Н.А. Бердяев. Книга «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949)



Н.А. Бердяев. Книга «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949)

oboznik.ru - Н.А. Бердяев. Книга «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949)

Все сущее преобразуется активным творчеством, и источник его — любовь.

Николай Александрович Бердяев (1874—1948) — русский философ XX века, который наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком считается одной из ведущих фигур религиозно-философского возрождения в России. Во время ссылки за революционную деятельность перешел от марксизма к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. В 1922 году выслан из Советской России, с 1925 года проживал во Франции.

Отдав дань идеям «нового религиозного сознания» и утопии «религиозной общественности», Бердяев приступил к поискам «настоящего» религиозного возрождения. Он переехал из Петербурга в Москву и сблизился с православной средой. Вскоре он осознал, что не сможет доверить свою жизнь духовному руководству старцев и вообще чьему бы то ни было духовному руководству. «Я вполне готов каяться в своих многочисленных грехах и в этом согласен был смиряться, — вспоминал философ. — Но я не мог смирить исканий своего духа, своего познания, своего свободолюбия». Святоотеческая антропология не удовлетворяла желанию достичь такого состояния, при котором ощущение «тяжести» мира и подавленности можно было преодолеть. Так возникла идея создать новую антропологию в христианстве, отражавшую личные стремления.

Идеи немецких мистиков, учивших о сущностной связи Бога и человека, помогли сформулировать учение о религиозном смысле творчества человека, полагаемое в качестве ответа на требование Бога. Это учение впервые изложено в работе «Смысл творчества» в 1916 году и стало главным идеологическим обоснованием последующего самопознания, итоги которого изложены в представляемом здесь автобиографическом произведении.

Бердяев выступил с программой глобальной религиозно-эстетической утопии, основные идеи которой во многом повторили идеи «нового религиозного сознания». В основу бердяевской концепции легло хилиастическое ожидание нового зона мировой истории.

Философ говорит о третьем, антропологическом, откровении Духа, дополняющем откровение Закона (Отца) и Искупления (Сына). Творчество, как продолжение миротворения, должно освободить человеческий дух от призрачного мира «необходимости». Бердяев утверждает, что задача человека состоит не только в спасении как преодолении греха, но и в творчестве как приращении сферы божественной жизни. Эта концепция «богочеловеческого творчества» и третьего откровения была с настороженностью воспринята уже его современниками. 

«Самопознание. Опыт философской автобиографии» — уникальный по форме и содержанию труд, аналогов которому не существует во всей мировой литературе. Вот как представлял будущее произведение сам автор: «В книге, написанной мною о себе, не будет выдумки, но будет философское познание и осмысливание себя самого и моей жизни. Это философское познание и осмысление не есть память о бывшем, это есть творческий акт, совершаемый в мгновении настоящего. Ценность этого акта определяется тем, насколько он возвышается над временем, приобщается ко времени экзистенциальному, т. е. к вечности».

«Самопознание» — лучшее руководство по ориентации в философском мире Бердяева. Это краткий очерк всех аспектов мировоззрения русского мыслителя, «авто-феноменология духа», предоставляющая исчерпывающее представление о его творческой эволюции. Текст книги позволяет воспринять философское учение как бы сразу и целиком.

Каждая категория, любое понятие у Бердяева (свобода, время, любовь, человек, добро и зло) одновременно принадлежат онтологии, гносеологии, этике, эстетике и, кроме того, наполнены еще и неким религиозным смыслом. Мир Бердяева — тотальная целостность, и постичь его можно только при помощи тотально целостной философии. Если бы не «обстоятельства места и времени», Бердяев, наверное, писал бы одну бесконечную книгу, причем сразу все ее страницы, от первой до последней.

Сам философ отмечал: «Более всего меня интересует объяснить связь моего типа философского миросозерцания с типом моей душевной и духовной структуры. Именно в силу этой неразрывной связи философия моя всегда была экзистенциальной».

Идеи Бердяева можно упорядочить, представив их в виде трех утопических проектов по достижению совершенного бытия. Первый из них относится к периоду «нового религиозного сознания», второй — учения о «творческой мировой эпохе» в христианстве, третий — учения о «персоналистической революции» и «активно-творческом эсхатологизме». Поскольку совершенное бытие основано на принципе любви, то для его достижения требуется преобразовать существующие формы биологического пола, брака, семьи, преодолеть сексуальные отношения и деторождение. В бесконечном пространстве мистической утопии экстаз позволяет достичь освобождения от косных законов эмпирического, материального бытия.

Мысль Бердяева направлена против всякой косности, устремлена в своем творческом порыве к духовному. В то же время, эта же самая мысль, будучи слишком радикальной и бескомпромиссной, направленной непременно на совершенное, должное бытие, заслуживает критической оценки как пример исторической нетерпеливости и безответственной мечтательности.

Философ провозглашает максимальную открытость духовного поиска. Но для самой личности Бердяева оказывается недоступным одно — осуществление самонаправленности на реальность, существующую вне его сознания, и прежде всего реальность других «я». Его постоянная готовность действовать безотносительно к каким бы то ни было чужим критериям обнаруживает несвободу, закостенелость в собственных рамках. Чтобы искание стало действительным, требуется сделать решительный шаг — отказаться от самодостаточности. Логика искательства строга и неумолима: насколько человек самоотвержен, настолько ему открываются действительно небывалые горизонты. Насколько он перестает концентрировать свое бытие вокруг собственного «я», настолько приобретает способность находиться в вечном становлении.

Поведение человека, определенное как результирующая взаимодействия внутренней «самости» и ожиданий окружающего мира, стоит между нами и миром, между нашими мыслями и действительностью. Человек в состоянии воспринимать лишь те события и лишь те личности, к чему и к кому подготовлен. Так, бесценные области реального бытия проходят мимо индивидуального восприятия, поскольку деятельность и поведение направлены в разные стороны.

Человек обречен видеть реальность такой, каковы выработанные им доминанты, которые вообще могут быть и стереотипными. Поэтому говорят, что человек находится в плену самого себя. Выход существует — человек должен избавляться от мешающих ему жить «ложных» доминант и вырабатывать «истинные». Ложные доминанты направлены на самого себя и служат оправданием собственного эгоцентризма, истинные — те, при которых сознание и поведение человека направлены на интересы ближнего, на его неповторимое, индивидуальное лицо.

В качестве сверхзадачи человек должен прорваться к реальности, «какова она есть», независимо от собственных доминант. Пусть это и невозможно до конца, но каждый должен постараться выйти за пределы своего особого, самодовлеющего мира, мешающего ему полноценно жить с другими людьми.

Шаг, который необходим для этого, для выхода на требуемый для подлинного самораскрытия уровень действительности, — стремление к совершенству. Это стремление обязательно необходимо дополнить осознанием неосуществимости окончательного совершенства в данном порядке бытия, трезвой оценкой собственных сил, вниманием к близкой человеку реальности, опорой на традицию и мудрость предшествующих поколений.

Духовность не исчерпывается ожиданиями наступления «свободной теократии» или «творческой мировой эпохи», не сводится к требованию разрушения застывших структур сознания в ходе «персоналистической революции». Духовность состоит в том, чтобы принять этот мир и, признав свою ответственность за него, постараться его сохранить и изменить к лучшему.

Любовь — источник и энергетическое обеспечение всех возможных изменений. Любовь — сила, способная преодолеть и преодолевающая отчуждение, то есть это не психическое чувство отдельного человека, а принцип совершенного мироустроения.

Отношение философа к биологическому полу и связанным с ним институтам брака и семьи проективно и ставит своей задачей изменение наличной человеческой природы. Философские воззрения Бердяева во многом близки идеям Вл. Соловьева.

Другие произведения автора (основные): «Эрос и личность: Философия пола и любви», «Русская религиозная психология и коммунистический атеизм», «Sub specie aeternitatis; Опыты философские, социальные и литературные», «Новое религиозное сознание и общественность», «Смысл творчества», «Истоки и смысл русского коммунизма».

100 великих идей и книг, которые помогут вам изменить свою жизнь к лучшему/ авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2007. - 448с.

 



Другие новости и статьи

« Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

Помнить ветеранов 301 гвардейского минометного полка »

Запись создана: Вторник, 30 Октябрь 2018 в 14:31 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы