25 Октябрь 2021

Тысячелетний путь к Вселенскому собору

oboznik.ru - Тысячелетний путь к Вселенскому собору
#историяроссии#история#народ#собор#православие#христианство

Вместе лучше, чем порознь — это принцип одинаково справедлив как в сфере большой политики и глобальной экономики, так и в области духовной. Тем не менее последний Вселенский собор был созван более тысячи лет назад — в 787 году в Никее, с тех пор такие соборы не собирались. Однако попытки вновь собрать все высшее духовенство вместе и сообща решить насущные вопросы веры и единства предпринимались не раз. Как это ни парадоксально, одна из самых значимых попыток создать единый православный центр была предпринята в считающемся безбожным Советском Союзе. Ее неудача не в последнюю очередь была обусловлена противодействием не только Ватикана, но и православных из Константинопольской патриархии. Вторая грандиозная попытка христианского единения — намеченный на 2016 год как раз в Константинополе (современном Стамбуле) Всеправославный собор.

Сила веры в геополитике

В конце 1942 года митрополит Сергий (Старгородский) обратился к румынскому духовенству и солдатам румынской армии с призывами “окончить войну с русским народом, с которым румыны связаны узами христианского братства, и прекратить пролитие братской единоверной крови”. Еще одно обращение митрополита Сергия “Всем христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах и народам, томящимся под гнетом фашистских оккупантов”, было переправлено через линию фронта. Активно сотрудничал с властями в области антинацистской пропаганды и митрополит Николай (Ярушевич): будучи членом Всеславянского комитета, он также призывал братьев-славян поддержать СССР в борьбе с нацистами.

Выражаясь современным языком, руководство СССР получило уникальный геополитический шанс: через православные экзархаты, епархии, благочиния, духовные миссии в Китае, Японии, Америке, Европе, Палестине и Корее распространить свое влияние чуть ли не на половину мира. Тем более что многие европейские православные иерархи — эмигранты первой волны — были заинтересованы в восстановлении могущественной Русской церкви с ее дореволюционным международным влиянием, а все более победоносная Красная армия, как и сам СССР, представлялись новым воплощением идеи “Великой Руси”.

Кремлевская вечеря

Поистине лучом света стала ночная встреча в Кремле, начавшаяся вечером 4 сентября 1943 года. “У председателя Совета Народных Комиссаров СССР тов. И. В. Сталина состоялся прием, во время которого имела место беседа с Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием, Ленинградским митрополитом Алексием и экзархом Украины Киевским и Галицким митрополитом Николаем, — сообщат наутро газеты. — В руководящих кругах православной церкви имеется намерение в ближайшее время созвать Собор епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования Священного Синода. Тов. И. В. Сталин сочувственно отнесся к этим предложениям и заявил, что со стороны правительства не будет к этому препятствий”.

Более того, Собор прошел уже 8 сентября. “Глубоко тронуты сочувственным отношением нашего всенародного вождя, главы советского правительства Иосифа Виссарионовича Сталина, к нуждам Русской православной церкви и к скромным трудам нашим, ее смиренных служителей, — гласило обращение Собора к властям СССР. — Приносим правительству нашу общесоборную искреннюю благодарность и радостное уверение, что, ободренные этим сочувствием, мы приумножим  нашу долю работы в общенародном подвиге за спасение Родины”. Впрочем, обоюдный интерес власти и Церкви этим не исчерпывался.

— В пропагандистских целях немцы использовали религиозный фактор: открывали храмы на оккупированных землях, нападение на Советский Союз представляли едва ли не как крестовый поход, — поясняет доктор церковной истории, священник Александр Мазырин. — Московская же патриархия и лично митрополит Сергий буквально с первых часов войны самым активным образом выявили свою патриотическую позицию. Еще одним важнейшим фактором стал вопрос о взаимоотношениях с союзниками: одним из главных раздражителей западного общественного мнения было то, что в Советском Союзе нет свободы совести. Сталинскому правительству было важно доказать обратное.

Христиане всех стран, объединяйтесь!

В течение 1945 года под покровительство Московской патриархии одна за другой переходят православные церкви в освобождаемых от нацистов европейских странах, где иерархи из Москвы активно занимаются “народной дипломатией”. После освобождения Парижа митрополит Евлогий, глава Западно-Европейской русской епархии, находящейся в юрисдикции Константинопольской патриархии, пишет будущему Патриарху Алексию о желании “пересмотреть статус и восстановить связи с Москвой”. Весной 1945-го делегацию Московской патриархии торжественно принимают власти Югославии и Румынии. При этом румынский патриарх Никодим, ранее в симпатиях к СССР не замеченный, осенью 1946 года посещает Союз и обещает, что Московской патриархии передадут храм в Бухаресте для организации подворья. В Чехословакию приезжает архиепископ Орловский и Брянский Фотий — и к январю 1946 года Чехословацкая православная церковь переходит в юрисдикцию Московской патриархии. Тогда же и сербский патриарх Гавриил соглашается вернуться в Югославию из Италии.

Объединение вокруг Московской патриархии стало главным вопросом Поместного собора 1945 года. Как заметил митрополит Алеутский и Североамериканский Вениамин, это был “почти Вселенский собор”. На нем главы и представители восьми автокефальных православных церквей по сути присягнули на верность политико-религиозному курсу Советского Союза. А летом 1948 года внимание христианского мира вновь приковано к Москве: Русская православная церковь отмечает 500-летие своей автокефалии, в советской столице по этому поводу с 8 по 18 июля проходит уникальное Всеправославное совещание глав поместных церквей. Мероприятие, центральными темами которого стали отношение к “интеграционным конкурентам” — сомнительному экуменическому движению и к Ватикану, — состоялось в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Том самом, где тремя годами ранее, после кончины Сергия, был избран Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

При этом всецело поддерживающая православие Москва искала контакты и с католическим миром. В Прибалтике открылся ряд католических учебных заведений, Сталин и Молотов приняли в Кремле высокопоставленных представителей зарубежных представителей римско-католической церкви. Но с приходом к государственному рулю Никиты Хрущева было подорвано и сотрудничество официальной Москвы с Церковью: если с 1943 по 1953 годы было открыто 22 тысячи приходов, то хрущевская “оттепель” сперва этот процесс заморозила, а с 1959 года и вовсе вылилась в массовую кампанию по закрытию действующих храмов. Впрочем, и Всеправославное совещание 1948 года главным объединительным событием православного мира так и не стало: Константинопольская патриархия не пожелала терпеть конкурентов в лице Московской. “К сожалению, не принимаем приглашения на Всеправославный собор, каковые полномочия имеет одна лишь Вселенская патриархия Константинопольская”, — гласила телеграмма в Москву главы Кипрской церкви, традиционно ориентированной именно на Константинополь.

Удастся ли ему, нынешнему Стамбулу, в 2016-м объединить православных? Уже установлено, что от поместных церквей на Всеправославном соборе будут присутствовать по 24 архиерея, и все решения Собора будут приниматься после достижения единого мнения между церквами. Пока озвучены 10 тем для обсуждения, среди них — определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ, процедуры признания статуса церковных автокефалии и автономии, установление общего календаря праздников, препятствия для совершения таинства брака, связь с другими христианскими конфессиями. Получится ли достичь консенсуса по каждому из этих пунктов, покажет время. Но миллионам христиан по всему миру хочется в это верить.

В годы перестройки в печати появилось свидетельство неназванного офицера, участвовавшего в битве за Кенигсберг в апреле 1945-го. “Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери огромны, — рассказывал он. — Видим: приехал командующий фронтом, много офицеров, и с ними священники с иконой. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. И вдруг стрельба с немецкой стороны оборвалась и произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные, в небе появилась Мадонна (так они называют Богородицу) — и у всех их отказало оружие”.

Другие новости и статьи

« Легенда об Андрее Первозванном

Русская слава на берегах Сены »

Запись создана: Понедельник, 25 Октябрь 2021 в 14:35 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика