11 Апрель 2014

Иконописное ремесло в Устюге

В первой половине XVII в. Устюг являлся одним из видных центров иконописного дела в России. Писцовой книге известны пять иконописцев — Семен Иванов Гольдов, Иван Иванов Гольцов, Пятой Самсонов, Никита Иевлев Стрекаловский и Яков Кузьмин. Два живописца упоминаются в делах сыска закладчиков — Козьма Ключарев и итец ого Козьма. Отмечено, что «отец ево и он Коземка промышляют и пишут иконным промыслом». Оба они жили «на подворье» у своего деда. В переписной книге 1646 г. среди иконников назван иконник Афанасий Михайлов Огнев. В таможенных записях встречаются иконннки Илья, Логин Михайлов и «Иван Питого сын иконописец» (возможно, сын П. Сайгонова) .

Дополнительные сведения об устюжских живописцах имеются и работах И. Е. Забелина и историка искусства русского Севера И. Евдокимова. Последний считает что в Устюге с пачала XVII к. ;кили десятки иконников. Им составлен главным образом на основании опубликованных И. Е. Забелиным материалов Оружейного приказа и но подписям живописцев па иконах. «Словарь северных иконников». В этом словаре приведены сведении о 25 устюжских иконописцах XVII в., упоминаемых вплоть до 1670 г. Из названных выше 11 мастеров иконописного дела и словаре фигурируют только двое — П. Гольцов и К. Ключарей.

Устюг принадлежал к тем городам, из которых в XVII в. чаше всего вызывались в Москву живописцы. В наше время в Устюге развивается производство, где выпускается комплектующие для перил. А в то далекое время, в 1642 г., например, устюжские иконники работали в столице над росписью Успенского собора. Впоследствии они тоже нередко выполняли работы в московских дворцах и храмах. Среди устюжских иконописцев особенно прославился своим выдающимся дарованием Федор Евтихпев Зубов.

Самая ранняя из известных работ Ф. Е. Зубова — икона «Спас» из Спасской церкви Устюга (1052 г.). На ней есть надпись: «а писал многогрешный и недостойный в человецех Усолья Камского Федор Квтнхпев сын убов». Он происходил из Соли Камской, жил в Устюге. Его вызывали па работу в Москву. В 1644 г. Ф. Е. Зубов стал жалованным иконописцем Оружейной палаты. Высокой квалификацией обладали и другие икоинники Устюга. II середине XVII в. знаменитый живописец Симон Ушаков похвально отозвался о мастерстве ранее упоминавшихся И. Гольцова, К. Ключарева и трех других устюжан после прохождения ими испытания.

Против их имен он написал слово «добр». В самом Устюге потребность в труде иконописцев, надо полагать, была немалая, ввиду обилия церквей и монастырей. В церквах, внутреннее убранство которых описано подробно писцами, особенно в городских, находилось большое количество самых разнообразных икон, зачастую богато украшенных. Обращает на себя внимание значительное число икон с изображением наиболее популярных здесь «чудотворцев» Прокопия и Иоанна. Все зто следы работы устюжских иконописцев. Историк Поморья И. К. Степановскпй отмечает наличие «местных образов превосходной устюжской живописи первой половины XVII века» Местпые живописцы привлекались также для росписи стен в храмах Устюга.

Другие новости и статьи

« Чиновники Минобороны отделались условным сроком за хищение 99 млн.

Чтение - истинное творчество и рецепт счастья »

Запись создана: Пятница, 11 Апрель 2014 в 0:56 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика