6 Апрель 2014

Советский стратегический план на летне-осеннюю кампанию 1943 года

oboznik.ru - Советский стратегический план на летне-осеннюю кампанию 1943 года

В середине апреля ставкой принято предварительное решение о преднамеренной обороне. Георгий Жуков

Советское командование при планировании военных действий на лето и осень 1943 года предполагает провести широкое наступление, нанося главный удар на юго-западном направлении. При этом ставятся решительные цели: разгром группы армий противника «Юг», освобождение Левобережной Украины, Донбасса и преодоление Днепра. Обстановка для ведения крупномасштабного наступления в целом благоприятна, так как Красная Армия имеет общее превосходство над противником в силах и средствах, а советское командование сохраняет в своих руках стратегическую инициативу.

К планированию военных действий в кампании и их всестороннему обеспечению советское командование приступает в конце марта 1943 года. 2 апреля начальником Генерального штаба подписывается директива с указаниями фронтам использовать период весенней распутицы для лучшей организации обороны занимаемых рубежей, создания резервов на основных направлениях, а также для боевой подготовки войск, в основу чего требуется положить отработку вопросов организации наступательного боя. Для усиления войск фронтов юго-западного направления и для создания крупных резервов 6 апреля Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин подписывает директиву о создании к концу апреля Резервного фронта. Основной задачей фронта является: «Готовить свои войска, главным образом, к наступлению».

Однако вскоре в разрабатываемый план приходится вносить существенные коррективы. Вызвано это успешными действиями советской военной разведки. В конце марта 1943 года начальник Генерального штаба А.М. Василевский и командующие фронтами принимают меры по организации тщательной разведки на участках Центрального, Воронежского и Юго-Западного фронтов. Разведывательному управлению и Центральному штабу партизанского движения предписывается выяснить наличие и расположение резервов в глубине войск противника, ход перегруппировок и сосредоточения немецких войск, перебрасываемых из Франции, Германии и других стран.

Анализируя многочисленные разведывательные данные о составе группировки противника и её подготовке к наступлению, Генеральный штаб и Ставка ВГК склоняются к переходу в преднамеренную оборону. В начале апреля по этому вопросу происходит обмен мнениями между заместителем Верховного Главнокомандующего Г.К. Жуковым, находящимся в войсках Воронежского фронта, и начальником Генерального штаба А.М. Василевским, находящимся в Москве. 7 апреля они говорят по телефону о планировании военных действий на ближайшее время. Утром следующего дня Г.К. Жуков направляет Верховному Главнокомандующему подробный доклад «О возможных действиях противника весной и летом 1943 года и соображения о наших оборонительных боях на ближайший период».

Прогнозируя возможные действия противника, Жуков в докладе отмечает: «Исходя из наличия в данный момент группировок против наших Центрального, Воронежского и Юго-Западного фронтов, я считаю, что главные наступательные операции противник развернёт против этих трёх фронтов, с тем чтобы, разгромив наши войска на этом направлении, получить свободу манёвра для обхода Москвы по кратчайшему направлению».

Развивая тезис глубже, Жуков предполагает, что «на первом этапе противник, собрав максимум своих сил, в том числе до 13 - 15 танковых дивизий, при поддержке большого количества авиации нанесёт удар своей орловско-кромской группировкой в обход Курска с северо-востока и белгородско-харьковской группировкой в обход Курска с юго-востока».

Ход последующих событий подтвердит, насколько точным оказалось это предположение прославленного военачальника.

В качестве основного вывода в докладе отмечается следующее: «Переход в ближайшие дни наших войск в наступление с целью упреждения противника считаю нецелесообразным.

Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танки, а затем, введя свежие резервы, переходом в общее наступление окончательно добьём основную группировку противника».

Как отметил в своих воспоминаниях А.М. Василевский, присутствовавший при изучении доклада Жукова Сталиным, Верховный не принял окончательного решения и сказал: «Надо посоветоваться с командующими войсками фронтов», распорядившись запросить мнение фронтов. Генштабу Сталин поручает подготовить специальное совещание для обсуждения плана летней кампании 1943 года. Командующим Воронежским и Центральным фронтами Н.Ф. Ватутину и К.К. Рокоссовскому - Сталин звонит сам, просит их к 12 апреля сообщить собственную оценку противостоящего противника и возможные направления его действий.

К началу совещания в Ставке ВГК, назначенного на 12 апреля, Генеральным штабом будут подготовлены: карта обстановки, карта-план действий и доклад - пояснительная записка о действиях фронтов в районе Курского выступа. В установленный срок поступают донесения с фронтов. В них даётся оценка группировок и возможные действия противника под Курском, а также высказываются соображения по плану действий своих войск.

Командование Центрального фронта предлагает нанести упреждающий удар и силами Западного, Брянского и Центрального фронтов разгромить орловскую группировку противника - то есть реализовать то, чего не удалось в феврале-марте 1943 года. Командование Воронежского фронта, всесторонне оценив группировки противника, воздерживается от конкретных предложений по действиям своих войск.

Совещание в Ставке происходит вечером 12 апреля. На нём присутствуют И.В. Сталин, Г.К. Жуков, А.М. Василевский и А.И. Антонов (заместитель начальника Генерального штаба). Во время совещания Сталин выражает беспокойство: выдержат ли наши войска удары массы немецких танков? Присутствующие обращают внимание Верховного Главнокомандующего: за почти двухлетний период войны Красная Армия закалилась в сражениях, приобрела огромный боевой опыт, имеет отличное вооружение и прекрасную боевую технику.

Колебания отброшены. Принято предварительное решение о преднамеренной обороне. «Тщательный анализ обстановки и предвидение развития событий, - писал в своих воспоминаниях А.М. Василевский, - позволили сделать правильный вывод: главные усилия надо сосредоточить к северу и югу от Курска, здесь обескровить противника в оборонительном сражении, затем перейти в контрнаступление и осуществить разгром врага. В дальнейшем предполагалось развернуть общее наступление Красной Армии, нанося главный удар в направлении - Харьков, Полтава, Киев.

На совещании предусмотрен и другой вариант: переход советских войск к активным действиям в случае, если фашистское командование в ближайшее время не предпримет наступления под Курском и оттянет его на длительный срок».

После совещания Генеральный штаб вплотную занимается разработкой плана летней кампании и важнейших её операций.

21 апреля в Ставку на имя Верховного Главнокомандующего поступает подробный доклад командующего войсками Воронежского фронта о группировке противника, о состоянии войск фронта, о решении относительно обороны и о соображениях по подготовке наступательных операций. К докладу приложены графические документы - три карты с организацией обороны фронта и этапами наступательных операций в летнюю кампанию 1943 года и таблица соотношения сил.

25 апреля 1943 года. На заседании Ставки ВГК рассматривается доклад командующего войсками Воронежского фронта по плану операции. Из трёх предложенных Военным советом фронта этапов операции решением Ставки утверждён один. На этом этапе планируется проведение совместной наступательной операции Воронежского и Юго-Западного фронтов с целью окружения и уничтожения харьковско-белгородской группировки противника.

После принятия предварительного решения на преднамеренную оборону с последующим переходом в контрнаступление основные усилия Ставки ВГК, Генерального штаба, командующих войсками и штабов фронтов направляются на всестороннюю и тщательную подготовку к предстоящим действиям. Одновременно усилена разведка, тщательно отслеживаются изменения группировок противника и его намерений. Советскому командованию становятся известны сроки начала наступления противника, трижды переносившиеся немецким командованием. Причины переноса многократно обсуждаются в Ставке ВГК и в Генеральном штабе. Наконец в конце мая - начале июня 1943 года, когда немецкий план нанесения по Воронежскому и Центральному фронтам сильного танкового удара с использованием крупных группировок, оснащённых новой техникой, становится очевидным, ВГК принимает окончательное решение о преднамеренной обороне.

В чём суть замысла Ставки ВГК на стратегическую оборонительную операцию? В том, чтобы в оборонительных сражениях нанести поражения ударным группировкам противника, удержать занимаемые рубежи и создать советским войскам условия для перехода в контрнаступление.

Вести стратегическую операцию предстояло соответствующей группировке. Согласно замыслу Ставки ВГК северный фас Курского выступа протяжённостью 306 километров должен оборонять Центральный фронт, а южный фас протяжённостью 244 километра - Воронежский фронт. В тылу Курского выступа развёрнут Резерв Ставки ВГК - Степной военный округ (до 15 апреля - Резервный фронт), имеющий задачу предотвратить глубокий прорыв противника, а при переходе в контрнаступление - нарастить силу удара из глубины.

Кроме двух фронтов и военного округа в состав группировки советских войск входила часть сил войск ПВО территории страны: Ряжско-Тамбовский, Воронежско-Борисоглеб-ский и Харьковский дивизионные районы ПВО. Для ударов по железнодорожным коммуникациям противника предусматривается привлечение до 400 самолётов авиации дальнего действия.

При подготовке операции создаётся система оборонительных рубежей. Во фронтах их оборудуется по шести, в том числе два в тактической зоне обороны, одна армейская полоса и три фронтовых оборонительных рубежа общей глубиной до 130-190 километров. За фронтовыми рубежами готовится оборонительный рубеж Степного военного округа, а по восточному берегу реки Дон - государственный рубеж обороны, за который отвечает Верховный Главнокомандующий. С учётом этих рубежей общая глубина инженерного оборудования местности составляет 250 - 300 километров.

Красная Армия способна первой начать наступательные действия. Сил для этого достаточно. Но в условиях, когда противник также готовится к мощному наступлению, целесообразнее противопоставлять ему заранее подготовленную, глубоко эшелонированную непреодолимую оборону. Поэтому Ставка решает, учитывая предложения командования фронтов, обессилить наступающего противника в оборонительных боях, а затем завершить его разгром контрнаступлением. Последующие события показали, что советское командование в сложившейся обстановке избрало самый точный план действий, чтобы разгромить создаваемую врагом мощную группировку и, удержав за собой стратегическую инициативу, использовать достигнутый успех для развёртывания наступления.

Лариса ВАСИЛЬЕВА, Игорь ЖЕЛТОВ “В прицеле - Прохоровка”

Другие новости и статьи

« Страгетические планы сторон: две стратегии

Нормандия-Неман »

Запись создана: Воскресенье, 6 Апрель 2014 в 11:20 и находится в рубриках Вторая мировая война.

метки: , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика