10 Октябрь 2008

Проблема тыла - стратегическая категория

oboznik.ru - Проблема тыла - стратегическая категория

Проблема тыла всегда была стратегической категорией. От успешной подготовки материально-технической базы зависели ход и исход войны.

Утверждение капиталистической системы хозяйства повлекло за собой изменение содержания самой категории тыла. Под тылом стали понимать не только примыкающий к фронту район, но и всю страну. При планировании войны требовалось осмыслить такие важные проблемы, как ее характер, способы мобилизации народного хозяйства и способы обеспечения войск средствами ведения войны, организация баз снабжения, отвечающих условиям сосредоточения и развертывания войск, и другие вопросы.

Уже в конце XIX в. военные специалисты пришли к выводу, что войны будущего будут вестись миллионными армиями и потребуют огромного напряжения сил и средств народа.

Общее руководство тылом осуществлялось Военным министерством через Главное интендантское управление. Ему были подчинены окружные интендантские управления, которые осуществляли заготовки продовольственных и вещевых запасов для войск.

Структура Главного интендантского управления включала 8 отделений (по заготовке и отпуску предметов обмундирования, по заготовке госпитальных вещей, по приварочному и фуражному довольствию, по судебной части, по обозной части, по квартирной части, по хозяйственной части, по продовольственным и техническим заведениям), мобилизационную часть, счетный отдел и технический комитет.

Руководство тылом полевой армии определялось Положением о полевом управлении 1890 г. Война с Японией показала неподготовленность интендантской службы. Действующая армия была вынуждена получать материально-технические средства из Центра страны через единственную Транссибирскую магистраль, не подготовленную к эксплуатации в военном отношении. Слабая пропускная способность Транссибирской дороги, вступившей в строй буквально накануне войны, была главной причиной перебоев в снабжении.

Расчет Военного министерства решить стратегические задачи на основе ограниченной материальной базы оказался несостоятельным. Созданные в мирное время запасы были быстро исчерпаны. Пришлось покрывать потребность в продовольствии за счет местных ресурсов. Неудовлетворительно решались вопросы снабжения армии вооружением и боеприпасами. В ходе войны было установлено, что степень развития военной промышленности и транспорта не отвечала требованиям времени. Выявилась необходимость установления более тесной связи военной организации с народным хозяйством .
По окончании войны с Японией были предприняты некоторые шаги по усовершенствованию организации тыла и снабжения. Военное министерство начало с совершенствования подготовки высших интендантских кадров. После длительных дебатов в 1910 г. Главное интендантское управление и его Технический комитет были реорганизованы . Вслед за этим были реорганизованы окружные, корпусные и крепостные интендантские органы . Были созданы (на мирное время) дивизионные (бригадные) интендантства и введены управления местных интендантов для довольствия войск. В то же время войсковое хозяйство полков, рот и батарей осталось на прежнем уровне. Внесены были также изменения в организацию учреждений, связанных с военными сообщениями, положено начало формированию штатных дорожных частей и обеспечению их специальной дорожной техникой. Однако разработка руководящих документов, регулирующих тыл и снабжение в военное время, проводилась крайне медленно.

В своих расчетах интендантское управление базировалось на планах войны, разрабатываемых Генеральным штабом. Последний же считал, что численность русской армии хотя и будет увеличена, но сама война продлится не более одного года.

На основании сделанных расчетов были определены размеры мобилизационных запасов. Последним придавалось решающее значение, и поэтому интендантское ведомство занялось не установлением размеров потребностей массовой армии в большой войне, а определением способов доставки уже заготовленных стратегических запасов к войскам.

Мобилизационные запасы сосредоточивались в военных округах. На них возлагались формирование, материальное обеспечение корпусов и их выдвижение на театр войны. Предполагалось, что сформированные в округах войска будут в дальнейшем обеспечиваться со складов округов путем подвоза. Начавшаяся в 1910 г. разработка нового мобилизационного расписания и предполагаемая передислокация войск в связи с решением о переносе линии их развертывания с передового театра на восток отрицательно сказались на разработке мероприятий по устройству тыла .

В период мировой войны система управления тылом и снабжением должна была определяться двумя документами, вышедшими в 1912 г.: Положением о полевом управлении войск (ПУ—1912) и Положением о продовольственных магазинах военного времени. В течение 1912—1913 гг. оба эти документа проходили проверку, и к началу войны войска продолжали руководствоваться устаревшим Положением о полевом управлении 1890 г.

Но, как только началась война, в силу вступили новые Положения, и соответственно с этим была проведена спешная перестройка управления тылом действующей армии.

Общее управление тылом действующей армии сосредоточивалось в руках главнокомандующего, однако при Ставке никаких специальных тыловых органов в начале войны создано не было. Вполне отработанной оказалась лишь структура управления тылом полевой армии.

В корпусе и дивизии начальники службы тыла подчинялись непосредственно начальнику корпуса или дивизии.
В полку хозяйственной частью ведал заведующий хозяйством. Ему подчинялись полковой казначей, полковой квартирмейстер, заведующий оружием, старший врач полка, делопроизводитель и командир нестроевой роты, в ведении которого состояли мастерские и обоз полка.

Положение о полевом управлении 1912 г. в общем приблизило управление делом к требованиям военного времени. Главным недостатком этого Положения было отсутствие специального органа управляющего тылом при главнокомандующем действующей армии и недостаточно разработанная связь между Ставкой и министерством (ГУГШ и управлениями министерства). Только в 1916 г. при штабе верховного главнокомандующего была учреждена должность главного полевого интенданта. На него возлагались учет и распределение заготовленных средств в тыловых районах фронтов . Главный полевой интендант подчинялся начальнику штаба Ставки и имел право требовать необходимые сведения от Интендантского управления Военного министерства и Министерства земледелия.

В ходе войны выявилось также, что установленная перед войной организация продовольственного и фуражного снабжения согласно Положению о продовольственных магазинах военного времени 1912 г. оказалась несоответственной Положению о полевом управлении войск 1912 г.

Первое Положение исходило из посылки, что высшей ступенью в организации снабжения является армия, а второе — что такой ступенью будет фронт. Потребовалось внести изменения. Предусмотренные Положением 1912 г. базисные и промежуточные склады армии были превращены в фронтовые, которые стали иметь непосредственную связь с корпусными расходными складами. Такой порядок неизбежно порождал затруднения. Фронт не мог справиться со снабжением корпусов. Поэтому с 1916 г. пришлось организовать армейские продовольственные склады, которым были подчинены корпусные магазины и полевые склады, что позволило более оперативно снабжать войска продовольствием.

Л.Г. Бескровный. Армия и флот России в начале XX в.

Другие новости и статьи

« Российская армия может остаться без медиков?

О перспективах развития тылового обеспечения в условиях рыночной экономики »

Запись создана: Пятница, 10 Октябрь 2008 в 21:43 и находится в рубриках После Крымской войны, После Русско-японской войны, Управление тылом.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика