Обоз пехотного полка начала XX века



Обоз пехотного полка начала XX века

oboznik.ru - Обоз пехотного полка начала XX века

В начале XX века организация воинских частей оставалась такой же, какой она была в период Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Изменения происходили незначительные, в основном они касались введением небольших подразделений, таких как пулеметные команды, появившиеся уже после Русско-японской войны 1904-1905 гг.

Огромный вред войскам в период между двумя этими войнами принесла так называемая «хозяйственность». Скудные кредиты для Военного ведомства привели к тому, что у Российской Империи не находилось средств на содержание своей армии. Войска были вынуждены сами себя содержать. Перевооружение войск магазинными ружьями в 90-х годах XIX века, двукратное перевооружение артиллерией в 90-х XIX века и начале XX века требовали больших расходов. Приходилось строить помещения, амуницию, одевать и довольствовать войска хозяйственным способом, «без расходов от казны».

Полковые хлебопекарни, полковые сапожные мастерские, швальни, шорни, столярные и плотничьи артели стали отнимать все силы войск и все внимание начальников. Офицеры превратились в артельщиков и каптенармусов — некому было посещать тактические занятия. Вся служба — в частности ротных командиров — стала заключаться во всевозможных экономических покупках, приемах, сортировках, поверках разных отчетностей, отписке бесчисленных бумаг и бумажек… Система «без расходов от казны» была доведена до непомерного уровня.

В русской армии конца XIX века «хозяйственность» пронизала всю армию сверху донизу. В эти времена начальство умилялось доброкачественностью сапожного товара, заготовленного без расходов от казны. Капитан, изобретший новый способ закваски капусты, приобретал почетную известность в дивизии, командир полка, у которого кашу варили пятнадцатью различными способами, аттестовался «выдающимся». Все помыслы и устремления были направлены на нестроевую часть.

Из всего этого отнюдь не следует бросать упрек в «очковтирательстве» строевому русскому офицерству того времени. Все это были люди чести, преданные своему долгу. В тех ненормальных условиях просто нельзя было иначе служить. Нельзя было требовать от войсковой части «самоокупаемости», заставлять ее работать на самое себя, отвлекать людей на работы, ничего общего с военным делом не имеющие, и требовать в то же время совершенства в этом последнем.

В нормальных условиях молодой солдат находился лишь первые четыре месяца своей службы, когда обучался собственно военному делу. По истечении этого, установленного законом, времени всевидящее фельдфебельское око намечало в строю молодых солдат будущих сапожников, портных, слесарей.

Однако для обеспечения войск в боевых условиях содержались подразделения, предназначенные для поднятия и подвоза материальных средств. Обоз полка состоял из гужевого транспорта, в который входили повозки различного назначения. В некоторых статьях, опубликованных на портале oboznik.ru, была рассмотрена конструкция повозок, применяемых русской армией в XVIII - XIX веках.

Обоз военный - это подъемные средства, служащие для перевозки за войсками разного рода запасов. Часть обоза составляет принадлежность отдельных войсковых частей и носил название полкового обоза. В нем возились предметы, в которых подразделения полка нуждаются всегда в бою, в походе и на ночлегах. Поэтому полковой обоз должен был постоянно находиться при своей части или недалеко от нее.

Полковой обоз, с целью эшелонирования транспортных средств и запасов, в отношении управления и для похода вблизи неприятеля разделен на две части: обоз 1-го разряда и обоз 2-го разряда.

Повозки для перевозки предметов первой необходимости следуют вместе с войсками (непосредственно за подразделениями), составляя обоз 1-го разряда. Повозки, предназначенные для доставки на место ночлега войск провианта, фуража, запасных вещей, письменных дел, казны и т.п., составляют обоз 2-го разряда, который держится обыкновенно в 7—8 верстах от переднего края.

В 1907 году каждый пехотный либо стрелковый полк получил пулеметную команду из 8 пулеметов Максима на колесном лафете, что ввело некоторые изменения в состав полкового обоза.

В составе обоза пехотного полка по штатам военного времени предусматривалось:
- одноконные патронные двуколки - 16 ед. (по 8 ед. в обозах 1-го и 2-го разрядов);
- парные патронные двуколки - 8 ед. (все в обозе 2-го разряда);
- одноконные аптечные двуколки - 4 ед. (все в обозе 1-го разряда);
- парная санитарная повозка - 1 ед. (в обозе 1-го разряда);
- четверная лазаретная линейка - 4 ед. (все в обозе 1-го разряда);
- одноконные офицерские двуколки - 4 ед. (все в обозе 1-го разряда);
- одноконная двуколка командира части - 1 ед. (в обозе 2-го разряда);
- ротные одноконные хозяйственные двуколки - 16 ед. (все в обозе 2-го разряда);
- ротные парные хозяйственные повозки - 16 ед. (все в обозе 2-го разряда);
- парные повозки полкового имущества - 5 ед. (все в обозе 2-го разряда);
- парная повозка штаба - 1 ед. (в обозе 1-го разряда);
- парные походные кухни - 17 ед. (все в обозе 1-го разряда);
- двуколка пулеметной команды - 5 ед. (все в обозе 2-го разряда)*;
- двуколка с телеграфным имуществом - 1 ед. (в обозе 1-го разряда).

Всего:
- повозок - 99 ед. (в обозе 1-го разряда - 40 ед., в обозе 2-го разряда - 59 ед.);
- лошадей запасных - 15 гол. (в обозе 1-го разряда - 7 гол., в обозе 2-го разряда - 8 гол.)
- лошадей обозных в запряжке - 159 гол. (в обозе 1-го разряда - 71 гол., в обозе 2-го разряда - 88 гол.).
Всего лошадей - 174 гол. (в обозе 1-го разряда - 78 гол., в обозе 2-го разряда - 96 гол.).

В Русско-японскую войну 1904-1905 гг. полное бездействие войсковых обозов (полковых и дивизионных) имело следствием чрезвычайное развитие армейских транспортных средств, развозивших запасы до полковых штабов и даже на позиции.

Организация транспортной службы была также неправильна, вследствие чего военные транспорты выполнили работу втрое меньшую против минимальных расчетов теории. Предназначенные для непрерывного подвоза при наступлении армии, они не справились со своим назначением даже при расположении её на месте и вызвали расход на формирование вольнонаемных транспортов, составивший почти 2,5 миллиона рублей.

В начале XX века было распространено мнение о несоответственной организации обоза, как ограничивающих способность армии к маневрированию. Огромное значение имеет надлежащее распределение обозов. Следуя при войсках, обоз связывает их в тактическом отношении: он удлиняет походные колонны, уменьшает их подвижность, затрудняет развертывание. Поэтому во все эпохи, когда войска стремились иметь весь обоз при себе (в виде полкового обоза), действия войск отличались медлительностью и пассивностью.

В начале XX в. армиях стремились уменьшить полковой обоз, эшелонируя прочие перевозочные средства в тылу войск. Появление железных дорог не умалило значение обоза, т.к. железные дороги подвержены перерыву и, кроме того, в сфере влияния противника между головными станциями и войсками всегда останется достаточная полоса для работы обоза.

Примечание:
* После Русско-японской войны 1904-1905 гг.

См. далее:
2. Полковой обоз русской кавалерии в начале XX века

В. Головинский, Р. Дорофеев, oboznik.ru



Другие новости и статьи

« Разгром «старой гвардии» – отказ от диктатуры пролетариата

Фаворит Владимира Святого: Добрыня »

Запись создана: Воскресенье, 14 Октябрь 2018 в 15:13 и находится в рубриках Первая мировая война, После Крымской войны, После Русско-японской войны, Транспорт.

Метки: , , , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы