На основании опыта Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. развитие получили инженерные войска, в частности в период, предшествующий Русско-японской войне 1904-1905 гг. происходило формирование саперных и понтонных батальонов. Значительное увеличение состава инженерных войск было связано с усиленным строительством крепостей на западной границе . В конце XIX века в составе инженерных войск считалось 30 батальонов (21 саперный, 9 понтонных).
Чаще всего в состав войсковых саперных батальонов включалось 3 саперных (минных) роты и военно-телеграфная (телеграфная) рота. В дальнейшем минные роты переформировывались в саперные. В период Русско-японской войны и перед самым началом Первой мировой войны в некоторые саперные батальоны вводилась четвертая саперная рота.
Состав понтонного батальона представлял из себя 2-3 понтонные роты и подразделения обеспечения.
В составе обоза инженерной части имелись повозки специального (инженерные) назначения.
Обозы саперных и понтонных батальонов с целью эшелонирования транспортных средств и запасов, в отношении управления и для похода вблизи неприятеля разделены на две части: обоз 1-го разряда и обоз 2-го разряда (размещались с обозными подразделениями других частей и подразделений).
Повозки для перевозки предметов первой необходимости следуют вместе с войсками (непосредственно за подразделениями), составляя обоз 1-го разряда. Повозки, предназначенные для доставки на место ночлега войск провианта, фуража, запасных вещей, письменных дел, казны и т.п., составляют обоз 2-го разряда, который держится обыкновенно в 7—8 верстах от переднего края.
Обоз саперного батальона по штатам военного времени представлял собой:
- одноконные патронные двуколки - 3 ед. (все в обозе 1-го разряда);
- одноконные аптечные двуколки - 1 ед. (в обозе 1-го разряда);
- одноконная санитарная двуколка - 1 ед. (в обозе 1-го разряда);
- четверная лазаретная линейка - 1 ед. (в обозе 1-го разряда);
- ротные одноконные хозяйственные двуколки - 4 ед. (все в обозе 2-го разряда);
- парные хозяйственные повозки - 21 ед. (все в обозе 2-го разряда);
- парные повозки батальонного имущества - 11 ед. (в обозе 1-го разряда - 1 ед., в обозе 2-го разряда - 10 ед.);
- парные походные кухни - 7 ед. (все в обозе 1-го разряда);
специальный (инженерный) обоз, разделение на разряды по усмотрению:
- четверочные - 12 ед.;
- троечные - 28 ед.;
- двуколки одноконные - 24 ед.
Всего:
- повозок - 113 ед.;
- лошадей запасных - 10 гол. (все в обозе 2-го разряда)
- лошадей обозных в запряжке - 247 гол.
Всего лошадей - 257 гол. (в обозе 2-го разряда - 10 гол.).
- *** -
Обоз понтонного батальона по штатам военного времени представлял собой:
- одноконные патронные двуколки - 2 ед. (все в обозе 1-го разряда);
- одноконные аптечные двуколки - 1 ед. (в обозе 1-го разряда);
- одноконная санитарная двуколка - 1 ед. (в обозе 1-го разряда);
- четверная лазаретная линейка - 1 ед. (в обозе 1-го разряда);
- парные хозяйственные повозки - 4 ед. (все в обозе 2-го разряда);
- парные повозки батальонного имущества - 10 ед. (в обозе 1-го разряда - 3 ед., в обозе 2-го разряда - 7 ед.);
- парные походные кухни - 3 ед. (все в обозе 1-го разряда);
специальный (инженерный) обоз, разделение на разряды по усмотрению:
- шестерочные - 96 ед.;
- парные - 6 ед.;
- двуколки одноконные - 2 ед.
Всего:
- повозок - 126 ед.;
- лошадей запасных - 30 гол.;
- лошадей обозных в запряжке - 832 гол.
Всего лошадей - 862 гол.
Организации Лейб-гвардейского и Гренадерского саперных батальонов в конце XIX - начале XX веков неоднократно менялась. В их состав входило до 4-х саперных или минных рот, а также до 2-х телеграфных (военно-телеграфных) рот.
См. также:
1. Обоз пехотного полка начала XX века
2. Полковой обоз русской кавалерии в начале XX века
3. Обозы артиллерийских батарей русской армии в начале XX века
См. далее:
5. Дивизионный обоз пехотной дивизии в начале XX века
В. Головинский, Р. Дорофеев, oboznik.ru
Другие новости и статьи
« Крым в перекличке времён: 1854 — 1944 — 1954 — 2014
Запись создана: Вторник, 9 Июль 2019 в 0:08 и находится в рубриках Первая мировая война, После Крымской войны, После Русско-японской войны, Транспорт.Метки: В.В. Головинский, Р.А. Дорофеев, обоз, подвоз, обеспечение, Первая мировая война, Порт-Артур, Транспорт, снабжение