25 Март 2019

Как подружить ребёнка с книгой

oboznik.ru - Как подружить ребёнка с книгой
#ребенок#история#чтение#письменность#книга#писатель

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Достоевский Ф. М.

Современные дети читать не любят – об этом говорят взрослые и статистика. Запойному чтению нынче всё чаще предпочитают «бродилки» и «стрелялки» в виртуальном пространстве. При виде книг дети скалятся и брыкаются, как вампиры от луча света. Детишки помладше, которым доступ к компьютеру закрыт, находят отдушину в мультфильмах. А книга переходит в разряд скучного и редко используемого артефакта. Можно, конечно, поохать и поахать о нравах подрастающего поколения и разойтись. Но можно выяснить, как можно всё-таки подружить ребёнка с книгой.

В этом нам помогают люди знающие: детские издатели, писатели и психологи, а по совместительству мамы и папы. Начнём, пожалуй, с самого лёгкого, с возраста, в котором можно начинать знакомство ребёнка с книгой. Большинство родителей и специалистов сходятся во мнении, что чем раньше, тем лучше. Поэтому уже с пелёнок начинают вводить малышей в книжный мир. Издательства в этом активно помогают, выпуская серии для детей самого раннего возраста. Самые простые – так называемые книжки-малышки.

В них ребёнка знакомят с окружающим миром, красочные картинки сопровождаются весёлыми двустишьями. Есть и в буквальном смысле книжки-игрушки, скажем, для ванной. В формате игрушек выпускаются не только книжки-малышки, но и более серьёзная литература. Например, сказка о Красной Шапочке: в Волке спрятана пищалка, Красная Шапочка шуршит… Так они и бегают друг за другом с одной мягкой страницы на другую пища и шурша. Таким образом, ребёнку с детства дают понять, что книга – штука весёлая, с которой и поиграть, и поплавать можно. Однако ранее знакомство ребёнка с книгой не обещает, что между ними завяжется крепкая и многолетняя дружба.

В период с года до трёх, когда наступает один из самых активных этапов взросления ребёнка, дети становятся непоседливыми. И в этот период довольно сложно завладеть их вниманием. А значит, и семейные чтения могут вытеснить более увлекательные занятия – такие как разбрасывание вещей по дому или попытка взять Эверест бабушкиного шкафа. Обеспокоенным родителям остаётся только ловить сорванца на поворотах, привязывать его к стулу и пичкать Чуковским с перерывами на Маршака, пока у ребёнка от зубов не начнёт отскакивать, что если муха, то Цокотуха.

Но такая реакция не выход. – Подружить ребёнка с книгой, можно лишь заразив его личным примером, – убеждена Галина Селиванова, психолог, детский писатель, заместитель главного редактора журнала «Узнай-КА!», а также мама двух взрослых сыновей. – Дети, наблюдающие за читающими родителями, семейное чтение вслух, походы в библиотеки и книжные магазины всей семьёй, обсуждение увиденного и услышанного – вот необходимое и достаточное условие дружбы ребёнка с книгой. И с этим, конечно, можно опоздать.

Если спохватиться лишь в подростковом возрасте, в тот момент, когда авторитетом ребёнка становится уже не мама-папа, а друзья, то привить привычку к чтению будет практически невозможно. Впрочем, это не значит, что такой ребёнок уже никогда не полюбит чтение. Возможно, он придёт к этому самостоятельно, но чуть позже. И что касается всех этих разговоров о «неподдающихся» детях… А чему обычно не поддаются дети? Упрёкам, укорам, вечным родительским «надо» и «ты обязан». У ребёнка есть собственное мнение. А если приучать к чтению не с помощью «надо», а с помощью: «Ты попробуй, узнай – и полюбишь читать, как и я» – результат будет иной.

Непременно положительный. Восторг и любовь заражают. Им невозможно не поддаться. Действительно, большинство родителей, которые жалуются на нежелание ребёнка читать, делают всё, чтобы это исправить: покупают красочные издания, оборудуют комфортное место для чтения с креслом и книжными шкафами в потолок, пытаются привить домашним привычку семейного чтения, но не находят времени, чтобы читать самим. Так что ребёнок резонно задаётся вопросом: почему, если это настолько увлекательное занятие, родители не читают сами? Но вот – ура! – мы добились своего, и ребёнок всем занятиям предпочитает чтение! Возникает другая проблема: что читать?

Рынок детской литературы сегодня огромен и разнообразен. При этом не всегда на нём встречается качественная литература. Помнится, интернет облетели фотографии книги, на полном серьёзе продающейся в магазинах под названием «Приключение какашки». Гадать не надо – в книге описано как раз то, что и заявлено. Этот случай, безусловно, отдельный, но уже по самому факту появления такой, с позволения сказать, книжки можно судить о многом… Так как же не потеряться на книжных полках и приобрести книгу, под обложкой которой не найдётся места сомнительному содержанию? Легче всего ориентироваться по издательствам. Мы решили поддержать отечественного производителя и пообщались с представителями двух издательств, которые всем остальным предпочитают русских авторов. И знакомят с ними подрастающее поколение. Одно из них, «Мелик-Пашаев», которое с удовольствием, а главное, на хорошей бумаге издаёт советскую классику. – Вы не представляете, какой отклик находят эти книги в сердцах родителей! – рассказывает Юлия Триза, представитель издательства. – «Ой, у меня точно такая же книга была в детстве!»

И уже родители передают своё тёплое чувство к книге своим детям. И это самый ценный путь, обеспечивающий преемственность поколений. Невозможно убедить или уговорить ребёнка любить читать. Он может только повторить, принять то, что ценно для родителей. Книжная классика советского времени была сделана лучшими художниками и авторами, которые прятались в детской книге от тоталитаризма и бесконечных книг о Ленине. Впрочем, конечно, ребёнка следует знакомить и с переводными авторами, и с современными российскими. Главное, чтобы это не был ширпотреб со сладкими розовыми зайчиками, купленный второпях по дороге. Хорошая книга стоит того, чтобы быть выбранной с любовью.

«Легче всего привить ненависть к литературе» Павел Липницкий, автор серии книг для родителей и детей о том, как нарисовать что угодно за 30 секунд, папа двух дочерей: – Начнём с того, что ребёнку должно быть интересно то, что он читает. Это как бы очевидно, но на деле не всем понятно. Интересно – это интересная история.

Вот кто решил, что Пришвин с Паустовским прививают любовь к природе? Они, на мой взгляд, прививают ненависть к литературе, потому что описания восхитительно унылых закатов и скорбной ночёвки бобра неинтересны. Интересно – это когда вы отложили книжку, а ребёнок спрашивает: «А что было дальше?» Выбирайте интересное и смешное – и ребёнок захочет чаще бывать в этом мире историй. А выберете Пришвина или сразу какого-нибудь серьёзного классика – и всё, любовь к чтению завалит еловыми шишками.

Есть много простых детских вещей, написанных очень складным языком. Из прозы – Остер и Успенский. Из стихов – Барто, Чуковский, Усачёв. Так что первый шаг – заинтересовать. Но любовь к чтению не только вопрос привычки. Кто-то с детства чувствует себя в мире слов-букв-текстов как рыба в воде. А кому-то тяжело их воспринимать. Возможно, это врождённые различия в тех или иных функциях мышления. И если родители видят, что ребёнку в буквах неуютно, не стоит давить, главное – дать почувствовать, что в книжках может быть интересно.

А когда ребёнок, втянувшись в сюжеты, начнёт воспринимать книги как нечто дружественное – постепенно подсовывать более сложные хорошие книжки. У нас в семье это, видимо, наследственное, я читал с трёх лет, жена тоже, и дети рано разобрались с буквами. Так что у меня теперь главная задача – вовремя убирать негодное, потому что старшая читает всё подряд, начиная с заборов. «В Британии ребёнок сам решает, читать ему или нет» Элина Эллис, иллюстратор детских книг, живёт и работает в Великобритании, публикуется во многих странах мира, включая Россию, мама 10-летнего сына: – Сегодня в Европе популярно направление, которое называется picture books, или книги с картинками.

Они большого формата, текст в них минимален и взаимосвязан с картинками. Эти книги обычно рассчитаны на детей до 7 лет. Такие книги – как раз моя специализация. В них повествование идёт через визуализацию и истории рассказаны таким образом, что даже дети, не умеющие читать, могут сами понять, о чём книга, догадаться по картинкам. Я сама пишу и иллюстрирую такие книги. И текст для них рождается параллельно с иллюстрацией, а не до неё. Я стараюсь писать только то, что не показано в рисунке, таким образом, у повествования появляется дополнительная визуальная динамика. Эти книги отлично подходят для чтения вместе, когда родители читают детям, а дети по иллюстрациям «читают» родителям. Я очень рада, что эти книги, наконец, дошли и до российского рынка. При этом в Британии нет такого культа книги, как, например, в России. Мой сын до сих пор спорит, почему ему нужно читать, если его друзья не читают. Я знаю много семей, где книги вообще не водятся, где нет книжных шкафов и даже книжных полок. Но это, конечно, не значит, что здесь не читают вообще. Просто здесь чтение – это скорее индивидуальный выбор каждого, а не обязанность, как это было в нашем детстве. Моему сыну уже почти 11 лет. Им в школе никто не давал списка внеклассного чтения, как это делается в наших школах. У них вообще нет такого предмета, как чтение. Есть просто уроки английского, которые объединяют в себя и чтение, и грамматику, и правописание.

У них такой подход – ребёнок должен уметь читать и понимать, что он читает. Если ребёнку нравится читать, это будет всячески поощряться, если не нравится – его никто не будет напрягать по этому поводу и заставлять читать. Я не знаю, насколько это правильно. У меня часто создаётся впечатление, что я гребу против течения в попытке привить моему сыну любовь к чтению.

«Все родители субъективны» Ольга Дворнякова, PR-директор издательства «Настя и Никита»: – Все истории, рассказанные нашим издательством, умещаются на 24 листах. Это сделано специально для того, чтобы книга не испугала ребёнка, а, наоборот, помогла ему потихоньку освоить чтение как процесс и полюбить его. Первыми книгами, которые мы выпустили, стали сказки и стихи уже знакомых нам авторов. Чуть позже появились познавательные книги, рассказывающие детям об истории и географии нашей страны: о диковинках Калининградской области, Камчатки; биография Владимира Даля и Ивана Кулибина, история первой российской железной дороги.

Эти книги стали пользоваться такой популярностью, что мы с удовольствием расширили линейку познавательных произведений и стали искать авторов – писателей или журналистов, пишущих детский нонфикш. Все сложные понятия заменяются в таких книжках простыми, новые слова обязательно объясняются. И конечно, сохраняется увлекательный сюжет. При выборе книг не существует никаких волшебных подсказок. Любые родители субъективны, и чтобы им разобраться в этой теме — нужно приложить хотя бы минимум усилий. Стоит посмотреть сайты, на которых книжки обсуждают педагоги, психологи, библиотекари, литературоведы и просто увлечённые родители.

Они составляют списки, рейтинги, делятся своим опытом и впечатлениями. Во всём этом неплохо бы повариться, прежде чем поймёте, что именно следует покупать вашему ребёнку.

Александра Заспа, Невское время от 2.04.2014 г.

См. также:

«Без Шекспира ученый не состоится»

Чтение - истинное творчество и рецепт счастья

Чтение как источник патриотизма

Чтение о жизни: в поисках аналогий, смысла и новых возможностей

Ключевые слова патриотических ценностей

Понятие «русское человековедение». «Нет – счастья в бездействии»

Другие новости и статьи

« Общая характеристика книжного дела в XVII в.

Чему учит литература? »

Запись создана: Понедельник, 25 Март 2019 в 1:08 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика