Русско-японская война в памяти народной
В феврале 1904 года, то есть сто десять лет назад, началась Русско-японская война, а закончилась она 5 сентября 1905 года. Длилась относительно не долго: один год и семь месяцев. Но это время отразилось на всех сторонах русской жизни: экономической, политической, военной, художественной
Художественная в наибольшей степени повлияла на историческую память народа. Каждое значимое её событие получило свою отметину: это песни о «Варяге», вальсы «На сопках Маньчжурии» и «Амурские волны», романы «Порт-Артур» и «Цусима», это труды многих писателей и историков. Русско-японская война жёстко прошлась по личной жизни многих сотен тысяч людей России. Здесь воевали будущие лидеры белого движения Деникин и Колчак, корабел Макаров и художник-баталист Верещагин, герой Русско-турецкой войны, душа болгарского ополчения генерал Столетов (брат знаменитого физика), писатели Василий Немирович-Данченко и Новиков-Прибой. Имя Новикова-Прибоя носит литературное объединение нашего города. Его жизнь наполнена многими драматическими событиями.
Алексей Силантьевич (Силыч) Новиков-Прибой родился 24 марта 1877 года в селе Матвеевском ныне Рязанской области в семье, как он сам говорил, «николаевского солдата». Этот термин для современного читателя следует пояснить. Николаевскими солдатами называли бывших кантонистов. Вся Россия, с точки зрения призыва в армию, была разбита на округа, которые при Николае I назывались кантонами. При каждом кантоне существовали школы для детей солдат, местных детей, особенно сирот. Дисциплина в школах была строгая, эти дети потом пополняли ряды солдат, которые затем служили ещё 25 лет. Таким образом, почти вся их сознательная жизнь проходила в армии.
Так вот Силантий Новиков — отставной унтер-офицер артиллерист — в 1862 году с женой вернулся в родное село. Его жена, полька, сирота, воспитывалась в католическом монастыре, по просьбе мужа перешла в православие; Алексей был вторым ребёнком в семье, мать ему прочила карьеру монаха. Но тот, однажды встретив моряка, вдохновившись его рассказами, решил стать тоже моряком. И, когда пришла пора идти в армию, сам попросился на флот. На флоте его специальность называлась баталёр. Это человек, который заведует денежным, пищевым и вещевым довольствием, а во время боевых действий помогает на медпункте и собирает раненых с палубы. Обе эти специальности впоследствии пригодились ему в жизни.
До армии он закончил церковно-приходскую школу; попав в Кронштадт, год ходил в воскресную школу; далее занимался самообразованием, используя рекомендации известного библиографа Рубакина. Впоследствии многие поражались его эрудиции. В воскресной школе он познакомился с социал-демократами, им сочувствовал и помогал, но в партии никогда не состоял. Прослыл неблагонадёжным и поэтому был направлен во вторую Тихоокеанскую эскадру, которая почти целиком погибла в Цусимском сражении. Матрос Новиков служил на броненосце «Орёл», одном из четырёх, которые сдались японцам. Затем был плен и в 1906 году возвращение в Россию. Тогда он пишет брошюру о Цусимском сражении, где обличает власть и командный состав. За это его пытаются арестовать, но ему удаётся через Финляндию добраться до Англии.
В Лондоне он знакомится с Людвигом Нагелем, обрусевшим немцем, народовольцем, католиком, который был выслан из России. Нагель помогал русским эмигрантам, в том числе помог и Новикову, как деньгами, так и устройством на работу. Вскоре он женился на его старшей дочери. Алексей Силыч работал на торговом флоте, сопровождал грузы, побывал во Франции, Италии, Испании и Северной Африке, много читал и начал писать. Свой рассказ «По тёмному» он послал Горькому, тот помог его напечатать в «Современнике» и пригласил автора на Капри. Здесь Алексей Силыч окунулся в литературную среду, продолжал морскую тематику. В 1913 году по амнистии, связанной с 300-летием династии Романовых, возвратился на родину, куда уже переехала его жена. Новиков стал работать в издательстве, которым руководил Вересаев, он же и посоветовал Алексею Силычу взять псевдоним Новиков-Прибой.
Началась первая мировая война. Новиков-Прибой совместно с женой работает на санитарном поезде. Как мы знаем, война переросла в революцию, а затем и в Гражданскую войну.
Революцию семья, конечно, приняла и активно включилась в работу. Алексей Силыч, работая в Наркомате по продовольствию, сопровождал поезд с текстилем в Барнаул. Текстиль должны были обменять на зерно. Случилось так, что его поезд успел проскочить, а поезд, в котором была его жена с сыном, застрял. Город захватили вначале чехи, а затем Колчак. Семье удалось избежать расстрела, а после освобождения глава семьи прибыл в Барнаул. Здесь Алексей Силыч много работал на ниве культуры, его стараниями было создано издательство.
В 20-м году семья возвратилась в Москву. Жизнь стабилизировалась, произведения писателя приобрели известность, семья смогла уже жить на гонорары. Новиков-Прибой много плавал уже на советских торговом и военном флотах, обо всём писал. Страстный охотник, он неплохо писал о природе, охоте, собаках. Так, один из его охотничьих рассказов получил в Женеве первую премию. Но главным его делом была книга «Цусима». Она имела большой успех. Её прочитал Сталин, в результате автор получил Сталинскую премию. Умер Новиков-Прибой в Москве 29 апреля 1944 года.
В нашем городе Алексей Силыч был несколько раз, как один, так и со своими детьми, после его смерти его дочь несколько раз выступала у нас в городе. Недавно рязанская писательница Анисарова в серии ЖЗЛ выпустила книгу «Новиков-Прибой». Королёвское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры передаёт экземпляры этой книги в библиотеку ЦДК им. М.И. Калинина и филиал областной библиотеки им. Крупской.
Поражение в Цусимском сражении было сокрушительным для нашего флота; из 38 вымпелов во Владивосток прорвались только 4, ещё 4 были пленены, несколько единиц были интернированы в нейтральных портах, а остальные погибли. После войны работала комиссия по разбору причин поражения в войне. Командующий 2-й Тихоокеанской флотилией Рожественский, в отличие от Стесселя, командовавшего обороной Порт-Артура, не был осуждён, но ошибок было признано множество, некоторые из них казались роковыми.
Цусимскому сражению посвящено много исследований. Одно из них провёл наш земляк, писатель В.Н. Чистяков. Сам бывший моряк Балтийского флота, он закончил Московский физико-технический институт, 20 лет проработал в ЦНИИмаше и одновременно писал. Его исторические миниатюры по мастерству не уступают В. Пикулю. Повесть «Четверть часа в конце адмиральской карьеры» посвящена Рожественскому, его последнему сражению. В этой повести Чистяков, разбирая бой, не только оправдывает адмирала и его артиллеристов, но и показывает незаурядный талант адмирала как флотоводца. Если раньше такая трактовка событий была дискуссионной, то сегодня она признана морским сообществом. Книги Чистякова также есть в библиотеке ЦДК им. М.И. Калинина.
Таким образом, те события более чем столетней давности волею судеб и крепкими историческими нитями связаны с нашим городом.
gazetakoroleva.ru
Другие новости и статьи
« Рекогносцировочная группа крылатой пехоты изучает Северный полюс и Землю Франца-Иосифа
Запись создана: Среда, 9 Апрель 2014 в 16:09 и находится в рубриках После Крымской войны, После Русско-японской войны.
метки: русско-японская война
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика