1 Декабрь 2018

В чём сила нашего танка

oboznik.ru - В чём сила нашего танка
#танк#т34#вооружение#историяармии

Основным типом танкового вооружения в годы Великой Отечественной войны был средний танк Т-34. В отличие от всех других танков, принимавших участие в мировой войне, эта боевая машина оказалась самой «живучей». В то время как все основные воюющие страны были вынуждены обновлять своё танковое вооружение, а противостоящая нам гитлеровская армия даже полностью перевооружиться и целиком перейти на новые типы танков, наша «тридцатьчетвёрка», год от года улучшаясь и совершенствуясь, прошла через всю войну от первого до последнего дня и завершила свой славный боевой путь в поверженном Берлине.

Причина этого очевидна: находившиеся на вооружении немецко-фашистской армии танки по своим тактико-техническим и боевым качествам значительно уступали советским. Что касается танков наших союзников, то они были, особенно в начальный период войны, ещё хуже немецких.

В чём же сила танка Т-34?

Как убедительно показала практика боевого применения, эта машина наиболее удачно сочетала в себе основные параметры, определяющие достоинство танка: огонь, бронирование и манёвренность. Причём эти параметры у «тридцатьчетвёрки» были наилучшими по сравнению с другими танками такого класса.

Конечно, были и у противника, и у союзных армий танки с достаточно толстой бронёй либо с хорошей пушкой, либо обладали высокой манёвренностью. Однако танк лишь тогда хорош, когда в нём соединяются все эти качества. Удачно же сочетать в одной машине мощное вооружение и бронирование с хорошей манёвренностью до нас никому ещё не удавалось.

При разработке конструкции нового танка мы поставили перед собой исключительно сложную, дерзкую по тем временам задачу: сохранить в машине манёвренность, присущую среднему танку, обеспечить экипажу надёжную защиту от всех имевшихся в то время противотанковых и танковых средств, дать машине самое мощное вооружение. Достичь этого удалось благодаря правильно выбранной конструкции, удачной компоновке и, конечно же, самоотверженному, не знающему отдыха труду конструкторов, техников, чертёжников - всех работников конструкторского бюро.

Правильно определённые толщина брони и форма корпуса, простая и плотная компоновка механизмов, дальнобойная и хорошо приспособленная для танка пушка, мощный дизель-мотор, заменивший привычный для танков бензиновый мотор, явились той основой, которая и определила столь необходимые танку высокие боевые качества.

Другим важным направлением работы конструкторов стала борьба за вес и технологическую простоту машины. В отличие от сторонников всяких «заумных» решений, мы исходили из того, что конструкция должна быть прочна, полностью отвечать своему назначению и в то же время проста, не иметь ничего лишнего, случайного и надуманного. Сделать сложную машину, конечно, всегда легче, чем простую, которая далеко не каждому конструктору по плечу.

Может показаться странным, однако далеко не все разделяли такую точку зрения, и в ходе работы нам приходилось преодолевать и сопротивление, и критику, подчас весьма злую. Оглядываясь назад, можно с удовлетворением отметить: у нашего коллектива хватило упорства и силы убеждённости в своей правоте. Конструктивная простота танка Т-34 дала возможность в самый тяжёлый для Родины момент не только иметь такие машины, но иметь их достаточно, намного больше, чем имел противник, позволила быстро организовать производство боевых машин на многих заводах страны, прежде не выпускавших подобной техники, силами людей, которые о танках знали ранее только понаслышке.

Многие решения, заложенные в Т-34, определили ряд направлений в мировом танкостроении, стали классическими, их широко заимствуют и сегодня во многих странах. Индекс «Т-34» знаком всем так же хорошо, как, например, ЗИЛ и ГАЗ.

Несмотря на высокие достоинства танка Т-34, необходимо подчеркнуть, что машину эту делали не какие-то сверхчеловеки или невесть откуда явившиеся гении. Она - плод огромного энтузиазма, трудолюбия и патриотизма советских людей. Работникам нашего КБ не довелось учиться в знаменитых учебных заведениях, и не были им завещаны предшествующими поколениями традиции развитого машиностроения. Все они были детьми рабочих и крестьян страны, которая только становилась на ноги, заново создавая многие отрасли промышленности.

Таким был Михаил Ильич Кошкин. Возглавив конструкторское бюро в 1937 году, он сумел правильно сориентировать коллектив, организовать его на трудное, но жизненно необходимое стране дело, вдохнуть в него веру в достижимость поставленной цели, заразить своей не знавшей пределов работоспособностью. Таким был и его заместитель, сын железнодорожного машиниста Николай Алексеевич Кучеренко, являвшийся незаменимым работником благодаря своему знанию производства и умению контактировать с людьми. И Михаил Иванович Таршинов, которому в немалой степени обязан танк классической формой своего корпуса. И Алексей Александрович Малоштанов, Марк Абрамович Набутовский, взявшие насебя заботу о создании и постоянном совершенствовании такого ответственного узла, каким является башня танка и весь комплекс вооружения. И Яков Ионович Баран, который вместе с Василием Григорьевичем Матюхиным создали совершенные и технологичные механизм трансмиссии и ходовую часть. И Пётр Петрович Васильев, Борис Аронович Черняк, Арон Яковлевич Митник, Василий Яковлевич Курасов, Андрей Сергеевич Бондаренко, Владимир Константинович Бай-лаков, Абрам Иосифович Шпайхлер, Михаил Борисович Шварц-бург, многие другие наши специалисты.

Мне, стоявшему у истоков танка Т-34 и прошедшему весь путь его создания и совершенствования, хотелось бы подчеркнуть, что главнейшим источником всех лучших качеств «тридцатьчетвёрки» является труд людей. Ничто не далось само собою. Каждое решение приходило в результате многих дней и ночей кропотливой работы, поисков, споров, отказа от ранее найденного, но не вполне нас удовлетворявшего…

Одним словом, Т-34 в этом отношении не отличается от любой другой хорошей конструкции, в нём, как и в каждом «гениальном» решении, заложено, говоря словами Эдисона, один процент гения и девяносто девять процентов пота. И если относить какую-то долю этого процента «гения» к тем, кто конструировал «тридцатьчетвёрку», то вся их заслуга заключается в первую очередь в том, что они, не обладая ни выдающимися знаниями, ни сколько-нибудь значительным опытом, взяли на себя смелость оторваться от неписаных канонов создания танковой техники и нашли в себе силы довести дерзкий замысел до конца.

Оставляя в стороне те многочисленные трудности, которые приходилось преодолевать на этом пути, хочу ещё раз подчеркнуть, что мы сами, по своей воле осложнили свою работу, поставив перед собой задачу создать максимально простую машину. Всё было подчинено жёсткому принципу: самой надёжной, непоражаемой, лёгкой и дешёвой является та деталь, которой нет в машине….

И, наконец, последнее. Никакое оружие, как известно, само не воюет. Самое лучшее оружие превращается в груду металла, причём очень дорогого металла, если им не управляет человек. Минувшая война показала во всём своём величии непревзойдённые морально-боевые качества советских воинов. История не знала примеров такого массового героизма, самопожертвования, высочайшей сознательности, которые проявляли на полях сражений наши бойцы. Этот незыблемый факт в полной мере относится и к воинам-танкистам.

Счастье танка Т-34, его неординарная судьба в решающей мере определяется именно тем, что он попал в руки таких людей.

Мастерство, отвага, находчивость и смекалка советского воина, помноженные на высокие тактико-технические параметры машины, обеспечили танку Т-34 то место, которое он по праву занимает в истории Второй мировой войны.

Т-34: путь к Победе: Воспоминания танкостроителей и танкистов. С. 21 - 25.

Другие новости и статьи

« Образ врага в сознании участников Великой Отечественной войны

СССР развязал Вторую Мировую войну? »

Запись создана: Суббота, 1 Декабрь 2018 в 1:33 и находится в рубриках Вторая мировая война.

метки: , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика