Решение командующего Воронежским фронтом
Основной задачей, поставленной перед Воронежским фронтом, являлась оборона юго-западной, южной и юго-восточной частей Курского выступа. Общая протяжённость фронта обороны составляла 244 километра.
Принимая в конце марта 1943 года решение на оборону, командующий фронтом считал, что наиболее вероятными направлениями главных ударов противника могут быть: Белгород - Обоянь; Белгород - Короча; Волчанск - Новый Оскол. Исходя из этого 31 марта 1943 года командующим войсками Воронежского фронта был издан приказ № 0093 на оборону. Согласно приказу предусматривалось: «Создать большую глубину обороны, для чего занять войсками не только главную оборонительную полосу, но также промежуточные и тыловые рубежи и иметь сильные ударные группы для производства контрударов и перехода в контрнаступление».
Контрудары согласно приказу должны были проводить танковые корпуса, входившие в резерв фронта. Причём командиру 5-го гвардейского танкового корпуса надлежало к утру 3 апреля 1943 года «быть готовым нанести контрудар в направлениях на Обоянь, на Белгород и на Корочу, Волчанск». Командиру 2-го гвардейского танкового корпуса указывалось на готовность нанесения контрударов. Командующий фронтом также потребовал: «Привести в образцовый порядок работу тыла к 8.4.1943 г. Довести до полной нормы войсковые запасы боеприпасов, горючего и продфуража. … Ускорить перебазирование войсковых, армейских и фронтовых запасов из глубокого тыла, ближе к войскам, сократив тем самым растяжку подвоза». Кроме того, войска должны были «всемерно совершенствовать позиции в инженерном отношении и срочно провести минирование танкодоступных участков».
Одновременно с подготовкой обороны Военным советом Воронежского фронта к середине апреля 1943 года были выработаны предложения по его практической деятельности на ближайшее время.
21 апреля 1943 года командующий войсками Воронежского фронта доложил Верховному Главнокомандующему «О группировке противника и соображения по подготовке наступательной операции». Оценивая противостоящую вражескую группировку, Н.Ф. Ватутин сделал вывод, что «для наступления противник может перед Воронежским фронтом собрать до двадцати пехотных и до одиннадцати танковых дивизий (ок. 1600 танков), из них на главном направлении он может использовать до десяти пехотных и до десяти танковых дивизий (1500 танков). Эта ударная группа противника может быть поддержана сильной авиацией, численностью примерно до 500 бомбардировщиков и не менее 300 истребителей. <…>
Противник перед Воронежским фронтом вероятнее всего будет наносить главный удар из района Борисовка, Белгород в направлении на Старый Оскол и частью сил на Обоянь, Курск.
Вспомогательных ударов следует ожидать в направлениях: Волчанск, Новый Оскол и Суджа, Обоянь, Курск.
Для крупного наступления противник сейчас ещё не готов, и начала его наступления надо ожидать в первых числах мая».
Относительно действий войск Воронежского фронта Н.Ф. Ватутин доложил: «В случае наступления противника в оборонительном сражении нанести ему поражение, а затем, выбрав благоприятный момент, перейти в контрнаступление и окончательно разгромить его.
В основу обороны положено… построение глубокой обороны, для чего не только подготовляется ряд рубежей, но эти рубежи теперь же заняты войсками. Это не должно позволить противнику произвести оперативный прорыв».
Во второй части доклада командующий фронтом подробно изложил соображения по подготовке наступательных операций. «В летнюю кампанию 1943 г., - констатировал Н.В. Ватутин, - целью наступательных операций на юге должен быть разгром вооружённых сил противника на Украине, полное очищение от него левобережья Украины и овладение крупным плацдармом на правом берегу р. Днепр с выходом на фронт Кременчуг, Кривой Рог, Херсон, а при благоприятных условиях - на фронт Черкассы, Николаев.
Достижение этой крупной цели лишает противника богатейшей продовольственной базы, крупных промышленных районов и центров как Донбасс, Кривой Рог, Харьков, Днепропетровск.
Оно выведет из строя наиболее активную часть германской армии и приблизит нас к её южным союзникам, а это ускорит выход их из войны.
Поэтому в случае успеха намечаемых действий целесообразно будет бросить крупные резервы Ставки для максимального развития этого успеха с тем, чтобы здесь достичь решающих для исхода войны результатов».
Выполнение наступательных операций командующий фронтом предлагал осуществить в три этапа:
«а) Первым и самым необходимым этапом этих действий должна быть совместная наступательная операция Воронежского и Юго-Западного фронтов с целью окружения и уничтожения харьковско-белгородской группировки противника, овладения г. Харьков и выход на рубеж Сумы, Ахтырка и далее по р. Ворскла на Полтава, Козловка, Зачепиловка, Перещепино, Орелька, Краснопавловка, Петровская.
Разгром харьковско-белгородской группировки противника нанесёт крупное поражение и выведет из строя наиболее активную его часть. Овладение указанным районом не является простой погоней за территорией, а оно изолирует донбасскую группировку противника от его центральной группировки, приводит к глубокому обходу донбасской группировки противника и создает выгодные условия её дальнейшего окружения. Глубина первого этапа операции - 200 км. На выполнение его потребуется до 15 дней.
б) Вторым этапом действий должна быть совместная наступательная операция Воронежского, Юго-Западного и Южного фронтов с целью окружения и уничтожения всей группировки противника, находящейся восточнее линии Полтава, Днепропетровск, р. Днепр… В этой операции Воронежский фронт своим левым крылом должен наносить удар на Днепропетровск и частью сил на Кременчуг. <…> Глубина второго этапа операции - для Воронежского фронта - 200 км, для Юго-Западного - 300 км. На выполнение его с подготовкой потребуется до 30 дней.
в) Третьим этапом должно быть общее наступление Воронежского, Юго-Западного, Южного и Центрального фронтов с целью выхода на линию р. Днепр, Кременчуг, Кривой Рог, Херсон, а при благоприятных условиях - на линию р. Днепр, Черкассы, Николаев.
По-видимому, в третьем этапе придётся также осуществлять уничтожение окружённой группировки противника в Донбассе.
Глубина третьего этапа операции - 300 км. На выполнение его с подготовкой потребуется до 30 дней.
Таким образом, общая глубина всех операций - 700 км. На выполнение всех операций потребуется 2,5 месяца.
Начало операций предусмотреть трудно. Для этого нужно выбрать благоприятный момент в процессе оборонительного сражения. Ориентировочно это может быть в июне месяце».
Выполнение первой наступательной операции Воронежским фронтом с целью разгрома харьковско-белгородской группировки противника рассматривалось Н.Ф. Ватутиным в двух вариантах в зависимости от условий обстановки, а именно:
«а) Когда противник упредит нас и перейдёт в наступление против нашей обороны, что является наиболее вероятным и в условиях создавшейся обстановки пока более приемлемым для нас.
б) Когда мы первыми перейдём в наступление против обороняющегося противника».
В первом случае предполагалось, что: «Воронежский фронт должен предварительно вести оборонительное сражение, в процессе которого он истощит противника, не даст ему прорвать наш фронт, нанести ему поражение и в благоприятный момент перейти в контрнаступление с целью окружения и окончательного разгрома главной группировки противника.
При этом в случае некоторого продвижения противника сильные контрудары по нему должны быть нанесены севернее Белгород с тем, чтобы затем главный удар фронта силами ориентировочно 6-й гвард. армии, двух танковых армий (1-й ТА и № ТА*) и 2-го гв. тк со средствами усиления и при поддержке авиации фронта нанести в обход Харькова с запада в направлении Тома-ровка, Малая Писаревка и далее на фронт Красноград, Мерефа.
Вспомогательный удар силами 7-й гвард. армии с тремя тбр и тремя тп - в направлении Белгород, Харьков с одновременным свертыванием фронта противника по зап. берегу р. Сев[ерский] Донец.
Навстречу этим, ударам считаю целесообразным и необходимым:
а) Главный удар Юго-Западного фронта силами двух армий и одной танковой армии нанести с плацдарма, что южнее Савинцы, в направлении на Алексеевское и далее на фронт Нов. Водолага, Красноград с одновременным построением сильного фронта по линии Зачепиловка, Перещепино, Орелька, Краснопавловка, Петровская.
б) Вспомогательный удар Юго-Западного фронта силами 6-й армии нанести с фронта Мохначи, Черк. Бишкин на фронт Харьков, Нов. Водолага. Такое направление ударов двух фронтов приведёт к окружению и уничтожению большого количества войск противника и в конечном итоге к огромному прорыву его фронта на участке свыше 300 км.
Для обеспечения главного удара Воронежского фронта с запада в этой операции:
а) 38-я армия с двумя тбр будет выполнять задачи прочной обороны и лишь своим левым флангом будет наступать с ограниченной целью;
б) 40-я армия с 5-м гв. тк, одной тбр и двумя тп должна будет нанести удар своим левым флангом в западном направлении с задачей смотать фронт противника на участке Краснополье, Солдатское и выйти на фронт иск. Сумы, Тростянец.
в) В промежутке между 40-й и 6-й гв. армиями в процессе операции необходимо ввести 69-ю армию с танками, с задачей нанесения удара в направлении Грайворон, Котельва и выхода на фронт Ахтырка, Опошня.
г) В дальнейшем для развития успеха в промежуток между 69-й и 6-й гв. армиями необходимо будет ввести ещё одну армию в направлении Богодухов, Полтава с задачей во взаимодействии с одной из танковых дивизий овладеть районом Полтава и выйти на фронт иск. Опошня, Полтава, Машевка. Этой армии, так же как ещё одной танковой армии, для главного направления в составе Воронежского фронта недостает, и их необходимо дополнительно придать фронту.
Кроме того, при нанесении главного удара в южном и юго-западном направлениях необходимо считаться с постоянной угрозой возможного фронтального контрудара противника из района Сумы, Ахтырка, Лебедин.
Для парирования этого удара фронт должен иметь сильный резерв на уступе справа в районе Мирополье, Белое, Суджа. Этот резерв считаю необходимым иметь в составе 35-го гв. ск, 6-го гв. кк и одной танковой армии, которую также необходимо дополнительно придать Воронежскому фронту. На втором этапе операций этот резерв будет использован для активных целей, а вместо него должен быть создан новый резерв за счёт резервов Ставки силою в одну танковую армию и одну общевойсковую армию. Таким образом, в итоге первой операции войска Воронежского фронта должны выйти на фронт Бол. Чернетчина, Ниж. Сыроватка, Ахтырка, Полтава, Кар-ловка, иск. Зачепиловка, имея к этому времени в резерве в районе Мирополье, Белое, Суджа - 35-й гв. ск, 6-й гв. кк и одну танковую армию и в районе Харьков, Валки - 7-ю гв. армию. Это даст возможность фронту немедленно продолжить последующую операцию».
В случае если Воронежскому фронту пришлось бы первую наступательную операцию начать против обороняющегося противника, то командующий фронтом предложил: «Построение и расчёт сил по этому варианту остаются такими же, как и в первом случае, причём наличие сильного резерва на правом фланге приобретает ещё большее значение».
В заключительной части доклада командующий Воронежским фронтом Н.Ф. Ватутин обратился к Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину с просьбой:
«1) Утвердить изложенные выше предложения.
2) К началу наступательной операции усилить Воронежский фронт:
а) одной армией в составе шести сд;
б) тремя танковыми армиями и
в) тремя отд. танковыми бригадами;
г) одним истребительным авиакорпусом вместо убывшего из фронта истребительного авиакорпуса Савицкого. Кроме того, пополнить самолётами авиасоединения фронта и довести общее количество самолётов не менее 1000, из них до 600 истребителей.
3) В процессе операции к началу второго этапа выделить для фронта ещё одну танковую армию и одну общевойсковую армию.
4) К началу операции обеспечить наземные войска и авиацию фронта боеприпасами и горючим согласно дополнительным заявкам».
Предложения Военного совета Воронежского фронта первоначально заинтересовали многих представителей Ставки и Генерального штаба.
«Идея разгрома южного фланга противника была заманчивой, - вспоминал начальник Оперативного управления Генштаба С.М. Штеменко, - но этот план всё-таки отвергли. Он не затрагивал центр советско-германского фронта и главное, западное стратегическое направление, не обезвреживал основную группировку противника - группу армий «Центр», которая в этом случае угрожала бы флангам наших важнейших фронтов, оставлял в стороне направление на Киев, весьма важное в политическом, экономическом и чисто военном отношениях.
Удар на Харьков, Полтаву, Киев был, по мнению Генерального штаба, наиболее перспективным. Выход Советской Армии к столице Украины - важному экономическому центру страны -давал большие стратегические результаты. При этом достигалось всё, что сулило наступление в направлении Днепропетровска, и вдобавок ещё расчленялся фронт противника (особенно в случае выхода советских войск к Карпатам), затруднялось взаимодействие между важнейшими его группировками. Из района Киева в равной степени можно было угрожать флангам и тылу как группы армий «Юг», так (что особенно важно!) и правому крылу группы армий «Центр». Наконец, при таком варианте мы приобретали выгодное положение для последующих действий. Он и был принят. Первая его часть - разгром белгородско-харьковской группировки противника - оформилась в виде плана межфронтовой операции под условным наименованием «Румянцев».
25 апреля 1943 года на заседании Ставки ВГК было принято решение по плану операций, предложенному Военным советом Воронежского фронта 21 апреля 1943 года. В собственноручно написанном начальником Генерального штаба А. Василевским решении значилось:
«1. План операции Воронежского фронта на первый этап считать правильным.
2. Танковую армию Катукова с 28.4 передать в состав Воронежского фронта.
3. Полную готовность фронта к обороне иметь не позже 10 мая.
4. Готовность фронта к наступлению иметь не позже 1 июня.
5. Окончательное решение по первому пункту принять после обсуждения с командующим Юго-Западного фронта».
С вводом в состав Воронежского фронта 1-й танковой армии М.Е. Катукова, являвшейся основой подвижной контрударной группировки войск, устойчивость оперативной обороны фронта значительно повысилась. Предусмотренное планом распределение войск на южном фасе Курской дуги создавало объективные предпосылки для обеспечения основного условия успеха обороны - максимального снижения ударных возможностей противника в тактической зоне обороны, выравнивания соотношения сил и разгрома его группировок нанесением мощных контрударов из глубины. Об этом свидетельствует результат контрудара Центрального фронта, оборонительной операции под Курском. В ходе этого контрудара 2-й танковой армией А.Г. Родина противнику были нанесены большие потери, был сорван его замысел прорвать тактическую зону обороны и выиграно время для сосредоточения сил на угрожаемом направлении.
Характерной особенностью планирования боевого применения фронтовых резервов (1-й танковой армии и 5-го гвардейского танкового корпуса) в оборонительной операции являлось то, что командующий Воронежским фронтом предусматривал нанесение контрударов по нескольким вариантам. Причём для достижения наилучшего результата контрударов Н.Ф. Ватутин в начале мая решил произвести перегруппировку фронтовых резервов.
В своём докладе Верховному Главнокомандующему от 11 мая 1943 года Н.Ф. Ватутин указал: «Учитывая замысел разгромить противника, не допустив ни в коем случае прорыва им нашей обороны, я решил к утру 15.5.1943 г. произвести следующую перегруппировку фронтовых резервов:
а) 5-й гв. тк перевести из района Марьино в район Белое, Мокрушено, Боброва и подготовить контрудары в северо-западном, западном, южном, юго-восточном и восточном направлениях;
б) 1-ю ТА перевести в основном на южный берег р. Псёл в район Ивня, Круглик, Ольховка, Обоянь, Песчаное, где имеются подготовленные рубежи и откуда можно будет наносить сильные контрудары в южном и юго-восточном направлениях.
В этот же район постепенно перевести и 35-й гв. ск, который будет удачно взаимодействовать с 1-й ТА.
в) 2-й гв. тк перевести из района Корочи в Район Прохоровки (40 км сев.-вост. Корочи), свх. «Комсомолец», Правороть, откуда подготовить контрудар в западном, юго-западном, южном и юго-восточном направлениях».
Кроме этого, Н.Ф. Ватутин доложил И.В. Сталину, что «противник в последнее время усиленно готовится к переходу в наступление… и наступления его надо ожидать ориентировочно с 15.5.1943 г. Атаку противника, судя по его поведению, следует ожидать на фронте Староселье (18 км юго-вост. Краснополья), Белгород с главным ударом на Обоянь, Курск и на Старый Оскол.
Войска Воронежского фронта к выполнению задач по обороне готовы».
Таким образом, принимая решение на оборону, командование Воронежского фронта учитывало всю важность значения для Красной Армии удержания южного фаса Курской дуги, который с начала перехода в наступление советских войск должен был сыграть решающую роль в разгроме немецких армий на Восточном фронте в летнюю кампанию 1943 года.
Лариса ВАСИЛЬЕВА, Игорь ЖЕЛТОВ “В прицеле - Прохоровка”
Другие новости и статьи
Запись создана: Пятница, 17 Май 2019 в 13:44 и находится в рубриках Вторая мировая война.
метки: 1943, война, задача, воронежский фронт, Ватунин, курский выступ, курская битва, решение, фронт
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика