Листая времени страницы
С 1939 по 1952 год я руководил конным заводом имени Семена Михайловича Буденного. Принял завод я по его приказу. До этого служил около двадцати лет в армии, участвовал в гражданской войне. Опыта хозяйственной работы я не имел. Завод к тому времени, как Я стал директором, уже был отмечен орденом Красной Звезды. Возглавлял его со дня основания в ноябре 1920 года Михаил Иванович Чумаков — комбриг Первой Конной армии, начавший свой боевой путь конармейцем. М. И. Чумаков был не только отличным командиром, но и хозяйственником, талантливым организатором. Недаром в числе первых он был удостоен звания лауреата Государственной премии.
Уже в 1924 году за трудовые успехи заводу было присвоено имя С.М. Буденного. Коллектив конезавода решил вывести новую породу лошадей. В сохранившейся у меня газете «Сальская степь» от 10 января 1968 года напечатан очерк о заводе под заголовком «Дважды орденоносный». В очерке говорится: «Шел 1923 год. На первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке конеза-водцы демонстрировали 7 лошадей, выращенных в привольных Сальских степях. Красавцы лошади поражали всех. Любители часами не отходили от станков…»
Уже не сотни, а тысячи лошадей насчитывал к 1930 году конезавод. Земли его в ту пору раскинулись на территории почти 43 тысяч гектаров. В августе 1933 года конезавод посетили И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и С. М. Буденный. В течение двух дней они подробно ознакомились со структурой хозяйства, его угодьями, табунами и особенно интересовались тем, какую помощь оказывает конезавод близлежащим еще не окрепшим колхозам.
Принимая это сложное многоотраслевое хозяйство, я понимал, что орден на знамени завода и славное имя, которое он носит, ко многому обязывают. Коллектив специалистов был отличный, партийная организация крепкая, и это вселяло уверенность, позволяло ставить перед заводом большие задачи. И во всех больших и малых делах я получал огромную практическую помощь от С. М. Буденного, часто посещавшего наш завод.
На поля конезавода в предвоенные годы мощным потоком двинулась техника. Хозяйство крепло, становилось многоотраслевым. Первоочередной, ударной задачей коллектива завода было выведение новой породы лошадей для Красной Армии. И он с этой задачей с честью справился. «За короткий промежуток времени удалось не только восстановить, но и усовершенствовать донскую лошадь. Справедливо было бы сказать, что нами создана новая порода на основе донской старой»,— писал позже Маршал Советского Союза С. М. Буденный.
Помимо воспроизводства строевых лошадей для армии на конезаводе занимались разведением крупного рогатого скота, овец, свиней, сеяли хлеб. Конюхи, доярки, чабаны, табунщики работали самоотверженно, стремились вырастить отличных скакунов, больше дать государству мяса и хлеба.
Бывая на заводе, Семен Михайлович объезжал все производственные бригады, проверял табуны лошадей, отары овец, посевы, во все дотошно вникал — и как содержатся животные, и какова их упитанность, какие корма им даются… Он увлеченно беседовал с табунщиками, чабанами, полеводами, расспрашивал их о работе и быте, внимательно выслушивал критические замечания и предложения.
Помню, как-то после кропотливой и напряженной работы, объездив с Семеном Михайловичем угодья не только нашего,’ но и соседнего завода, я сказал; — Товарищ маршал! Время обеда давно миновало. Не пора ли вам отдохнуть?
Семен Михайлович ответил с улыбкой:
— Вы, наверное, сами устали, а приписываете это мне.
Я, несмотря на усталость, по-военному ответил:
— Никак нет!
А Буденный продолжал:
— Мы сегодня должны обязательно встретиться с учащимися школы. Я обещал.
Для сельских ребятишек эта встреча была большой радостью. Собралось более 500 человек.
Каждый раз, приезжая на конный завод, Семен Михайлович обязательно приходил к пионерам и школьникам, тепло беседовал с ними, отвечал на вопросы, давал практические советы, как научиться хорошо ездить на лошади, как ухаживать за конем.
Материалы об этих встречах публиковались в местных и областных газетах. Так, в июне 1940 года областная газета «Ленинские внучата» опубликовала обращение участников военизированного похода — школьников поселка конного завода «Будем кавалеристами». В нем, в частности, говорилось: «Дорогие друзья! Несколько дней назад к нам на конный завод приезжал Маршал Советского Союза С. М. Буденный. Это была радостная встреча. Вера Дмитриева, Дуся Щербакова и другие школьницы нарвали полевых цветов и подарили их Семену Михайловичу. А после того, как он уехал, мы собрались, поделились своими впечатлениями… Первым долгом мы решили помочь нашим родным воспитать для Красной Армии хороших, выносливых дончаков, взять шефство над жеребятами, а главное, обучиться ездить верхом на коне… Теперь мы обращаемся к вам, ребята казачьей области: возьмите и вы шефство над лошадьми. Наши старшие братья и сестры — комсомольцы — шефствуют пад Военно-Морским Флотом, а мы, пионеры, будем шефствовать над конем и растить лошадей для Красной Армии. 2—3 года учебы в школе пробегут быстро, а там — ив Красную Армию. А как хорошо, если мы все придем в армию ворошиловскими всадниками».
Когда мирные дни были прерваны войной, сотни конезавод-цев встали под боевые знамена Родины. Сразу же для нужд армии с нашего завода были отправлены тысячи первоклассных лошадей. Двенадцать человек, направляясь в кавалерийские полки, взяли с собой выращенных ими лошадей, некоторым довелось воевать в знаменитом кавалерийском корпусе Доватора.
Враг продвигался в глубь страны. Нависла угроза и над большим хозяйством конного завода. Его стали готовить к эвакуации. Нужно было спасти самое ценное — лошадей. Долгим был путь за Волгу, в казахстанские степи. И там, далеко от дома, коне-заводцы трудились не покладая рук под девизом: «Все для фронта — все для победы!»
В январе 1943 года после освобождения родных степей началось восстановление разрушенного фашистами хозяйства. Разбитые дома, сожженные конюшни и чабарни предстояло вновь возводить возвратившимся из эвакуации труженикам завода.
В послевоенные годы маточный состав лошадей превысил довоенный уровень как в количественном, так и в качественном отношении. Коллектив продолжал работать над выведением новой породы лошадей. И многолетний труд, проделанный под личным руководством С. М. Буденного, увенчался успехом.
В это время Семен Михайлович часто приезжал на наш конезавод, много и плодотворно здесь работал. Мне особенно запомнился его приезд на конезавод летом 1947 года. Как всегда, он выглядел бодро, был весел, много шутил.
— Ну, товарищ Есипенко, показывай свои владения,— сказал и на этот раз Семен Михайлович.
Завернули в одну из чабанских бригад. Семен Михайлович уже знал, что возглавляет ее старший чабан Дедик, опытный специалист, коммунист. Поздоровались.
— Как дела, Антон Самойлович? — спрашивает С. М. Буденный бригадира.— Сколько получили ягнят на сто овцематок? Какой настриг шерсти?
На лице Дедика удивление: откуда маршалу известно его имя и отчество? Да и в овцеводстве толк знает.
— А как с кормами? Достаточно ли припасли на зиму? — продолжает задавать вопросы Семен Михайлович.
Маршалу показали аккуратно сложенные скирды сена.
— Вижу, неплохо работаете, — ответил Семен Михайлович и, довольный, пригладил пушистые усы. — Как считаешь, директор? — допытывался он.
Я подтвердил, что бригада добилась высоких показателей.
— Спасибо, Антон Самойлович, за хорошую работу,— сказал маршал и крепко пожал Дедику руку,— А теперь показывай, как сам живешь. Можно к тебе в гости?
— Пожалуйста, буду очень рад, товарищ маршал.
И вот мы в уютном домике чабана. Тепло поздоровавшись о женой Дедика, Семен Михайлович стал расспрашивать ее. Его интересовало, большая ли семья, как живут, что имеется в домашнем хозяйстве.
— Живем хорошо, спасибо Советской власти,— отвечает Мария Кондратьевна. Да и по всему было видно, что семья живет в достатке, как, впрочем, все семьи животноводов. В хозяйстве имелись корова, телка, шесть овец, два кабана, индейки, куры.
Хозяйка кинулась было накрывать на стол, но Семен Михайлович попросил ее не беспокоиться — надо ехать дальше.
— Ну хоть молочка попейте,— предлагает Мария Кондратьевна.
— Возражать не буду,— согласился гость и с удовольствием выпил стакан холодного, из погреба, молока.
В этот же день С. М. Буденный побывал у табунщиков, скотников, свинарей — все ему понравилось, особенно то, с какой любовью относятся люди к своей работе.
…Завершив работу, уже перед самым отъездом, С. М. Буденный провел с руководителями завода краткое совещание, на котором дал практические советы и сделал несколько критических замечаний. По традиции на прощание сфотографировался с работниками завода.
Два года спустя конный завод имени С. М. Буденного по всем производственным показателям вышел на первое место в стране. В содружестве с соседними заводами мы вывели две новые породы животных: лошадь буденновской породы и овцу сальская тонкорунная.
В связи с завершением работы по выведению новых пород лошадей газета «Социалистическое земледелие» 2 декабря 1948 года отвела целую полосу, на которой были помещены материалы под рубрикой «Ценный вклад в отечественное коневодство». Были там и такие строки: «Много лет трудились специалисты и рядовые работники конных заводов имени Буденного, имени Первой Конной армии, Терского и Ставропольского над созданием ценных пород лошадей — выносливых и крепких, годных для кавалерийской службы в Советской Армии и одновременно для использования на сельскохозяйственных и транспортных работах. Этот труд завершен. Совет Министров Союза ССР признал две новые самостоятельные отечественные породы лошадей и присвоил им названия буденновской и терской.
А летом 1949 года коллектив нашего завода вновь переживал радостные и волнующие дни. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1949 года за успешную работу по выведению буденновской породы лошадей завод был награжден орденом Ленина.
Много было у меня радостных встреч с прославленным полководцем. Постоянные товарищеские связи с Семеном Михайловичем поддерживались и после того, как я ушел на пенсию. Последняя встреча с Семеном Михайловичем состоялась незадолго до его кончины, в первых числах августа 1973 года. Семен Михайлович и его супруга Мария Васильевна встретили меня очень радушно. Сразу же завязался разговор. Несмотря на преклонный возраст, маршал был бодр, хорошо помнил многие имена, даты, события.
Мы, разумеется, вспомнили далекие годы военной службы и работы, общих знакомых — участников гражданской и Великой Отечественной войн, рабочих конезаводов. Затем маршал, зная, что я живу на Ставрополье, стал расспрашивать о жизни края, о зимовке поголовья животных, видах на урожай, о новостройках и многом другом. Не преминул спросить о Пятигорском ипподроме, где когда-то присутствовал на скачках, просил передать привет ветеранам Первой Конной армии. Семен Михайлович подробно расспрашивал о работе Железноводского городского штаба боевой и трудовой славы, который в то время я возглавлял, об участии ветеранов Советских Вооруженных Сил в военно-патриотическом воспитании молодежи и школьников. Поинтересовался, проводятся ли со старшеклассниками занятия по стрельбе, тактике и другим военным дисциплинам, как оборудованы в школах ленинские комнаты и комнаты боевой и трудовой славы.
— Большое, полезное дело делаете, Илларион Тимофеевич,— сказал Семен Михайлович. Потом добавил: — Нужно, чтобы им занимались все ветераны, пусть они почаще бывают в школах, учебных заведениях, пионерских лагерях, ибо молодые люди должны знать, какой ценой завоевано для них счастье, как их деды и отцы бились с врагами за свободу и независимость Советской Родины.
П. Т. ЕСИПЕНКО,
генерал-майор в отставке;
Герой Социалистического Труда
Другие новости и статьи
Брусиловский прорыв (1916 г.) »
Запись создана: Понедельник, 24 Июнь 2019 в 0:10 и находится в рубриках Межвоенный период.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика