.

Переход Красной Армии в общее наступление предъявляет новые, более повышенные требования к работе прифронтовых дорог. Объём воинских перевозок возрастает. Положение на прифронтовых дорогах осложняется тем, что враг, отступая, разрушает путевое хозяйство, мосты, сигнализацию, станционные и другие сооружения. Восстановить капитально сразу всё в условиях тяжёлых наступательных боёв очень трудно. Поэтому часто движение проходит по временно восстановленным линиям без достаточных средств связи и сигнализации. Прифронтовым дорогам к тому же постоянно угрожает авиация противника, а иногда и его дальнобойная артиллерия.

Одной из самых трудных задач для транспорта становится обеспечение предстоящей битвы под Курском. С большим напряжением работают Московско-Курская (начальник А.П. Молчанов), Московско-Донбасская (начальник Е.Ф. Рудой), Московско-Киевская (начальник Н.Г. Васильев) и Юго-Восточная (начальник Ф.М. Ткаченко) железные дороги. Несмотря на частые бомбёжки врага, вызывавшие перерывы движения, воинские погрузки на этих дорогах непрерывно растут. Если в марте 1943 года на них прибывает в среднем в сутки 2459 вагонов воинских грузов, в апреле - 2877, то в мае - 3279.

Исключительно большую трудность представляют перевозки непосредственно к линии фронта. Противник, сосредоточивая войска на Курской дуге, располагает тремя подходившими к фронту железнодорожными линиями, а советские войска имеют всего две линии, притом однопутные. К тому же они в 1942 году захвачены немцами и сильно разрушены. Капитально восстановить их не удаётся, поэтому пропускная способность дорог крайне невелика.

Особенно тяжёлая нагрузка падает на Курский железнодорожный узел. Через него двигается к фронту основной поток воинских эшелонов. Враг всеми силами старается вывести узел из строя, подвергая его жестоким бомбёжкам. Налёты следуют один за другим. Немцы сбрасывают на узел свыше 2,6 тысячи бомб, причинив ему значительные разрушения. Но узел продолжает действовать.

Советские железнодорожники, не жалея сил, а нередко и самой жизни, делают всё, чтобы помочь Красной Армии. Машинист Московско-Курской дороги И.И. Ефимов ведёт эшелон к фронту. Неожиданно налетают вражеские самолёты и бомбят состав. Ефимов получает от осколочной бомбы шесть ран. Его помощник и кочегар убиты. Напрягая последние силы, машинист доводит поезд до станции. Президиум Верховного Совета СССР удостоил машиниста И.И. Ефимова звания Героя Социалистического Труда.

К началу наступления противника в район Курского выступа доставляется более 468 тысяч вагонов. В иные дни прибывает до 120 поездов. Общий объём воинских перевозок для обеспечения Курской операции составляет около 540 тысяч вагонов. Это намного превысило перевозки для Московской и Сталинградской операций.

Успешной деятельности прифронтовых дорог во многом способствует хорошая организация восстановительных работ. Их производят железнодорожные войска и специальные формирования Народного комиссариата путей сообщения. Возрождая разрушенный транспорт, воины железнодорожных войск проявляют много выдумки, смекалки, героизма. Трудовыми подвигами прославляет себя красноармеец железнодорожных войск М.Е. Анников. Он неизменно перевыполнял норму более чем в 11 раз. Ему присваивается звание Героя Социалистического Труда.

Значительно улучшает работу в 1943 году речной и морской транспорт. За год грузооборот речного транспорта возрастает на 8%, а план воинских перевозок перевыполняется на 12%. Особенно возрастают перевозки нефтегрузов. Речные перевозки нефти по Волге вырастают в полтора раза. Если в 1942 году по речным магистралям доставляется 5,3 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов, то в 1943 году - уже 7,5 миллиона тонн. Большие перевозки леса предназначаются для восстановления Сталинграда и освобождённых районов Кавказа.

В 1943 году резко возрастает объём перевозок воздушным транспортом: они составили 25,8 миллиона тонно-километров против 19,7 миллиона в 1942 году. В 1943 году увеличивается автомобильный парк страны и выполняемая им работа по обслуживанию народного хозяйства и фронта.

Советский транспорт к лету 1943 года значительно улучшает свою работу, с честью справляется с задачей обслуживания фронта и быстро растущего военного хозяйства страны.

Лариса ВАСИЛЬЕВА, Игорь ЖЕЛТОВ “В прицеле - Прохоровка”

См.также:

Новое военное хозяйство: потери и приобретения

Новое военное хозяйство: тяжёлая индустрия и топливные ресурсы

Новое военное хозяйство: энергетическая база

Новое военное хозяйство: металлургия

Новое военное хозяйство: танки и самоходные установки

Новое военное хозяйство: авиация

Новое военное хозяйство: артиллерия

Новое военное хозяйство: боеприпасы



Другие новости и статьи

« Военные очередники будут контролировать строящееся жилье

Письма на фронт и с фронта »

Запись создана: Пятница, 4 Апрель 2014 в 16:19 и находится в рубриках Вторая мировая война.

Метки: , , , , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы