Чему учит литература?



Чему учит литература?

oboznik.ru - Чему учит литература?
#литература#история#чтение#письменность#книга#писатель

15 мая в Общественной палате РФ состоялась конференция на тему «Концепция преподавания литературы в контексте отечественной культуры». Документ о единой концепции изучения литературы в школе был подготовлен и разработан рабочей группой Комиссии ОП по культуре и сохранению историко-культурного наследия совместно с представителями профессионального сообщества — преподавателями педагогических и гуманитарных вузов, учителями школ и представителями научного сообщества.

На сегодняшний день вопрос о том, каким образом необходимо преподавать литературу в школе, является весьма актуальным. На прилавках магазинов находится огромное количество учебных пособий, которые дают совершенно различное представление о русской литературе, мысли, о российских писателях. Авторы таких книг ставят перед собой различные цели и задачи. Одни пытаются сделать упор на том, как развивалась история литературы, знакомят учеников со знаковыми (с их точки зрения) произведениями, создают системность изложения материала. Другие же пытаются направить силы на подготовку школьников к экзаменам, а третьи – пытаются дать совершенно новое толкование уже известным произведениям.

В связи с этим представители научных и культурных сообществ задумались о идее создать единую концепцию преподавания литературы, в которой необходимо выделить главные особенности такого предмета как литература. Одним из разработчиков этой концепции стал член ОП РФ Павел Пожигайло, который выступил на конференции как ее модератор и организатор.

Он открыл дискуссию свой вступительной речью, в которой обозначил важность литературы как предмета, который рассказывает школьникам именно о человеке.

«Два года назад, когда я пришел в ОП, у меня было три цели: первая – это охрана культурного наследия, вторая задача заключалась в возрождении хоровой культуры в нашей стране, а третья задача, ради которой мы сегодня собрались, - это русская литература и литература в целом. Каким образом ставилась эта задача? Нам бы хотелось, чтобы этот предмет стал главным предметом именно о человеке, не о стиле, форме, удовольствии, не о биографии писателя, а именно о человеке. Ни математика, ни физика и физкультура, ни история эту задачу не решает. В истории есть момент некоторого субъективного толкования, ему можно и оппонировать, конечно. Но в литературе все не так. Когда мы читаем спор Тургенева и Достоевского о том, кто такой Пушкин, идут мурашки по коже. Мы понимаем, что тогда решалась судьба России. Конечно, убийство старухи из Достоевского, может быть, это и есть 1917 год, а каторга Раскольникова - может это и есть семьдесят лет советской власти? Литература - это настолько важно для внутреннего понимания и высоты человека. И очень важно, чтобы этот предмет сохранял свободу собственного  внутреннего творческого самоопределения», - открыл конференцию член ОП РФ.

В добавлении к своим словам, он отметил, что существует несколько ошибочных тенденций в преподавании литературы. Одна из них преподносит чтение классики как эстетическое удовольствие и дает полную свободу воображения. По другой, считается, что программа изучения этого предмета должна быть «чуть ли не уставом караульной службы». По его мнению, обе эти тенденции являются ошибочными.

Член ОП РФ также полагает, что в предложенной концепции может быть и некоторая субъективность авторства, но именно поэтому необходимо вынести ее на обсуждение. Главными задачами конференции Павел Пожигайло обозначил привлечение внимания к этой проблеме и увеличение часов литературы в школе, так как именно этот предмет, по его мнению, может сделать человека счастливым.

См. также: Чтение - истинное творчество и рецепт счастья

Одним из разработчиков предложенной концепции стал профессор Института русского языка имени А.С.Пушкина, доктор филологических наук, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, почетный работник высшего профессионального образования РФ Владимир Аннушкин. На конференции он выступил с докладом, в котором обозначил основные цели и задачи, стоящие перед преподаванием литературы сегодня. Они же обозначены в концепции.

«Цель преподавания литературы в школе – воспитание человека через совершенное слово, предложение идеалов и жизненных ориентиров, нравственное становление личности через литературное воспитание», - зачитал Владимир Аннушкин.

См. также: Чтение как источник патриотизма

Главными задачами курса литературы в школе должны, по его мнению, стать представления о смысле бытия, поиск смысла жизни и различных жизненных решений через ясное понимания понимание литературного текста, который несет в себе функции нравственности и эстетичности. Огромную роль, по словам эксперта, играет и язык, который обязательно должен быть совершенным, а не ущербным.

Владимир Аннушкин отметил проблемы, которые испытывает школьник на уроках литературы. Во-первых, учителя уделяют очень мало внимание конкретным ученикам. Во-вторых, компьютеризация сегодня приводит к ужасным последствиям. С людьми перестают вести реальные диалоги, все происходит «через планшеты», нет личного контакта.  А главным для учителя должен быть ученик и общение с ним.

«Литература должна пробудить в школьнике любовь к слову. Цель филологии - устроение человеческой жизни через язык, через слово», - добавил эксперт.

О важности обсуждаемой новой концепции литературы, о роли самого предмета в жизни школьников  рассказала заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк.

«На фоне социальных и экономических изменений мы должны переосмыслить и по-новому увидеть те цели, задачи, методы и механизмы, которые используются в школьном образовании. Особенно это касается тех предметов, которые формируют нравственный образ человека, его гражданственность, патриотизм, духовные ценности, и роль литературы в вопросах формирования личности сложно переоценить. Важно, что уже началась работа над этой концепцией. Сейчас необходимо найти тот оптимальный вариант, который был бы приемлем для разных представителей нашего многонационального и многоконфессионального общества», - высказала свои соображения Наталья Третьяк.

Советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр. Народный артист России Николай Бурляев отметил необходимость создания новой политики в сфере культуры и не смог обойтись без цитирования классика русской литературы.

«Нужно вырабатывать новую государственную культурную политику.  Как прав Гоголь, который говорил полтора века тому назад, что идет бой, самый главный бой — бой за душу человека. Он и сейчас идет. Упущено современное поколение, пришел Интернет. Мы росли на совершенно других примерах. По-другому вели и литературу в наших школах. Нашими героями были реальные герои нашего Отечества. И мы хотели им подражать. Инновации – это, конечно, важно. Но сегодня от вторжения этого “бесовского племени”, несознательного, если так мягко говорить, страдает общество. Чиновниками министерства культуры выделяются огромные деньги на сомнительные выставки, где куры гадят на голову Льва Толстого. Идет этот бой, а мы его участники, от нас многое зависит», - восторженно заявил эксперт.

Николай Бурляев также упомянул и о сомнительных произведениях, которые входят в школьную программу. В пример он привел стихотворение «Прощай, немытая Россия», авторство которого, по его мнению, неверно приписано Лермонтову, но этот факт как-то не мешает изучению стихотворения в школах. Также эксперт высказал мысль о необходимости включения в учебный план од Языкова, которыми восхищался Пушкин.

Интересным было философское выступление Российского литературоведа и писателя, доктора филологических наук Бориса Тарасова, который отметил важность литературы в воспитании человека в весьма интересной форме.

«Человек есть тайна, которую надо разгадать. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. В человеке заключены серьезнейшие фундаментальные противоречия , царственные и божественные черты мы видим в человеке, но при этом он и раб. Русская литература, которую Томас Манн назвал “святой литературой”,  показывает, как нужно жить и действовать, чтобы преодолеть в себя “червя и раба”.  История души человеческой может быть важнее души целого народа, говорил Лермонтов. Черты раба сегодня в обществе доминируют. Чтобы двигаться к действительному высшему человеческому обществу, нужна литература», - подметил эксперт.

См. также: Ключевые слова патриотических ценностей

О православной функции литературы рассказал русский писатель Владимир Крупин.

«Почему русская литература - это ведущая литература мира? Потому что она выращена православием. Концепция. Сегодня слово “духовность” измызгали. Она обозначает силу жертвенности. Но русский православный дух сохранился и до нашего времени. Большевики изгнали из школы Закон Божий, а русская литература все равно живет.

Запад провалился в дыры безбожия. Если есть единство наше во Христе - тогда мы едины. Сейчас многие зациклены на экономике. Рынок - это что такое? Тараканьи бега! Литература стала мешать, потому что она говорит, что воровать нехорошо. Необходимо вернуть те часы, которые выделялись для изучения этого предмета. Но сегодня для многих литература уже неугодна. Люди сегодня воспитаны на блеске доллара», - заявил участник конференции.

См. также: Чтение о жизни: в поисках аналогий, смысла и новых возможностей

Во время обсуждения проблем изучения литературы в современных школах участники дискуссии часто приводили в пример цитаты, произведения русской классики. Так, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой литературы Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова Лариса Петриева даже заявила, что «наверное, если бы на Украине читали “Капитанскую дочку”, они бы до такого состояния не дошли».

При этом педагог решила остановить внимание слушателей на главных, по ее мнению, проблемах современного преподавания литературы.

«Мы забыли про содержание и ударились в форму художественного произведения. А нужно, чтобы они преподносились вместе. Отсюда идут всякие нелепые вымыслы о вопросах на ЕГЭ. Нет там дурацких вопросов. Страшного и сложного ничего там тоже нет совершенно. Мы ударились в изучение формы. Учителя просят часто определить размер стиха. Но с какой целью? Просто так? Вспомните Евгения Онегина, который «ямба от хорея не мог отличить», но при этом был образованным человеком. Когда нужен размер? Только тогда, когда он работает. Вот, например, в “Тучах” Лермонтова.

Должна быть база, список произведений, которые должны прочитать все ученики вне зависимости от профильных классов и направленности. Нужна одна программа. Должен быть один базовый учебник, но к нему можно различные практикумы создавать», - рассказала эксперт.

Как отметили многие участники, важнейшей проблемой современного поколения сегодня является нежелание детей читать. И именно с этой задачей необходимо бороться, создавая различные мотивации. Павел Пожигайло, например, рассказал, что он показывает своим детям интересные фильмы по мотивам книг классики, а потом дети сами хотят читать произведения этого автора.

По заявлению организаторов мероприятия, проведенная конференция поможет доработать существующую концепцию и уже утвердить ее. Дальнейшие планы – составление школьной программы и единого учебника по литературе.

top.oprf.ru



Другие новости и статьи

« Как подружить ребёнка с книгой

Как прогресс усложняет жизнь »

Запись создана: Понедельник, 25 Март 2019 в 1:10 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

Метки: , , ,



Продажа мебели из ротанга. Производитель плетеной мебели
effectstyle.com.ua
Анализатор металлов DELTA Element. Демонстрация продукта. Звоните
fela-nk.ru

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы