Чтение в эпоху информационных технологий



Чтение в эпоху информационных технологий

oboznik.ru - Чтение в эпоху информационных технологий

Роль чтения в современном мире, характеризуемом экспоненциальным увеличением информационных потоков, огромна. Но и это первый тезис, выносимый нами на обсуждение, – современное поколение не осознает культурного значения возникновения алфавитного чтения и роли книги в становлении цивилизации и культуры.

Канадский исследователь Г. М. Маклюэн расшифровал и тонко интерпретировал греческий миф о создании алфавита: «Кадм – царь, которому будто бы принадлежала заслуга введения в Греции фонетического алфавита, – посеял зубы дракона, и когда они взошли, из них вышли вооруженные воины <…> Более легкий для освоения алфавит и легкий, дешевый, транспортабельный папирус (в отличие от доалфавитного, иероглифического письма и глины, камня в качестве носителя. – Прим. Е.Н.) сообща привели к переходу власти от жреческого класса к военному» [6. С. 93-94]. Появление алфавита и изменение источника власти, кратко говоря, по Г. М. Маклюэну, приводят к двум следствиям: формированию национальных государств и, что важно для нас, переходу от слуховой культуры к визуальной.

Столетия ушли на распространение грамотности, создание доступа к книгам у населения, а чтение постепенно стало трактоваться как «специфическая форма языкового общения людей, опосредованного текстами, как особая социокультурная практика» [4. С. 903]. Антропологи и культурологи приводят красноречивые примеры того, что люди, живущие в племенах, находящихся на ранних стадиях развития, с трудом осваивают практику чтения и зачастую не готовы к социальным последствиям овладения этим навыком. Для современных молодых людей это кажется трудновообразимым, но овладение чтением приводит к разрыву взаимосвязей внутри сообщества, поскольку поколение, умеющее читать, начинает черпать знания из других источников, и у них появляются другие авторитеты. Исследователь Ю. П. Миленьева проследила изменение функции книги и чтения в России.

В частности, она пишет о том, что в IX–X вв. на Руси функция книги эзотерическая; в XV в. – познавательная; а с XVIII в. – утилитарная (в связи преобразованиями Петра); в XIX в. – складывается понятие «культура чтения»; в XX веке на первый план выдвинуты прагматические аспекты чтения (ликвидация неграмотности и потребность в квалифицированных кадрах) [7. С. 166-170]. Можно констатировать, что чтение из сакрального действия, доступного лишь жрецам и верховным правителям, превратилось в повседневное, рутинное занятие, доступное всем. При этом человечеству потребовалось несколько столетий (!), чтобы сформировать понятие «культура чтения».

По замечанию Ю. П. Миленьевой, это понятие, появившееся в XVIII в., к концу XX в. стало включать: выбор книги, соотнесение книги и цели чтения, умение понимать и закреплять прочитанное; любовь и привычку к чтению, приемы и методы чтения, самообразовательная функция чтения; гигиену чтения и конспектирование [7. С. 168-171]. Многие согласятся, что не только молодежь, но и старшее поколение не в полной мере обладают сегодня вышеописанной культурой чтения.

Логика наших рассуждений приводит нас ко второму тезису: в эпоху современных информационных технологий практика чтения у молодого поколения деградирует, а культура чтения не успевает сформироваться. Усугубляющим данную ситуацию фактором мы назвали бы диверсификацию информации, которая ежесекундно увеличивается благодаря СМИ и современным компьютерным технологиям. Лавинообразный поток информации привел к формированию двух типов чтения: «Статарным называется такое чтение и обсуждение, в ходе которого аудитория “останавливается” (“стоит”) на многочисленных элементах содержания, оставляя все же на долю аналитического чтения собственно стилистический анализ <…> Противоположностью статарному домашнему чтению является курсорное, в буквальном переводе “бегающее чтение”, которое разовым заданием охватывает чтение и обсуждение большого количества страниц, но зато без особой углубленности во многие сами по себе интересные детали содержания» [11. С. 159].

Доктор философских наук М. Ю. Опёнков в своей книге «Хакни будущее: введение в философию общества знаний» даже дает такой совет: «Необходимо умение работать сразу в двух типах времени: в “быстром” времени информационного потока и “медленном” времени традиционной гуманитарной культуры. Периодическое выключение из информационного потока и обращение к книжности есть искусство замедления времени. Такое искусство жизненно необходимо для борьбы с семантическим шумом и для продуцирования знания» [8.С. 45].

Затруднение заключается в том, что для многих дифференциация типов чтения даже не осознается. О практике так называемого статарного чтения можно сказать словами У. Эко: «Чтение творит самого читателя». Только такое чтение есть «разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов, поэтому чтение – процесс творческий» [5.С. 55]. Только в этом случае чтение – это смыслопорождающая практика, и «читать – значит выявлять (и порождать) смыслы, “запускать” автокоммуникацию, а “схватывание” смыслов есть конкретизирующаее по отношению к человеческой индивидуальности “действие”» [4.С. 903]. На практике же доминирует так называемое курсорное чтение, максимально удобное при просмотре больших массивов данных, и именно благодаря такому чтению становится возможным найти в бескрайнем океане нужную информацию. Но, переходя на уровень привычки, данная стратегия чтения способствует тому, что у молодого поколения формируется так называемое клиповое или мозаичное мышление, не способное к самостоятельному продуцированию идей, к подлинному творчеству. Таким образом, у молодых людей, предпочитающих «чтение по диагонали», возникают не только проблемы с глубоким анализом текста, но и с синтезом, порождением новых текстов. Третий тезис, носящий также спорный характер и усиленный морализаторской интонацией, гласит, что именно возврат к практике «медленного» чтения способствует развитию творческого потенциала молодого поколения и помогает формировать приоритеты в области чтения.

Задумайтесь, миллионы книг в бумажном и электронном виде, огромные архивы данных в Интернете, постоянная бомбардировка сообщениями средств массовой информации – пугающая реальность: «Думать некогда, идет интенсивное потребление информационного продукта» [10. С. 221]. Одновременно в океане циркулирует много избыточной, неверной, бесполезной информации, исследователи определяют ее как «fast read» (по аналогии с американским fast food) – «публикации, которые формально удовлетворяют информационные потребности, утоляют информационный голод, однако не несут ничего особенно ценного и только засоряют восприятие читателей.

Зачастую их тематика не соответствует фундаментальным потребностям аудитории, а язык и стиль не заслуживают высоких оценок» [1. С. 116]. Современный читатель поставлен в тяжелейшие условия: несметное количество источников информации предлагает такое изобилие, что внимание реципиента рассеивается, он не может сконцентрироваться на чем-то одном (по мнению американского специалиста Г. Саймона, «богатство информации ведет к обнищанию внимания» [Цит по: 2. . С. 16-17]). Человек вынужден ограждать себя от ненужной, пустой информации, «поэтому человеку нужны смысловые разгрузочные техники, например, утешительная ограниченность романного действия, прямые слова личного разговора среди потока информации или упорядоченный мир музея» [2. С. 18]. Именно «медленное», вдумчивое чтение выступает своеобразным фильтром, отсекающим весь информационный шум и мусор.

Такое чтение помогает не только сконцентрироваться, но и выстроить иерархию, что действительно стоит внимания, а что будет пустой тратой времени. Суммируя все выше сказанное, мы приходим к парадоксальному выводу. С одной стороны, благодаря чтению и книге знания стали быстрее распространяться (Ф. Бэкон писал: «Основными ступенями новой мудрости являются: ясные идеи, опыт, общение и чтение книг…» [Цит по: 9.С. 68]). Благодаря развитию новых информационных технологий, книги стали доступны всем, в любом формате и виде (в электронном виде книга – миллионам людей одновременно). С другой стороны, эпоха информационных технологий «подорвала» смыслопорождающую функцию книги. Книга перестала выполнять свою главную функцию, и человек перестал воспринимать ее как ценность. Книга встала в один ряд с развлечениями, которые в огромном количестве предлагает современная информационная цивилизация. Подтверждение этого вывода мы находим повсеместно. Среди студентов немногие знают, как правильно надо работать с научной литературой, часто они воспринимают научную монографию как художественную книгу. Источником, из которого люди черпают информацию, стала Википедия, в которой «ни одна статья не проходит формального процесса экспертной оценки. Любая статья может редактироваться как с учётной записи участника, так даже и без регистрации на проекте» [3]. Современные читатели с одинаковым интересом читают и великие произведения классиков, и современную «одноразовую» литературу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникина М. Е. Молодые и недоверчивые: современные российские читатели // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2006. № 1. С. 115–120.

2. Больц Н. Азбука медиа. – М.: Издательство «Европа», 2011. 136 с.

3. Википедия URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 17.03.2014)., 2014 41

4. Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М. АСТ, Мн. : Харвест, Современный литератор, 2002. 976 с.

5. Кайда Л. Г. Стилистика текста: от теории композиции – к декодированию: уч. пособ.– М.: Флинта, 2004. 208 с.

6. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. 2-е изд. – М. : «Гиперборея», «Кучково поле», 2007. 464 с. (Приложение к серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии»).

7. Меленьева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность / Ю.П. Мелентьева; Отделение историко-филологических наук РАН, Научный совет РАН «История мировой культуры». – М.: Наука, 2010. 182 с.

8. Опенков М. Ю. Хакни будущее: введение в философию общества знаний [2007]. URL: http://www.ifap.ru/library/book251.pdf (дата обращения: 17.03.2014).

9. Халин С. М. Метапознание: некоторые фундаментальные проблемы – Тюмень: Мандр и Ка , 2005. 144 с.

10.Шайхитдинова С. К. Информационное общество и «ситуация человека»: Эволюция феномена отчуждения. –Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004. 308 с.

11.Шарыгина Ю. М. Особенности чтения как речевой деятельности на втором году обучения первому иностранному языку // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. № 2 (21): в 3-х ч. Ч. II. C. 159–160.

Е. А. Набиева
Тюмень, Россия

См. также:

«Без Шекспира ученый не состоится»

Чтение - истинное творчество и рецепт счастья

Чтение как источник патриотизма

Чтение о жизни: в поисках аналогий, смысла и новых возможностей

Ключевые слова патриотических ценностей

Понятие «русское человековедение». «Нет – счастья в бездействии»

Памятка при чтении книг

 



Другие новости и статьи

« Причины революций: теоретический аспект

Влияние санкций на экономику России »

Запись создана: Четверг, 25 Октябрь 2018 в 15:49 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы