30 Октябрь 2018

Н.А. Бердяев. Книга «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949)

oboznik.ru - Н.А. Бердяев. Книга «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949)

Все сущее преобразуется активным творчеством, и источник его — любовь.

Николай Александрович Бердяев (1874—1948) — русский философ XX века, который наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком считается одной из ведущих фигур религиозно-философского возрождения в России. Во время ссылки за революционную деятельность перешел от марксизма к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. В 1922 году выслан из Советской России, с 1925 года проживал во Франции.

Отдав дань идеям «нового религиозного сознания» и утопии «религиозной общественности», Бердяев приступил к поискам «настоящего» религиозного возрождения. Он переехал из Петербурга в Москву и сблизился с православной средой. Вскоре он осознал, что не сможет доверить свою жизнь духовному руководству старцев и вообще чьему бы то ни было духовному руководству. «Я вполне готов каяться в своих многочисленных грехах и в этом согласен был смиряться, — вспоминал философ. — Но я не мог смирить исканий своего духа, своего познания, своего свободолюбия». Святоотеческая антропология не удовлетворяла желанию достичь такого состояния, при котором ощущение «тяжести» мира и подавленности можно было преодолеть. Так возникла идея создать новую антропологию в христианстве, отражавшую личные стремления.

Идеи немецких мистиков, учивших о сущностной связи Бога и человека, помогли сформулировать учение о религиозном смысле творчества человека, полагаемое в качестве ответа на требование Бога. Это учение впервые изложено в работе «Смысл творчества» в 1916 году и стало главным идеологическим обоснованием последующего самопознания, итоги которого изложены в представляемом здесь автобиографическом произведении.

Бердяев выступил с программой глобальной религиозно-эстетической утопии, основные идеи которой во многом повторили идеи «нового религиозного сознания». В основу бердяевской концепции легло хилиастическое ожидание нового зона мировой истории.

Философ говорит о третьем, антропологическом, откровении Духа, дополняющем откровение Закона (Отца) и Искупления (Сына). Творчество, как продолжение миротворения, должно освободить человеческий дух от призрачного мира «необходимости». Бердяев утверждает, что задача человека состоит не только в спасении как преодолении греха, но и в творчестве как приращении сферы божественной жизни. Эта концепция «богочеловеческого творчества» и третьего откровения была с настороженностью воспринята уже его современниками. 

«Самопознание. Опыт философской автобиографии» — уникальный по форме и содержанию труд, аналогов которому не существует во всей мировой литературе. Вот как представлял будущее произведение сам автор: «В книге, написанной мною о себе, не будет выдумки, но будет философское познание и осмысливание себя самого и моей жизни. Это философское познание и осмысление не есть память о бывшем, это есть творческий акт, совершаемый в мгновении настоящего. Ценность этого акта определяется тем, насколько он возвышается над временем, приобщается ко времени экзистенциальному, т. е. к вечности».

«Самопознание» — лучшее руководство по ориентации в философском мире Бердяева. Это краткий очерк всех аспектов мировоззрения русского мыслителя, «авто-феноменология духа», предоставляющая исчерпывающее представление о его творческой эволюции. Текст книги позволяет воспринять философское учение как бы сразу и целиком.

Каждая категория, любое понятие у Бердяева (свобода, время, любовь, человек, добро и зло) одновременно принадлежат онтологии, гносеологии, этике, эстетике и, кроме того, наполнены еще и неким религиозным смыслом. Мир Бердяева — тотальная целостность, и постичь его можно только при помощи тотально целостной философии. Если бы не «обстоятельства места и времени», Бердяев, наверное, писал бы одну бесконечную книгу, причем сразу все ее страницы, от первой до последней.

Сам философ отмечал: «Более всего меня интересует объяснить связь моего типа философского миросозерцания с типом моей душевной и духовной структуры. Именно в силу этой неразрывной связи философия моя всегда была экзистенциальной».

Идеи Бердяева можно упорядочить, представив их в виде трех утопических проектов по достижению совершенного бытия. Первый из них относится к периоду «нового религиозного сознания», второй — учения о «творческой мировой эпохе» в христианстве, третий — учения о «персоналистической революции» и «активно-творческом эсхатологизме». Поскольку совершенное бытие основано на принципе любви, то для его достижения требуется преобразовать существующие формы биологического пола, брака, семьи, преодолеть сексуальные отношения и деторождение. В бесконечном пространстве мистической утопии экстаз позволяет достичь освобождения от косных законов эмпирического, материального бытия.

Мысль Бердяева направлена против всякой косности, устремлена в своем творческом порыве к духовному. В то же время, эта же самая мысль, будучи слишком радикальной и бескомпромиссной, направленной непременно на совершенное, должное бытие, заслуживает критической оценки как пример исторической нетерпеливости и безответственной мечтательности.

Философ провозглашает максимальную открытость духовного поиска. Но для самой личности Бердяева оказывается недоступным одно — осуществление самонаправленности на реальность, существующую вне его сознания, и прежде всего реальность других «я». Его постоянная готовность действовать безотносительно к каким бы то ни было чужим критериям обнаруживает несвободу, закостенелость в собственных рамках. Чтобы искание стало действительным, требуется сделать решительный шаг — отказаться от самодостаточности. Логика искательства строга и неумолима: насколько человек самоотвержен, настолько ему открываются действительно небывалые горизонты. Насколько он перестает концентрировать свое бытие вокруг собственного «я», настолько приобретает способность находиться в вечном становлении.

Поведение человека, определенное как результирующая взаимодействия внутренней «самости» и ожиданий окружающего мира, стоит между нами и миром, между нашими мыслями и действительностью. Человек в состоянии воспринимать лишь те события и лишь те личности, к чему и к кому подготовлен. Так, бесценные области реального бытия проходят мимо индивидуального восприятия, поскольку деятельность и поведение направлены в разные стороны.

Человек обречен видеть реальность такой, каковы выработанные им доминанты, которые вообще могут быть и стереотипными. Поэтому говорят, что человек находится в плену самого себя. Выход существует — человек должен избавляться от мешающих ему жить «ложных» доминант и вырабатывать «истинные». Ложные доминанты направлены на самого себя и служат оправданием собственного эгоцентризма, истинные — те, при которых сознание и поведение человека направлены на интересы ближнего, на его неповторимое, индивидуальное лицо.

В качестве сверхзадачи человек должен прорваться к реальности, «какова она есть», независимо от собственных доминант. Пусть это и невозможно до конца, но каждый должен постараться выйти за пределы своего особого, самодовлеющего мира, мешающего ему полноценно жить с другими людьми.

Шаг, который необходим для этого, для выхода на требуемый для подлинного самораскрытия уровень действительности, — стремление к совершенству. Это стремление обязательно необходимо дополнить осознанием неосуществимости окончательного совершенства в данном порядке бытия, трезвой оценкой собственных сил, вниманием к близкой человеку реальности, опорой на традицию и мудрость предшествующих поколений.

Духовность не исчерпывается ожиданиями наступления «свободной теократии» или «творческой мировой эпохи», не сводится к требованию разрушения застывших структур сознания в ходе «персоналистической революции». Духовность состоит в том, чтобы принять этот мир и, признав свою ответственность за него, постараться его сохранить и изменить к лучшему.

Любовь — источник и энергетическое обеспечение всех возможных изменений. Любовь — сила, способная преодолеть и преодолевающая отчуждение, то есть это не психическое чувство отдельного человека, а принцип совершенного мироустроения.

Отношение философа к биологическому полу и связанным с ним институтам брака и семьи проективно и ставит своей задачей изменение наличной человеческой природы. Философские воззрения Бердяева во многом близки идеям Вл. Соловьева.

Другие произведения автора (основные): «Эрос и личность: Философия пола и любви», «Русская религиозная психология и коммунистический атеизм», «Sub specie aeternitatis; Опыты философские, социальные и литературные», «Новое религиозное сознание и общественность», «Смысл творчества», «Истоки и смысл русского коммунизма».

100 великих идей и книг, которые помогут вам изменить свою жизнь к лучшему/ авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2007. - 448с.

 

Другие новости и статьи

« Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

Помнить ветеранов 301 гвардейского минометного полка »

Запись создана: Вторник, 30 Октябрь 2018 в 14:31 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки: ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика