17 Март 2020

Работали много, а жили впроголодь

oboznik.ru - Работали много, а жили впроголодь

#1938#история#завод

В Нижний Тагил я прибыл ночью. Над городом висело огромное зарево, и странным казалось, что это не бомбёжка, а просто металлургический завод сливает в отвал доменный шлак. Предприятие, которое приняло нас - Уралвагонзавод, один из первенцев второй пятилетки, - имело большое количество площадей, квалифицированный коллектив рабочих и сравнительно хороший жилой посёлок. Но, естественно, для эвакуированных приходилось срочно строить бараки, землянки. В это время уже стояла очень суровая уральская зима.

Все прибывшие рабочие, бригадиры, мастера, не заходя в посёлок, сразу отправлялись на завод и включались в работу по монтажу оборудования.

Утром, навестив семьи, мы с парторгом ЦК ВКП(б) С.А. Скачковым были уже на заводе. Везде люди трудились: разгружали прибывшие эшелоны, устанавливали станки и другое оборудование, подводили к ним питание, воду, воздух. Всё делалось с таким расчётом, чтобы обеспечить выполнение мобилизационного плана.

Через несколько дней на завод прибыл В.А. Малышев. Собрав командный состав, он поставил перед нами новую задачу: удвоить по сравнению с мобпланом выпуск танков. Для выполнения её наше предприятие объединялось с Московским станкостроительным заводом имени Серго Орджоникидзе. Нам перебрасывали часть оборудования заводов «Красный пролетарий», «Стальконструкция», «Станколит», а также рабочих, технологов, специалистов. Приехали также специалисты Южного металлургического завода, были люди, знающие своё дело.

Оборудование пришлось переставить по-новому, исходя из новых требований.

Через два месяца после прекращения выпуска в Харькове Уральский танковый завод № 183 имени Коминтерна - так нас теперь называли - отправил на фронт первый транспорт с двадцатью пятью «тридцатьчетвёрками».

Первое время нам не хватало своих корпусов и башен, и часть их для выполнения программы мы получали с Уралмаша. К нашему счастью, на заводе обосновался Институт электросварки АН УССР, который возглавлял Е.О. Патон - выдающийся специалист в области автоматизации электросварки.

Поначалу наши сварщики, технологи, контролёры и военпреды весьма скептически отнеслись к идее сваривать броню автоматами. Пришлось мне своей властью принять решение, обязывающее цеха изготовить по чертежам Института электросварки установку для автоматической сварки толстых броневых листов, а сварочную головку взялся изготовить сам институт.

И вот всё готово к испытаниям. Взглянуть на «чудо» явились наши сварщики-броневики, технологи бронекорпусного производства, конструкторы, руководители отдела технического контроля и военной приёмки, руководители завода.

К закреплённым на стенде броневым плитам подошёл оператор, насыпал на свариваемую поверхность флюс, не торопясь, выровнял его, опустил сварочную проволоку и включил ток.

Всех удивило, что работает он без очков, что нет характерных для электросварки брызг и ярких сполохов. Всё происходило тихо, лишь слышалось лёгкое потрескивание, а позади проволоки бугрился спекающийся флюс.

Непривычно быстро - намного быстрее, чем это делал сварщик, - оператор закончил работу, смахнул щёткой флюс, и мы увидели гладкий сверкающий шов, полностью заполнивший просвет между свариваемыми деталями.

Все молчали. Затем раздались голоса военпредов и контролёров:

- Посмотрим, как поведёт себя этот красавчик под обстрелом. Надо его хорошенько обстрелять.

Сварили ещё две плиты и отправили на полигон.

Вскоре оттуда позвонили. Военпред сообщил, что стрелял из орудия в упор, броню разрушил, а швы не поддались.

Это была победа учёного и его института. Она открывала для нас возможность без нужного количества высококвалифицированных сварщиков резко повысить производительность сварочных работ.

В те годы новаторство, инициатива были массовым явлением. Не погрешу против истины, если скажу, что не было на заводе цеха, участка, где бы не внедрялись новые методы труда, не повышалась эффективность производства. Не было операций, где бы не проявляла себя рабочая смётка. Многие рабочие и целые коллективы подавали пример настоящего трудового героизма, выполняя нормы на 200, 300, 500, 1000 и больше процентов. Рабочие овладевали несколькими профессиями, брались обслуживать по нескольку станков. Тысячи подростков, объединившись в Комсомольско-молодёжные фронтовые бригады, добивались поразительных результатов.

Работали много, а жили впроголодь - очень туго было с продуктами. Не лучше обстояло дело с одеждой, обувью. Правительство, несмотря на сложные условия, в которых жила вся страна, находило возможности помогать заводу. В то же время мы искали пути для решения этих вопросов своими силами. По инициативе заместителя директора завода по быту М.С. Ситцевого начали производить из отходов резиновые сапоги и обеспечили ими многих рабочих. Создали цех, который из древесных опилок готовил пищевые дрожжи. Чтобы погасить вспышку дистрофии, стали готовить пихтовый отвар, и каждый рабочий, прежде чем приступить к обеду, выпивал стакан этого горького, но целебного напитка. Весной 1942 года городской комитет партии помог нам получить землю и посевной материал, и завод-чане включились в огородную кампанию. Прекрасный уральский картофель уродил на славу и в значительной мере помог решить продовольственную проблему.

В 1943 году коллектив завода принял участие в формировании Уральского добровольческого танкового корпуса, дав в это соединение сверхплановые танки. Их мы тоже изготовляли на свои средства. Этот корпус прошёл славный боевой путь.

Из года в год программа по выпуску танков увеличивалась. Для её обеспечения по решению Государственного Комитета Обороны к нам прислали призванных в армию военнослужащих старших возрастов. Эти пожилые люди отличались высокой дисциплинированностью, быстро овладевали профессиями и принесли заводу немалую пользу. Когда мы организовали в заводском посёлке детские сады и ясли, коллектив пополнили сотни женщин. Большим подспорьем для завода стала школа ФЗО. Её учащимися был полностью укомплектован цех мелких узлов, который отлично справлялся со своими задачами.

Много сделал для наращивания производства танков наш главный инженер Л.И. Кордунер и возглавляемые им службы. Силами отдела главного технолога значительная часть операций была переведена на поток. Уже к началу 1944 года на заводе работала 141 поточная линия. Большую изобретательность проявили работники цеха приспособлений. С помощью невероятных трансформаций они превращали обыкновенные револьверные станки в многопозиционные полуавтоматы, оснащали токарные станки многорезцовыми головками и тем самым повышали их производительность. Всё это значительно облегчало труд рабочих.

Большим организующим началом являлся оргтехплан, который составлялся ежегодно. Он как бы впитывал в себя рабочую инициативу, находки новаторов, рационализаторов и изобретателей, побуждал весь коллектив завода к поиску и использованию резервов, к борьбе за экономию и снижение трудоёмкости машины. Благодаря такой работе танк Т-34, выпускаемый нашим заводом, имел самую низкую трудоёмкость, был дешевле аналогичных машин, производимых на других предприятиях.

Ю.Е. Максарёв. Директор завода № 183 1938 - 1946 гг.

Другие новости и статьи

« День Победы: Самые нежные письма с фронта

Август Эрих Кибер (1794—1855 гг.) »

Запись создана: Вторник, 17 Март 2020 в 0:15 и находится в рубриках Вторая мировая война, Межвоенный период.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика