Как уберечь душу солдата?
В Минобороны подготовили проект приказа, который возвращает морально-психологическое сопровождение. Эксперты рассказали «Трибуне ОП», нужны ли такие специалисты в армии.
Главное военно-медицинское управление Минобороны (ГВМУ) подготовило проект приказа министра, согласно которому психологи будут обязаны выявлять наркоманов и психически неустойчивых лиц в рядах российской армии, в компетенцию войсковых священников войдет профилактика вредных привычек, а военная полиция будет расследовать дела по оборотам наркотиков в армии. Об этом сообщили «Известия» со ссылкой на копию приказа.
Главным нововведением проекта приказа «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих» - это возвращение морально-психологического сопровождения в медбатальоны, которое было упразднено в ходе реформ 2008-2009 годов.
« Когда-то в составе медбата была группа психического здоровья в составе врача-психиатра и врача-психофизиолога. Они выезжали в войска для проведения обследований. Эти группы ушли вместе с медбатами. Приказом мы хотим возродить такие группы и включить их в медицинские роты частей постоянной готовности», — пояснил «Известиям» собеседник.
Особое внимание военные психологи обратят на тех, кто заступает в караул, на боевое дежурство, в суточный и гарнизонный наряды, так как в таком случае солдатам доверяют огнестрельное оружие, поэтому психические отклонения и склонности к девиантному поведению могут быть иметь фатальный характер – от самоубийства до случаев расстрела сослуживцев.
Проект приказа предписывает до 1 сентября разработать методические указания по организации работы медико-психологических групп, а до 15 июня главкомы военных округов, флотами и видами войск, а также ГВМУ представят свои предложения о количестве необходимых специалистов, но в«в пределах существующей штатной численности (или за счет ее перераспределения)».
Член ОП РФ, специалист в сфере негосударственной безопасности Дмитрий Галочкин приветствует инициативу ведомства:
- Да, в военкоматах ведется такая работа. Но молодые люди, которые поступают на службу в армию, оказываются в нестандартной для них ситуации. Поэтому нужно следить за их состоянием морально-психологического здоровья. Поддерживаю эту инициативу.
Нашей армией мы должны гордится, она должна быть дееспособной, а перед людьми, отслужившими в армии должны открываться двери на работу и для получения образования. Наличие военного билета должно говорить о том, что молодой человек – гражданин, патриот, здоров во всех смыслах, а девушкам нужно к ним присмотреться как к будущим отцам их детей.
Музыкант, член общественного совета при Министерстве обороны РФ Сергей Мазаев согласен, что такие специалисты в армии нужны, однако он против формального отношения к солдатам:
- Абсолютно здравая идея, я поддерживаю ее. В армии нужно морально-психологически поддерживать ребят. Здесь не карательный акцент, а предупредительный – чтобы не только следили за нарушениями, а чтобы предотвращали их. Я хочу, чтобы эти специалисты в армии относились к солдатам по-отечески, как к своим детям, потому что они – представители Отечества.
Виктор Баранец, военный обозреватель, прослуживший в армии более 30 лет, против создания структур, результаты работы которых будет сложно оценить. Он рассказал, как ведется морально-психологическая работа в российской армии:
- У нас в военных институтах готовят психологов. Они занимаются душами солдат – психическим здоровьем военнослужащих как срочников, так и контрактников. Каждый солдат, поступающий на военную службу, проходит глубокое психическое обследование на устойчивость – там целая система методик. Через это плотное сито проходят не все. Более того, когда принимают солдата на контракт, минимум два раза в год специалисты проверяют его психическое здоровье.
Несколько лет назад мне попался документ об обследовании состояния здоровья офицеров, участвовавших в военных действиях. Да, они получили очень серьезные психические травмы, но это было поколение Чеченской войны. Война не остается бесследной для здоровья, но у нас, казалось бы, мирное время, а психическое здоровье сильно хромает. Те срывы, которые бывают в армии, являются следствием того, что у человека не все в порядке с психикой.
Я всегда с осторожностью относился к созданию структур, от которых мало видна отдача. Вот есть врач, который занимается здоровьем, есть замкомандира по воспитательной работе, который отвечает за сознание военнослужащего, если физрук, который отвечает за физподготовку. Есть командир, который отвечает за боевую подготовку. Я побаиваюсь таких структур, которые отвечают за морально-психологическую подготовку, потому что все должности, которые я назвал, тоже отвечают за неё.
Например, командир, который отправляя солдат на учения ночью в лес, посылает двух-трех солдат для засады и атаки. Разве это не тренировка стрессоустойчивости? Есть спецпропагандист, который отвечает за то, чтобы солдаты не стали жертвами информационной войны, чтобы осмысленно служили в армии. Душу солдата действительно нужно беречь, но очень вероятно, что эта красиво звучащая структура будет на выходе иметь нулевой результат.
Помните, каким гонения подвергались политработники? Про них говорили: рот закрыл – рабочее место убрано. Тем не менее, это неправда, потому что они сделали очень большую работу, результаты которой можно было заметить только на поле боя. Когда армия выходила на поле боя, командиры видели результаты работы их заместителей по воспитательной работе.
Но вот зачем нужны специалисты по психическому здоровью? Психическое здоровье формируется в процессе освоения специальности, солдаты на учениях попадают в экстремальные ситуации – гремят пушки, снаряды, выстрелы. После учебного боя сразу было понятно, у кого крыша поехала, а у кого руки дрожат.
Кроме того, психологическое здоровье формирует в казарме – если солдата в первые дни службы унижают старослужащие, то, конечно, ни о каком здоровье не может идти и речи. Поэтому здоровье формируется между двумя полюсами: плюс – это командир со всеми заместителями, с другой – сержант, который вымогает деньги.
Любой лишний механизм армия отторгает. Но то, что в армии должны служить психологически здоровые люди, даже не обсуждается. Психологическое здоровье формируется у мамки в утробе, в детском садике, в школе, в институте. Армия не должна быть медсамбатом по лечению шизофреников и параноиков.
top.oprf.ru
Другие новости и статьи
« Бойцы покидают Нацгвардию Украины из-за плохих условий службы
Минобороны заключило по ГОЗ 86% контрактов »
Запись создана: Четверг, 29 Май 2014 в 18:36 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика