«Многие руководящие санитарные начальники подходят к медико-санитарному обеспечению боевых действий войск неумело и несерьезно…»
ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР О НЕДОСТАТКАХ В РАБОТЕ САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ И О МЕРАХ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ № 0701
10 сентября 1942 г.
Проведенной в июле — августе т. г. проверкой работы санитарной службы Волховского, Брянского, Северо-Кавказского, Воронежского, Западного и Калининского фронтов выявлены серьезные недостатки:
Многие руководящие санитарные начальники подходят к медико-санитарному обеспечению боевых действий войск неумело и несерьезно, не знают оперативной обстановки и не отрабатывают тщательно лечебно-эвакуационные планы. Свои медицинские учреждения медико-санитарные батальоны и госпитали часто расставляют неправильно, без учета обстановки. Порядок эвакуации раненых по назначению тщательно не продумывают. Раненые нередко проходят лишние этапы эвакуации, а поэтому не получают своевременно нужной хирургической помощи. Например: при наступлении частей 20-й армии Западного фронта часть госпиталей и медико-санитарных батальонов (полевые подвижные госпитали №№ 113, 2321, медико-санитарный батальон № 251, эвакоприемник № 110) по два и по три раза свертывались и развертывались, меняя свою дислокацию, и фактически не работали. Полевой подвижный госпиталь № 670 совершенно не использовался и раненых не принимал. В это же время другие госпитали имели загрузку раненых в 2—3— 5 раз больше их штатной емкости и в течение 4—6 суток были вынуждены держать большое количество раненых без хирургической обработки.
Вынос раненых с поля боя в отдельных случаях организовывается плохо, раненые остаются на поле боя по 6 и более часов. Например, на Воронежском фронте в 303 сд 20 раненых в течение полутора суток не были вынесены с поля боя.
Сортировка раненых на отдельных эвакуационных направлениях и этапах была поставлена плохо. Легко раненые направлялись в тыл, не задерживаясь в армейских госпиталях для легко раненых. И наоборот, раненые, нуждающиеся в длительных сроках лечения, перевозятся с одного этапа на другой вместо эвакуации сразу в тыл по назначению. Имеются случаи эвакуации нетранспортабельных раненых с тяжелыми ранениями в грудную клетку, в череп, живот. В результате эти раненые умирают в пути и в лечебные учреждения привозятся трупы. Например: на Северо-Западном фронте за июнь месяц было доставлено в полевой подвижный госпиталь № 700 пять трупов, в полевой подвижный госпиталь № 159 за апрель и за май было доставлено восемь трупов.
Перевозка раненых санитарными летучками не везде поставлена хорошо. Многие летучки не укомплектованы необходимым медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом. Обслуживающий персонал выделяется недостаточно проверенный и подготовленный. Движение летучек происходит медленно, наблюдаются случаи больших простоев. Прибывшие летучки сразу не разгружаются, а стоят с ранеными по нескольку часов в ожидании разгрузки.
Эвакоприемники и сортировочные госпитали перегружаются ранеными из-за отсутствия санитарного транспорта, недостатка обменного и оборотного фонда обмундирования и из-за плохой сортировки на предыдущих этапах. В результате раненые лежат на полу по нескольку часов, ожидая санитарной и хирургической обработки. Например, эвакоприемники и сортировочные госпитали Западного фронта в г. Москве 25 августа были настолько переполнены, что большое количество раненых, в том числе и тяжелых, лежало на полу и ожидало санитарной и хирургической обработки более суток.
Ряд госпиталей для легко раненых не выполняет своего назначения. Госпиталь для легко раненых № 2667 Брянского фронта превращен в полусанаторное учреждение, а в госпитале для легко раненых Волховского и Западного фронтов (№№ 2358, 1403, 2889) медицинское дело и боевая подготовка находились в загоне. В некоторых госпиталях нет должного воинского порядка и дисциплины.
В ряде лечебных учреждений плохо организовано питание, несмотря на наличие полного ассортимента продуктов. Так, например, в медико-санитарном батальоне № 54 (Волховский фронт) качество пищи низкое, в полевом подвижном госпитале № 467 (Западный фронт) питание однообразное, раздача пищи часто запаздывает.
Такое положение объясняется нерадивостью интендантских работников, не проявляющих должной инициативы и безучастно относящихся к нуждам раненых.
В отдельных учреждениях вскрыт ряд случаев бюрократического, бездушного отношения к раненым:
- а) в эвакоприемнике № 124 (Западный фронт) не был принят и возвращен обратно доставленный из медико-санитарного батальона № 14 раненый Ткаченко только потому, что у него на карточке передового района не было печати;
б) в эвакоприемнике № 71 (Воронежский фронт) 24.7.42 года не был принят раненый Демиденко, эвакуированный из полевого подвижного госпиталя № 4316;
в) в полевом подвижном госпитале № 4315, эвакоприемнике № 171, медико-санитарном батальоне 303 сд (Воронежский фронт) раненые длительно ожидают медицинской помощи под открытым небом. Лица, виновные в таком отношении к раненым, не наказываются.
В некоторых проверенных армиях отмечаются случаи неправильного использования квалифицированных кадров, например:
- а) военврач 2 ранга Захаров квалифицированный хирург, кандидат медицинских наук, работает начальником эвакуационного госпиталя № 1369 (Северо-Западный фронт);
б) военврач 2 ранга Корженков квалифицированный хирург, работал начальником банно-прачечного отделения санитарного отдела армии (Волховский фронт).
Для ликвидации недостатков приказываю:
1. Военным советам фронтов и армий, командирам и комиссарам войсковых частей и соединений больше уделять внимания руководству медико-санитарным обеспечением войск, систематически и своевременно ориентировать санитарных начальников в изменениях боевой обстановки. За оставление раненых без своевременной квалифицированной медицинской помощи строго взыскивать с виновных командиров и комиссаров частей и соединений и начальников санитарных служб всех степеней.
2. Начальникам тыла фронтов и армий систематически обеспечивать в материальном отношении пути эвакуации и развертывание госпиталей в новых пунктах дислокации согласно лечебно-эвакуационному плану, планировать и строго осуществлять использование для целей эвакуации обратного порожняка подвоза, создавать на грунтовых участках в необходимых случаях питательно-обогревательные пункты, обеспечивать выделение транспорта для перевозки вещей легко раненых, следующих организованно в госпитали пешком.
3. Начальнику Управления военных сообщений для бесперебойного обеспечения эвакуации раненых из армейского и фронтового тыла производить подачу и продвижение порожняка, оборудованного под санитарные летучки, на одинаковых основаниях с оперативными перевозками.
4. Начальнику Главного управления автотранспортной и дорожной службы Красной Армии систематически контролировать выполнение приказа НКО № 0198* об использовании обратного автомобильного порожняка для вывоза раненых и докладывать мне один раз в месяц сведения по армиям.
5. Начальникам санитарной службы фронтов и армий:
- а) дислоцировать медико-санитарные батальоны и специализированные лечебно-эвакуационные учреждения в исходном положении, а затем в процессе развития наступательных операций так, чтобы они обеспечивали проведение эвакуации по назначению и могли своевременно и полностью принимать раненых и оказывать им квалифицированную медицинскую помощь;
б) широко осуществлять маневр армейскими и фронтовыми средствами для обеспечения основных эвакуационных направлений, в предвидении наступательной операции выдвигать вперед полевые подвижные госпитали и эвакогоспитали с тем, чтобы иметь не менее 8—10 тысяч госпитальных мест на армию, выполняющую ударную задачу;в) требовать от всех звеньев санитарной службы поддерживать постоянную связь с впереди и позади лежащими этапами эвакуации и систематически взаимно информировать об обстановке и выявленных ошибках в работе;
г) поднять на должную высоту во всех звеньях санитарной службы качество медицинской сортировки, хирургической помощи и ухода за ранеными и больными, обратив особое внимание на организацию эвакуации по назначению, на улучшение работы эвакоприемников, сортировочных госпиталей и санитарных летучек;
д) при загрузке санитарных летучек обязательно проверять обеспечение их положенным имуществом, медицинскими кадрами, продовольствием и принимать меры к немедленному их дообеспечению;
е) установить постоянную связь с органами ВОСО и с их помощью обеспечить постоянное наблюдение за плановой подачей санитарных летучек в пункты погрузки и продвижением их по установленным маршрутам;
ж) проверить правильность расстановки врачей-специалистов (хирургов, нейрохирургов, челюстно-лицевых хирургов, токсикологов, патанатомов и др.) с целью наиболее рационального их использования, не допуская назначения квалифицированных хирургов на административные должности.
6. Обращаю внимание начальника санитарного управления Западного фронта бригврача тов. Гурвич и начальника санитарного отдела 30-й армии военврача 1 ранга тов. Иванова на допущенные ими ошибки в планировании медицинского обеспечения боевых действий войск.
7. Начальнику Главного военно-санитарного управления Красной Армии организовать к 15 октября 1942 года проверку выполнения настоящего приказа и о результатах донести мне 25 октября 1942 года.
Заместитель Народного комиссара обороны СССР
генерал-лейтенант интендантской службы ХРУЛЕВ
* Имеется в виду приказ НКО № 0198 от 19 марта 1942 г. об использовании обратного порожняка транспорта подвоза для санитарной эвакуации.
Другие новости и статьи
« Особенности медицинского обеспечения войск Волховского фронта
Об улучшении качества лечения раненых »
Запись создана: Вторник, 26 Январь 2021 в 0:02 и находится в рубриках Вторая мировая война, Медицинское обеспечение, Транспорт.
метки: имущество, питание, медицина, госпитали, архив, санитары, эвакоприемники, эвакуация
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика