9 Апрель 2014

Патриотизм и гуманизация процесса воспитания в России: современное состояние

oboznik.ru - Патриотизм и гуманизация процесса воспитания в России: современное состояние

Гуманитаризация воспитательного процесса на современном этапе модернизации современного российского образования становится одним из важнейших факторов, способствующих восстановлению духовно-нравственных и ценностных оснований общественной жизни, укреплению авторитета воспитателей и всей образовательной системы, интеграции страны в мировое образовательное пространство.

Говоря о переменах, рассуждая о том, чего должно ждать и на что надеяться, что надо «делать» в настоящее время, чтобы приблизилось время свершений наших чаяний и упований мы невольно и неизбежно вступаем в область пересмотра и переоценки многих привычных и обиходных ценностей [6]. Понятие «патриотизм» объединяет в себе две разноплановых тенденции «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».

Если любовь жертвенна и слепа, то преданность зряча и корыстна, ею оплачивается внимание со стороны людей, коллективов, социальных групп и партий. В понятие «патриотизм» вкладывает разный смысл простой человек и власть. В массовом сознании это понятие связано со словами «любовь к родине», тогда как власть вкладывает в понятие «патриотизм» другой оттенок преданность, расценивая любую критику как антипатриотичный поступок и демагогию. Таким образом, патриотизм относится к числу ценностных категорий, которые неоднозначно трактуются в современном российском обществе, вызывая политическую конфронтацию различных противоборствующих сил.

Тогда как следует понимать преданность «как верность родине, а не её учреждениям и правителям» (М. Твен). Парадокс же заключается в том, что неправильно трактуемое понятие плотно входит в сознание многих людей и рассматривается как нечто разумеющееся. Примером может послужить известная поговорка: «Что русскому здорово, то немцу смерть». Сегодня она вызывает лишь ироническую улыбку, а вчера провоцировала холерные бунты. Толпы людей громили больницы, избивали врачей, большинство из которых были немцы. Этот психоз повторился во времена пресловутого «дела врачей», когда в массовом порядке возникло недоверие к врачам «безродным космополитам». Характеризуя сегодняшнее время, обратимся к Питириму Сорокину, который предсказывал наступление чувственной эпохи с ярко выраженными признаками перезрелости, нравственной дезориентации, утратой представлений о «высоком» и «низком», безоглядным стремлением к наслаждению, деградацией искусства и эмпирической науки [2].

Свои опасения по поводу современности высказывал и известный писатель А.И. Солженицын: «Беда той стране, в которой слово демократия стало ругательным, но и погибла та страна, в которой ругательным стало слово патриотизм» [4]. Он связывал свои опасения с «образованщиной», меткое определение тем, кто, получив образование, лишен каких-то нравственных оснований. «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (М. Монтень). Именно образованщина эксплуатирует идеи патриотизма и национального самосознания, освоив лишь манихейскую формулу «свои-чужие». При этом «люди… не замечают отвратительного себялюбия, которое есть в патриотизме» (Л.Н. Толстой).

По мнению яснополянского мыслителя в патриотизме как в капле воды преломляются человеческие суеверия и заблуждения. Известно, что Толстой не признавал компромиссов и в каждом своем суждении был чрезмерен. Тем не менее, как не парадоксально, отрицая патриотизм, он с болью и слезами переживал поражение России в русско-японской войне. Не желая того, Толстой разделяет взгляды Пушкина на то, что в патриотизме заложен инстинкт национального самосохранения. Таким образом, патриотизм отражает историческое предание. Даже при общей гибели всего святого и благородного можно еще доискаться искры любви к отечеству, утверждал К.Д. Ушинский. По его мнению, язык родины, «ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека» [5]. Доверяя великому педагогу и патриоту своей страны, мы сделаем попытку обратиться к наследию предков как к преданию, чтобы осмыслить задание так, как мыслил его Флоровский и сделать его понятным и доступным для подрастающего поколения через включение основных представлений о российском патриотизме в содержание современного образования. Он писал: «Единение с народом есть задание для культурнотворческой воли исходить в своем строительстве из основных начал народного духа, опираться на те ценности, которыми он живет, или, по крайней мере, к которым тяготеет» [6]. Патриотизм, исходя из духовного родства с корневой составляющей народа, способствует его развитию и становлению как нации, в этом кроется культурное задание для каждого народа. Задание одно, а путь, ведущий к его осуществлению, у каждого народа свой, в этом особенность патриотических устремлений.

«Несмотря на поиски многочисленными исследователями такого признака, который позволил бы точно отграничить понятие нации, до сих пор его не удалось найти… Такого признака нельзя найти уже потому, что нация есть не готовая и законченная данность, но живой и постепенно осуществляющийся процесс» [7]. Российский патриотизм, на наш взгляд, заключается не в стремлении ее лучших сынов к личной известности и успеху, а в понимании высших интересов отечества и беззаветного служения им.

Таковым в нашей истории являлся М.В. Ломоносов, которого А.С. Пушкин, как известно, назвал «нашим первым университетом». На заре своей академической карьеры Ломоносов мог, подобно другим ученым сосредоточиться на вполне определенных в узко-прагматическом смысле исследованиях и сделать довольно значительные по тем временам открытия. Однако это едва ли сделало бы его тем, чем он стал для русской словесности, науки и в целом культуры. Заняться только наукой значило бы для него уклониться от необходимости создания комплексного описания России, соответствующего эпохе русского Просвещения. Им усовершенствован язык и законодательство, дана оригинальная трактовка русской истории, сделаны открытия в географии, этнографии, разработаны принципы общественной коммуникации.

Главным в воспитании Ломоносов считал формирование человека-патриота, отличающегося духовно-нравственным содержанием, любовью к Родине и науке, беззаветному служению высоким идеалам. По отношению к Ломоносову разделились позиции, как славянофилов, так и западников. Славянофилы объявляли его величайшим научным умом и беззаветнейшим патриотом, борцом с иностранным засильем, а западники проводником европейских ценностей. Говоря о противостоянии западников и славянофилов, следует заметить: первые искали в прошлом русского народа то, что нужно для того, чтобы спасти общечеловеческую культуру, а вторые находили в истории Запада оправдания собственной вере во всемирно-историческое призвание русского народа. Если обратиться к современности, то, несмотря на обилие и многообразие политических партий, обнаруживается, как это ни парадоксально, то же самое противостояние известных из истории России сил.

Сегодня, кто с иронией, а кто и с яростью, наблюдает противопоставление либерализма и патриотизма. И весьма любопытно то, что патриоты гораздо легче принимают либералов, чем либералы уживаются с патриотами. Возможно, именно в этом кроется причина провала на последних выборах либеральных партий, а не в том, что их упрекают в резком социальном расслоении населения и обнищании вчерашней интеллигенции властительницы дум и чаяний миллионов. Парадоксально, но именно либералы, отстаивая индивидуальные права, игнорируют групповые интересы, чем способствуют подавлению субкультуры социальных и национальных групп, внутри которых индивид ощущает себя как в безопасности, так и частицей собственного народа. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [5].

По мнению П.Я. Чаадаева, просто любить отечество недостаточно: при этом необходимо еще полюбить истину и стремиться к ней. Так уж случилось, что в нашей истории горячие, пылающие чувством юноши не поиском истины были озабочены, а стремились, не обладая достаточной зрелостью, облагодетельствовать собственный народ. Отсюда и хождение в народ, и «Народная воля», и истоки того, что стало почвой не только для нигилизма. К.Д. Ушинский обозначил один из исторических парадоксов национального образования, указывая, что нигде в мире не уделяют столько внимания воспитанию, тем не менее, русская образованная молодежь не вынесла из воспитания никаких прочных метафизических воззрений, никаких выработанных нравственных и общественных принципов. И чем благороднее природа юноши, тем легче он предавался утопии [9]. Русская почва оказалась роковым образом подготовленной для утопических иллюзий и связанных с ними социальных экспериментов. Идеология православия, самодержавия и народности уступила место в историческом развитии страны идеологии мировой революции, плацдармом которой стала Россия.

Здесь тоже многое было связано с любовью к отечеству и жертвенностью ради самых высоких и названных «святыми» идеалов. «Далеко не безразлично, за что любим мы родину, в какое ее «призвание» мы верим… Содержание нашего идеала, а не темп и страстность, с которыми мы его переживаем, должно определять в последнем итоге оценку нашего пути. Есть любовь к отечеству праведная и святая, и она спасительна и действенна. И есть любовь греховная… Москва Третьего Рима и Москва Третьего Интернационала это не две равноправных, хотя и полярных формы национального порыва, а две бездны…» [6]. Большевизм и советский строй опирались на тотальное насилие и ознаменовали собой отход от представлений об истинном патриотизме, который есть смирение, но не рабство, на словах отвергнутое, а на деле цинично восстановленное под предлогом модернизации.

Развязанный государством террор против собственного народа уничтожил Россию как источник высочайшей художественной культуры, той душевной широты и теплоты, где «каждый встречный старичок отец, а каждая встречная старушка мать» (М. Пришвин). В исторически рекордные сроки возводились электростанции, домны, ставились заводы, но в свое время еще Белинский пророчески заметил, что дело не в железных дорогах и фабриках, а в том, останемся мы при этом людьми или нет. «Историческая действительность пластична; это значит, что она открыта. .. воздействию. Но не ему одному, в ней суммируются совместные действия многих взаимно независимых причинно-следственных рядов…; действовать свободно вовсе не значит действовать в пустоте… Наличная необходимость совершающегося есть лишь особая, своеобразная формулировка ничего иного, как отрицания нашего всемогущества» [6].

Но во всемогущество насилия верили, оно стало не только правилом, но и мерой достигнутого в соответствии со спущенными разнарядками. Так формировали другой человеческий тип и другие отношения, которые сделали возможным считать врагами целые народы, безнаказанно устроить великие переселения, а понятие патриотизм сопрягать со словом «война». В советское педагогическое сознание был внедрен термин «военно-патриотическое воспитание» как прикрытие милитаристских устремлений идеологов социалистической империи. В связи с этим советской школой эффективно решалась задача патриотического воспитания через нормативы ГТО (Готов к труду и обороне). Справедливости ради следует отметить, что если бы не было бы такой ориентированной

на будущую мировую войну государственной политики, внедренной в содержание образования, трудно себе представить то, что называется Великой Победой. Так как в войне моторов, идеологий и цивилизаций побеждают те, кто более к ней подготовлен, кто связывает более крепкими узами своих сыновей со своим отечеством. Таким образом, в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. советский учитель победил учителя не только немецкого, но и суммарно европейского, который потерял цивилизационные ориентиры и не нашел ответа на шпенглеровские и ницшеанские прозрения. Этот факт лишь подтверждает правило, в соответствии с которым человеческой природе несвойственно быть бессознательным проводником чужой воли, и тот, кто готов подняться и броситься защищать собственное отечество, отбросив всякое представление о личном, победит любые идеологические и другие измышления, понимая, что нравственен тот, кто про должает придерживаться твердых общечеловеческих ценностей и принципов вопреки всем обстоятельствам. Таким образом, как это ни парадоксально, на поверку покорное общество является на деле самым непокорным, парализующим не только чужую, но и собственную злую волю.

Если вспомнить Ломоносовское пророчество: «Россия Сибирью прирастать будет!» и отнести его к патриотическим настроениям провинций, то обнаружим, очередной парадокс, коренные нерусские жители в гораздо большей степени, чем русские, сохраняют способность и желание трудиться, созидая новую Россию. Именно в регионах провокационный лозунг «Россия для русских!» оказался противоречащим духу и настроениям избирателей, так как явно направлен на разрушение важнейших духовных российских ценностей.

Анализ регионального опыта воспитания культуры межэтнического общения, который, на наш взгляд, способствует формированию у молодежи навыков бесконфликтного взаимодействия представителей различных этносов, позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций, направленных на результативность патриотического воспитания. В первую очередь необходимо в преподавании всех учебных дисциплин наиболее полно представлять интернациональный характер наук. Далее в предлагаемых курсах по выбору раскрывать особенности культуры, традиций и обычаев различных этносов, которые населяют данную территорию. В последующем необходимо расширять поисковую работу и исследования по проблемам национальных культур, а также создавать условия для публичного самовыражения представителям различных этносов не только на русском, но и на родном языке [1]. Сейчас патриот не только тот, кто, так или иначе, способствует удвоению внутреннего валового продукта, но и тот, кто непосредственно участвует в увеличении плотности населения на квадратный километр необъятных просторов Сибири и Дальнего Востока, а также озабочен сохранением русского литературного языка. «Только если мы решили, что «сапиенсу» пора остановиться в своем развитии, следует литературе говорить на языке народа. В противном случае народу следует говорить на языке литературы» [3]. В связи с этим очень актуальным представляется обращение к историческим и литературным источникам, которые содержат в себе материал, отражающий богатство культурного наследия России с целью укрепления патриотических чувств молодежи. Большим потенциалом обладает и основной закон РФ Конституция, которая содержит в себе все необходимое для строительства и развития государственной, социальной, экономической, межконфессиональной общности, отвечающей национальнопатриотическим стремлениям центра и регионов, цементирующей государственные устои.

[1] Волгин, И. Русский язык как русский дом /И. Волгин //Октябрь. 2007. №11.
[2] Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /С.И. Гессен. М.:
Школа-Пресс, 1995.
[3] Карякин, Ю. Перемена убеждений /Ю. Карякин //Знамя. 2007. № 11.
[4] Никитенко, В.Н. Этнорегиональная идентификация и воспитательный потенциал в молодежных полиэтнических сообществах на российском Дальнем Востоке /В.Н. Никитенко
// Сб.: статей: Реальность этноса: образование и гуманитарные технологии интеграции
этнической, этнорегиональной и гражданской идентичности. СПб., СПб ГУ, 2008.
[5] Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика /П.А. Сорокин. М.: Астрель, 2006.
[6] Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании /К.Д. Ушинский // Избранные труды. М.: Дрофа, 2005.
[7] Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола /К.Д. Ушинский //
Избранные труды. М.: Дрофа, 2005.
[8] Флоровский, Г. О патриотизме праведном и греховном /Г. Флоровский // Из прошлого
русской мысли. М.: АГРАФ, 1998.
[9] Флоровский Г. Смысл истории и смысл жизни / Г. Флоровский // Из прошлого русской
мысли. М.: АГРАФ, 1998.

А.И. Обирин

Другие новости и статьи

« Гвардия советского спецназа

Дело о хищениях в Минобороны не дошло до суда »

Запись создана: Среда, 9 Апрель 2014 в 16:58 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика