Полковой обоз русской кавалерии в начале XX века



Полковой обоз русской кавалерии в начале XX века

oboznik.ru - Полковой обоз русской кавалерии в начале XX века
#война#обоз#историяармии

Положение армии после Русско-японской войны было очень тяжелым. Она вынуждена была растрачивать накоплявшиеся силы на борьбу с беспорядками. Утомительная караульная служба изматывала войска, препятствовала их обучению. В Русско-Японской войне принимала участие треть русской армии. Эта треть воевала за счет остававшихся в России двух третей, поглотив все их запасы, в частности артиллерийские парки, запасы продовольствия и обмундирования. Восстановить их к зиме 1908-1909 годов (к моменту конфликта с Австро-Венгрией) не сумели.

Основными предпосылками преобразований в канун Первой мировой войны были следующие положения: упрощение организации, усиление материальной части, проведение территориальной системы, сосредоточение внимания исключительно на полевых войсках в предвидении скоротечного характера будущей войны.

К концу войны с Японией при каждой конной дивизии была сформирована пулеметная команда из 8 пулеметов Максима на колесном лафете. Дивизионные пулеметные команды в коннице были оставлены до самой войны 1914-1918 гг.

Устройство кавалерийских полков осталось без изменений. С 1883 года в кавалерийском полку числилось 6 эскадронов. В казачьих войсках были введены полки на 6 сотен и 4 сотни. До Первой мировой войны эти штаты не пересматривались. В 1910 году упразднены учрежденные было в 1906 году четыре кавалерийских корпуса. Меру эту следует признать неудачной: в Первую мировую войну конные корпуса пришлось импровизировать (спешно формировать на временной основе).

oboznik.ru - Полковой обоз русской кавалерии в начале XX века

Перед войной русская конница насчитывала 129 полков: 10 регулярных гвардейских, 21 драгунский, 17 уланских, 18 гусарских, 3 гвардейских казачьих и 52 армейских казачьих (17 Донских, 11 Кубанских, 4 Терских, 6 Оренбургских, 3 Уральских, 3 Сибирских, 4 Забайкальских, 1 Амурский, 1 Уссурийский и 1 Астраханский), 2 туземных конных, 6 Заамурских конных, 2 туземных и 2 казачьих дивизиона и 16 отдельных казачьих сотен. Жестоким промахом всей организации было полное отсутствие войсковой конницы, делавшее наши пехотные дивизии и корпуса слепыми. Этот промах не подумали исправить придачей корпусам распыленной по отдельным бригадам и полкам конницы.

Фуражное довольствие лошадей не было однородным. Лошади 1-й гвардейской дивизии получали по 4 гарнца овса, лошади 2-й гвардейской дивизии - по три гарнца, лошади армейской кавалерии - по два с половиной гарнца. Остальное довольствие составляло сено (в зимний период) или трава при подножном корме.

Поднятию престижа военной службы способствовала и введенная весной 1908 года красивая форма обмундирования. Форма эта с ее цветными лацканами и киверами с султаном (этот головной убор — в гвардии) приближалась к образцам александровской эпохи. Конница засверкала великолепием касок, киверов, колетов, доломанов и ментиков.

Психологически это имело огромное значение — роль одежды была значительна во все времена и у всех народов. Материалисты этого не понимали и ворчали на эти «непроизводительные затраты». Их, к счастью, не слушали. Был поднят вопрос об удлинении мундиров и шинелей с пригонкой их в талии и введении остроконечного матерчатого шлема-шишака. Это было осуществлено уже в Красной Армии. В 1910 году введено походное защитное обмундирование: гимнастерка «хаки» и офицерский китель превосходной (с красноватой искрой) материи.

Полковой обоз кавалерии, с целью эшелонирования транспортных средств и запасов, в отношении управления и для похода вблизи неприятеля разделен на две части: обоз 1-го разряда и обоз 2-го разряда.

Повозки для перевозки предметов первой необходимости следуют вместе с войсками (непосредственно за подразделениями), составляя обоз 1-го разряда. Повозки, предназначенные для доставки на место ночлега войск провианта, фуража, запасных вещей, письменных дел, казны и т.п., составляют обоз 2-го разряда, который держится обыкновенно в 7—8 верстах от переднего края.

В составе обоза кавалерийского полка по штатам военного времени предусматривалось:
- одноконные патронные двуколки - 3 ед. (все в обозе 1-го разряда);
- одноконные аптечные двуколки - 1 ед. (в обозе 1-го разряда);
- одноконная санитарная двуколка - 1 ед. (в обозе 1-го разряда);
- четверная лазаретная линейка - 2 ед. (все в обозе 1-го разряда);
- парная лазаретная линейка - 2 ед. (все в обозе 1-го разряда);
- одноконная двуколка командира части - 1 ед. (в обозе 1-го разряда);
- эскадронные одноконные хозяйственные двуколки - 12 ед. (по 6 ед. в обозах 1-го и 2-го разрядов);
- парные повозки полкового имущества - 5 ед. (все в обозе 2-го разряда);
- двуконная повозка штаба - 1 ед. (в обозе 2-го разряда);
- парные походные кухни - 6 ед. (все в обозе 1-го разряда);
- двуколка для казны и канцелярии - 1 ед. (в обозе 1-го разряда);
- двуколка церковная - 1 ед. (в обозе 2-го разряда).

Всего:
- повозок - 34 ед. (в обозе 1-го разряда - 21 ед., в обозе 2-го разряда - 13 ед.);
- лошадей вьючных - 2 гол. (все в обозе 1-го разряда);
- лошадей заводных офицерских - 40 гол. (все в обозе 1-го разряда);
- лошадей запасных - 2 гол. (все в обозе 1-го разряда)
- лошадей обозных в запряжке - 47 гол. (в обозе 1-го разряда - 29 гол., в обозе 2-го разряда - 18 гол.).
Всего лошадей - 91 гол. (в обозе 1-го разряда - 73 гол., в обозе 2-го разряда - 18 гол.).

К началу Первой мировой войны в русской армии рассматривался вопрос об уменьшении обоза кавалерийского полка , как элемента сковывавшего действия полка. При этом рассматривались возможности эшелонировать прочие перевозочные средства в тылу войск. Появление железных дорог не умалило значение обоза, т.к. железные дороги подвержены перерыву и, кроме того, в сфере влияния противника между головными станциями и войсками всегда останется достаточная полоса для работы обоза.

Однако, опыт показал, что проведение глубоких рейдов кавалерийских частей без достаточных запасов, уменьшает их автономность. В Первой мировой войне и в, последовавшей за ней, Гражданской войне рейдовые действия кавалерии требовали сосредоточения запасов материальных средств при частях и дивизиях. В воспоминаниях командиров кавалерийских частей и соединений, возглавляющих знаменитые рейды в этот период, отмечено. что обозы многократно увеличивались (”разбухали”) от реквизированного гужевого транспорта и захваченного имущества, в т.ч. награбленного.

См. также:
1. Обоз пехотного полка начала XX века

См. далее:
3. Обозы артиллерийских батарей русской армии в начале XX века

В. Головинский, Р. Дорофеев, oboznik.ru



Другие новости и статьи

« Обозы артиллерийских батарей русской армии в начале XX века

Сталинская мифология «объединения Украины» »

Запись создана: Понедельник, 26 Ноябрь 2018 в 2:01 и находится в рубриках Первая мировая война, После Крымской войны, После Русско-японской войны, Транспорт.

Метки: , , , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы