Место предстоящего действия
«Повторенье - мать ученья» - всем знакомая пословица. Нельзя не повторить определений, характеризующих здесь основное событие - Курскую битву. Пространство, на котором она проходила, называют то Курской дугой, то Курским выступом. И то, и другое название по-разному, но убедительно рисует географию и самой битвы, и её окружения.
Некоторым кажется, что слово «дуга» более подходит - динамичное и графичное. Оно связывает Орёл и Белгород, будто натянутая тетива. Некоторые отдают предпочтение слову «выступ», более земному, чётко определяющему географическую особенность пространства.
Некоторым продолжает казаться, что Курский выступ похож на кусок коры, отчасти отделившийся от ствола, как будто прикрывающий нечто, по форме похожее на сам выступ. Икону? Или то место, где она когда-то была?
Речь пойдёт о соединении времён и событий, которое иначе, как чудом, не назовёшь.
В России, ставшей СССР, пережившей за три четверти века состояние официального воинственного безбожия, несколько поколений выросло с лозунгом «религия - опиум для народа». Поэтому ныне переход к забытому мироощущению труден.
В течение тысячелетий вера в Бога как непременная часть человеческого существа была общепризнанна всей цивилизацией, а неверие (атеизм) считалось невежеством.
Победив всего лишь в 1917 году, атеизм стал в России - СССР нормой жизни, а вера в Бога официально была признана невежеством. Не странно ли?
Эта преамбула, казалось бы, не имеющая никакого отношения к теме Прохоровского побоища, на самом деле приведёт нас к Божественному чуду, к откровению Коренной пустыни, чтобы увидеть несомненную её связь с Курским выступом, вроде бы похожим на кусок коры, несколько отделившейся в сторону от ствола.
Коренная пустынь. Картина великого русского художника Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии» на удивление известна многим. Почему на удивление? Да потому, что в годы официального атеизма её могли объявить пропагандой религии, но не объявили. Она жила свободно. Возникала в репродукциях, в книгах и лекциях искусствоведов. Объясняется такое рядом причин. Во-первых, известностью художника и мастерством исполнения.
Экскурсоводы обращали внимание экскурсантов на бедность убого одетого народа, хотя пристальный взгляд мог заметить людей всех сословий, объединённых на картине общей идеей крестного хода.
Рассказывали экскурсоводы и о верховой фигуре жандарма, походя клеймя царскую жандармерию, но пристальный взгляд мог увидеть отлично написанный мастером образ стража порядка.
Как правило, никогда не заостряли экскурсоводы внимания на иконе, которую несли перед крестным ходом. Она оставалась как бы в тени, хотя была очевидным смысловым центром картины.
Икона та всей своей историей, на протяжении многих веков принадлежала великому духовному богатству России. Её участие в судьбе Курской битвы атеисты не примут, предъявив серьёзные доказательства против. Колеблющиеся между «Бог есть -бога нет» постараются обойти её вниманием. Глубоко верующие примут, как знак судьбы.
Нам же, взявшим в определённый прицел Прохоровское побоище, следует всего лишь объективно рассказать историю и судьбу иконы, с XIII века, даже в отсутствии своём, освещающей Курский выступ, а в нём место, где то побоище произошло.
Лариса ВАСИЛЬЕВА, Игорь ЖЕЛТОВ “В прицеле - Прохоровка”
Другие новости и статьи
« Дело о хищениях в Минобороны не дошло до суда
Запись создана: Среда, 9 Апрель 2014 в 19:57 и находится в рубриках Вторая мировая война.
метки: Репин, картина, место, курская битва, курская дуга, религия
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика