17 Март 2020

Флоренский П.А. Книга «Столп и утверждение истины» (1924)

oboznik.ru - Флоренский П.А. Книга «Столп и утверждение истины» (1924)

#книга#чтение#литература

Истина едва ли не материальна, в богопознании нет нужды в логике и мышлении, достаточно самой жизни.

См. также: Русский космизм – особый тип космического самосознания русской истории

Блаженство, как отдых от неустанно жадного и никогда не удовлетворенного хотения, как само-заключенность и само-собранность души для вечной жизни в Боге, — одним словом, как полно-властное и потому вечно осуществленное повеление себе самому: «Махар — не ешь себя» — такова задача аскетики. Только построив себя в земной жизни, только пресуществив помыслы в высшее созерцание, только соделав дольнее символам горняго, можно получить блаженство.

Грех есть та сила охранения себя, как себя, которая делает личность «само-истуканом», идолом себя, «объясняет». Я через Я же, а не через Бога, обосновывает Я на Я же, а не на Боге. Грех есть то коренное стремление Я, которым Я утверждается в своей особенности, в своем отъединении, и делает из себя единственную точку реальности. Грех есть то, что закрывает от Я всю реальность, ибо видеть реальность именно и значит выйти из себя и перенести свое Я в не-Я, в другое, зримое, то есть полюбить. Отсюда, грех есть то средостение, которое Я ставит между собой и реальностью, — обложение сердца корою. Грех есть непрозрачное, — мрак, — мгла, — тьма, почему и говорится: «Тьма ослепила ему очи».

Павел Александрович Флоренский (1882—1937) — русский религиозный философ и ученый. По отцу его родословная уходит в русское духовенство, мать происходила из знатного армянского рода.

Флоренский, рано обнаружив в себе способности к математике, по окончании гимназии в Тифлисе поступил на математическое отделение МГУ. Творчество Льва Толстого пробудило в студенте интерес к христианству, и по окончании университета Павел Флоренский поступил в Московскую Духовную академию. С группой единомышленников он создал «Союз христианской борьбы», стремившийся к радикальному обновлению общественного строя в духе идей Владимира Соловьева о «христианской общественности».

К 1908 году, в котором он окончил обучение в Духовной академии, Флоренский почти завершил свое главное сочинение «Столп и утверждение истины», вышедшее в свет в 1924 году. После окончания академии Павел Флоренский остался в ней преподавателем философских дисциплин, а в 1911 году принял священство. В 1912 году его назначили редактором академического журнала «Богословский вестник».

В 1928 году Флоренского сослали в Нижний Новгород, в начале 30-х годов против него развязали кампанию в советской прессе со статьями погромного и до-носительского характера, завершившуюся арестом и осуждением философа на 10 лет заключения (содержался в Соловецком лагере). 25 ноября 1937 года особой тройкой НКВД Ленинградской области он был приговорен к высшей мере наказания. Впоследствии полностью реабилитирован.

Во второй половине 1920-х годов Павел Флоренский издал труд «Мнимости в геометрии». Комментируя специальную теорию относительности А. Эйнштейна, Флоренский пришел к выводу, что за пределом скорости света начинается нефизический «тот свет». Именно за эту книгу его обвинили в мистицизме и в 1937 году расстреляли в Соловецком концлагере.

Флоренский стоял на ярко выраженных имяслав-ских позициях: утверждал, что имя Божие есть Сам Бог, вместе со звуками и буквами этого имени. Он вообще уделял большое внимание магической природе слова и имени.

Книга «Столп и утверждение истины» состоит из философской переписки с другом по келье. Каждое послание начинается словами: «Мой светлый! Мой ясный!» Выясняется главный философский вопрос об истине. В духе еще не возникшей лингвистической философии Флоренский обращается к семантике слова «истина» и возводит его к литовской «естина» от корня «есть» или по-немецки «ист», то есть от глагола существования. То есть, с одной стороны, истина — это то, что есть по определению, с другой стороны — она конкретна, как еда. Истину можно вкушать — есть. Отсюда переход к опытному Богопознанию, основанному не на логике и мышлении, а на самой жизни. И не просто жизни, а вечной жизни, поскольку только вечное обладает статусом истинности. Эпиграфом к этому труду он взял слова А. Бергсона: «Жизнь! Не пытайся познать себя».

Лучше всего истина открывается посредством понимания греха и греховности. Свобода личности в христианстве есть свобода выбора, как свобода идти многими путями в поисках той единой дороги, ведущей к истине, но и она широка, а врата, ведущие рай, узки, предупреждает Господь. Из этого становится ясно, что на самом деле, без мудрствования лукавого, есть только два пути: путь жизни (тождественно: света, мудрости, целостности, вечности, творчества) и смерти, то есть греха.

Грех — путь смерти, небытия. Это естественно следует из двойственности пути. Если один путь Истина, источник всякого бытия, то есть Истина — есть все, а вне Истины — ничего нет, то не-Истина — не-бытие. «Бог — Жизнь и Виновник жизни, то есть творчества. Значит, Ложь есть Смерть и источник смерти, то есть уничтожения. Бог есть Лад и Строй; а Ложь — Беспорядок и Анархия. Бог есть Святость; а Ложь — Греховность. Но опять, как может быть греховность? Ведь Бог — есть Сущий, Ягве, и, значит, Сатана, Грех — совсем иное, — то есть…»

Невольно подсказывается ответ, что греховность хотя и есть, но есть не-сущая. «Неплодствовавший мой ум, плодоносен Боже покажи мне», взывает душа, осознавшая свое бесплодие от греховной скверны. Бесплодие, бессилие, неспособность рождать жизнь — вот естественный плод греха. Грех не способен творить, но — только разрушать. Грех способен не рождать, ибо всякое чадородие — не иначе как от сущего отца, но — только умерщвлять. Грех бесплоден, потому что он — не жизнь, а смерть».

Если Грех — нечто не существующее, некая пустота, неспособная к творчеству, то естественно, что ее (пустоты) проявления есть пародия, собственно пародия жизни.

Грех — беззаконие, как противопоставление Закону того порядка, который установлен Господом для каждой твари и для Мира в целом, на котором Все зиждется, которым Все живет и обретает высшую Премудрость, Смысл своего существования. Грех—уничтожение, а отсюда и самоуничтожение как противопоставление творчеству. Грех неспособен к творчеству, неспособен к созиданию, значит, самовыражение Греха — есть разрушение. «Разрушая, как и всякое паразитическое существование, своего кормителя, Грех подрывает вместе и себя самого. Он направляется на себя, себя ест, ибо все, что не хочет уничижения, подвергается уничтожению. Бог, никому не желающий зла, никогда никого не уничтожал; но всегда сами себя злые губили». Отсюда понятие Растленности души. «Тло» значит «дно», исподь, основание как плоскость, «до тла» — значит до чиста, до основания; одно из значений глагола «тлеть» — гнить, разлагаться, отсюда рас-тление обозначает: или совершенное тление, то есть уничтожение души до конца, до тла, или же разрушение законченного порядка.

Грех — разделение, дробление, «царство, разделившееся на себя», как противопоставление целостности. Естественно, отрицая Бога, Грех творит себе нового кумира, становясь кумиром самому себе. Грех — самотождество, само-упорство, «само-идоль-ство», как противопоставление своего «я» собственно Богу, самообожествление, и это есть корень всех грехов. Все частные грехи становятся понятны, если есть понимание данного явления, так как являются лишь его видоизменениями, собственно проявлениями Самости.

Начиная со смерти и небытия и проследив весь путь Греха, а вернее будет сказать, его пути, мы опять же приходим к небытию и смерти, а именно к Греху как потерянности. Греховная душа — «потерянная душа», потерянная не только для других, но и для себя самой, потерянная значит не существующая, не живущая в данный момент, как потерянная вещь не используется по назначению ее владельцем, а значит, и не живет на самом деле, а лишь существует как некий феномен.

Грех, маскируясь Истиной и Жизнью, часто приводит к духовной растерянности: «По плодам их узнаете их». Жизнь как духовное целомудрие, несет душе целостность, сосредоточенность, мудрость духовную и душевную, покой, что в жизни есть «блаженство». Стремление к блаженству, к стяжанию Духа Святаго — высшая радость и награда земной жизни.

Другие произведения автора (основные): «У водоразделов мысли», «Иконостас», «Имена», «Итоги».

100 великих идей и книг, которые помогут вам изменить свою жизнь к лучшему/ авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2007. - 448с.

Другие новости и статьи

« Артиллерийское снабжение русской армии в Первой мировой войне: актуальность исследования и степень разработанности темы

Может быть расширен перечень оснований для увольнения военнослужащих »

Запись создана: Вторник, 17 Март 2020 в 0:41 и находится в рубриках Гражданская война, Межвоенный период, О патриотизме в России, Первая мировая война, После Русско-японской войны.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика