Развитие тыла в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)

После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. органы тыла многократно подвергались реорганизации. Однако первая и вторая части Устава тыла Красной Армии (войсковой и армейский тыл) и наметки относительно фронтового тыла так же существенно расходились с опытом первой мировой войны. Организация тыла и подвоз возлагались на штаб фронта, в составе которого предполагалось иметь отдел военных сообщений (3-й) и отдел тыла (5-й). Снабженческие службы подчинялись непосредственно командующему фронтом. В центре координация их действий была еще меньше. Первые недели Великой Отечественной войны выявили проблемы существовавшие в обеспечении войск и руководстве тылом.
30 июня 1941 г. генерал-лейтенант А.В. Хрулев письменно доложил начальнику Генерального штаба генералу армии Г.К. Жукову: «Дело организации служб тыла действующей армии находится в исключительно тяжелом положении. Ни я как Главный интендант, ни Управление тыла и снабжения Генерального штаба, на сегодняшний день не имеем никаких данных по обеспечению продовольствием и интендантским имуществом фронтов… Подвоза также нет, так как Главное интендантское управление не имеет данных, куда и сколько нужно и можно завозить».
При этом А.В. Хрулев нисколько не драматизировал ситуацию. Управление обеспечением войск действительно было потеряно, как впрочем, и руководство собственно войсками. Г.К. Жуков при личной встрече ответил Главному интенданту примерно так: «Я вам ничего не могу сказать, так как никаких связей с войсками у нас не имеется и мы не знаем, что войскам требуется».
Возникла транспортная коллизия: на запад шли оперативные и снабженческие перевозки, а с запада - эвакуационные. Зачастую войскам направлялось то, что ими же и эвакуировалось. Встречные грузопотоки держали в огромном напряжении железные и автомобильные дороги. К середине июля 1941 года бесплановость и бессистемность отправки снабженческих транспортов, несвоевременность их разгрузки парализовали многие коммуникации. 14 июля на промежуточных железнодорожных станциях насчитывалось 465 фактически брошенных без локомотивов поездов.
Требовалось срочно что-то предпринять. Страна становилась единым военным лагерем. Лучшие умы интендантства во главе с Андреем Васильевичем Хрулевым, изучив и проанализировав опыт организации снабжения русской армии в первой мировой войне, Красной Армии в годы гражданской войны и в последующих боевых действиях подготовили предложения по реорганизации тыла Красной Армии, которые первоначально были доложены заместителю Председателя Совета Народных Комиссаров СССР, члену Государственного Комитета Обороны А.И. Микояну, ведавшему вопросами снабжения армии.
«На другой день, - писал А.В. Хрулев, - тов. А.И. Микоян позвонил мне по телефону.
- Товарищ Хрулев, - сказал он, - Верховный Главнокомандующий поручил вам подготовить проект решения Государственного Комитета Обороны по организации тыла Красной Армии.
Немедленно были привлечены к работе представители Генерального штаба и лучшие работники служб тыла. И уже в конце июля проект постановления ГКО (О был готов. Руководящие работники ГКО собрались у И.В. Сталина. Прочитав документ, Верховный главнокомандующий… сразу же подписал его».
1 августа 1941 года он же подписал приказ Народного комиссара обороны СССР № 0257 «Об организации Главного управления Тыла Красной Армии…», объединившего в своем составе штаб начальника Тыла, Управление ВОСО, автодорожное правление и инспекцию начальника Тыла Красной Армии.

Была введена должность начальника Тыла Красной Армии, которому помимо Главного управления Тыла Красной Армии «во всех отношениях» были также подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Санитарное и Ветеринарное управления. Должность начальника тыла вводилась также во фронтах и армиях. Начальником Тыла Красной Армии, был назначен заместитель Народного Комиссара Обороны СССР генерал-лейтенант интендантской службы А.В. Хрулев, начальником его штаба - генерал-майор интендантской службы П.В. Уткин. Сведение под одно начало всей совокупности снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило наладить сложный процесс тылового обеспечения действующей армии.

Май 1942 года ознаменовался новым шагом в развитии Тыла Вооруженных Сил. Организационно-плановые отделы фронтов и армий были реорганизованы в штабы управления тыла. Должности заместителей командира по тылу были введены в корпусах и дивизиях. По вопросам общей организации тыла, планирования снабжения, подвоза и эвакуации начальнику тыла стали подчиняться службы снабжения: артиллерийского, автобронетанкового, инженерного, связи, химического и другие. Изменения не приостанавливались и в дальнейшем. В ведение начальника Тыла то входили, то выходили различные органы, например, Финансовое управление Красной Армии. Реорганизовывались подчиненные довольствующие структуры. Варьировалась численность.
За целостность Тыла приходилось бороться. Так, в ноябре 1944 года в подчинение Заместителю Наркома обороны было передано Управление снабжения горючим. Вернулось оно в 1946 году и уже навсегда. А вот органы ВОСО «ушли в отрыв» всего на 36 дней. Их переподчинили Генеральному штабу в январе 1943 года. Снабжение стало ухудшаться. И опрометчивое решение срочно отменили.
Другие новости и статьи
« Бюджетный учет расчетов по денежному довольствию и заработной плате
Как определяются место прохождения воинской службы и род войск? »
Запись создана: Среда, 10 Октябрь 2018 в 19:00 и находится в рубриках Вторая мировая война, Служба горючего, Транспорт, Управление тылом.
метки: интендант, военная медицина, Служба горючего, Продовольственное, управление тылом
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика