Корпусной и армейский обозы русской армии в начале XX века



Корпусной и армейский обозы русской армии в начале XX века

rjv1904
oboznik.ru - Корпусной и армейский обозы русской армии в начале XX века

oboznik.ru - Корпусной и армейский обозы русской армии в начале XX века

Армейский (кавалерийский) корпус - высшее соединение всех родов войск (кавалерии с конной артиллерией), в требуемом тактикою взаимном отношении, для самостоятельной деятельности на войне. Армейский корпус мог состоять из 2-3 пехотных, 1-2 кавалерийских и нескольких пехотных и стрелковых бригад, а также, корпусной артиллерии. В кавалерийский корпус начала XX века входило до 2-х кавалерийские дивизии и 1-2 кавалерийских бригад, а также корпусной артиллерии. После Русско-японской войны 1904-1905 гг., которая не дала поучительных примеров массового применения кавалерии, кавалерийские корпуса были упразднены.

Корпусный обоз

Обоз включал корпусные продовольственные транспорты, по 1 на корпус. Транспорт состоял из 536 парных повозок и делился на 4 взвода (1-3 взвода везли 3-дневный запас продовольствия и овса, а 4-й — однодневный запас консервов).

Армейский обоз

Армейский обоз составлял в военное время транспорты армии, которые не возили отдельных запасов, но служили универсальным перевозочным средством в тылу.

Военные транспорты формировались при мобилизации в числе 120 из кадровых обозных батальонов. В начале XX века в Русской армии существовали обозные войска, предназначенные служить кадрами для формирования в военное время военных транспортов, подвозящих к армиям продовольствие и другие различные запасы. Обозные войска состояли из 6 кадровых обозных батальонов (1, 2, 3, 4, 5-й и Кавказского) и 2 отдельных кадровых обозных рот (Кушкинская и Южно-Уссурійская). Пять батальонов по 4 роты, а один (3-й) — 2 роты.

Все обозные роты имели общую нумерацию от 1 до 22, и каждая делилась на 5 взводов. При каждом обозном батальоне и отдельной обозной роте состоял склад повозок с упряжью и неприкосновенный запас имущества для личного состава военных транспортов. При объявленіи мобилизации 24 обозные кадровые роты развертываются в 24 обозных батальона военного времени, при чем каждый взвод формирует военный транспорт.

Каждый транспорт состоял из 183 парных повозок (или 131 троечных, или 116 четверочных) или 362 вьючных лошадей. Транспорт подразделяется на 2 самостоятельных взвода. Кроме того, предусматривалась возможность формирования дополнительных военных транспортов: колесных (конных, воловьих, буйволовых) и вьючных (на лошадях, мулах, верблюдах).

Повозки и упряжь приобретались способами, установленными для заготовок в военное время, лошади — из конского запаса армии или по военно-конской повинности, а личный состав — распоряжением полевого управления армии.

В случае надобности, формировались вольнонаемные транспорты, причем одни эксплуатировались военным управлением, другие — через подрядчиков.

Дополнительные и вольнонаемные транспорты соединялись в разном числе в обозные батальоны.

Подъемная (полезная) сила транспорта; колесного — 4414 пудов., вьючного — 1723,5 пудов.

К специальным армейским обозам относились: вольнонаемные артиллерийские транспорты, полевые подвижные госпитали не приданные дивизиям, и военно-санитарные транспорты.

Военно-санитарные транспорты служат для перевозки больных и раненых из воинских частей, с перевязочных пунктов и из госпиталей, придвинутых к переднему краю, до ближайших госпиталей, в другие врачебные заведения и из одних госпиталей в другие, к ж.-д. станциям, пароходам и т.п. Каждый военно-санитарный транспорт подымает 200 больных или раненых.

Имущество и обоз некоторого числа транспортовъ хранятся в мирное время. Кроме того во время военных действій формируются санитарные транспорты из местных перевозочных средств. Эти, формируемые во время войны, транспорты устраиваются, по мере возможности, применительно к тем, имущество которых содержится в мирное время.

Военно-санитарные транспорты находились в подчинении инспектора госпиталей армии и, по общим указаниям, дежурного генерала. Они же обязаны были распределять их на театре военных действій. Часть транспортов может быть передана в непосредственное распоряжение командиров корпусов и начальников отрядов и дивизий.

Непосредственно каждый военно-санитарный транспорт подчиняется его командиру, обладающего правами командира линейного батальона. При транспорте имеются старшие и младшие врачи и сестры милосердия. Медицинский персонал ведает исключительно пользование больных. В прочих военно-врачебных заведениях военного времени старший врач является полным хозяином по всем частям. Во время Русско-японской войны, кроме санитарных. транспортов, формировались еще полутранспорты, отличавшиеся меньшей подъемной силой, и вьючные транспорты, в которых больные и раненые перевозились на особых вьючных носилках.

Роль военно-санитарных транспортов в начале XX века имела громадное значение для правильного осуществленія дела помощи больным и раненым. Они обеспечивали своевременное прохождение пострадавших через этапы медицинской эвакуации. В ходе эвакуации раненым и больным оказывались доврачебная и врачебная медицинская помощь.

См. также:
1. Обоз пехотного полка начала XX века
2. Полковой обоз русской кавалерии в начале XX века
3. Обозы артиллерийских батарей русской армии в начале XX века
4. Организация обозов саперных и понтонных батальонов в начале XX века
5. Дивизионный обоз пехотной дивизии в начале XX века

См. далее:
1. Полковые обозы пехотных полков Германской, Австро-Венгерской и Французской армий в 1914 - 1918 гг.

В. Головинский, Р. Дорофеев, oboznik.ru



Другие новости и статьи

« Дистанционные бесконтактные войны

Уроки Гражданской войны в России »

Запись создана: Понедельник, 8 Октябрь 2018 в 15:03 и находится в рубриках Медицинское обеспечение, Первая мировая война, После Крымской войны, После Русско-японской войны, Продовольственное.

Метки: , , , , , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы