Рассмотрение разногласий по вопросу применения и проведения государственных испытаний на авиабензин «Экстра 100»



Рассмотрение разногласий по вопросу применения и проведения государственных испытаний на авиабензин «Экстра 100»

#нефть#горючее#архив

УТВЕРЖДАЮ
Начальник Управления снабжения горючим РККА
ПОЛКОВНИК /Мовчин/
«13» сентября 1937 года.

ПРОТОКОЛ
СОВЕЩАНИЯ У НАЧАЛЬНИКА УСГ РККА ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ И ИСПЫТАНИЯ АВИАБЕНЗИНА «ЭКСТРА 100»

oboznik.ru - Рассмотрение разногласий по вопросу применения и проведения государственных испытаний на авиабензин «Экстра 100»

8-го сентября 1937 года.

ПРИСУТСТВОВАЛИ

от УСГ РККА — зам. н-ка т. САТЮКОВ, КАНТОР, ДЕНИСЬЕВ.
«НИИ ВВС» — т.т. КОМСКИЙ и КУЗНЕЦОВ.
«ВВС РКА» — т. ВАРШАВЕР.
«Главнефти» — т. ЧЕРНОЖУКОВ.
«ЦИАМа» — т.т. ФЕЙГИН и ТЕРЕЩЕНКО.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

Рассмотрение разногласий по вопросу применения и проведения государственных испытаний на авиабензин «Экстра 100» между ЦИАМом и НИИ ВВС РККА /подробно см. докладную записку ЦИАМа от 4-го сентября с.г. за №2262/.

Совещание началось в 11 ч. 30 м. — окончилось в 14 часов.

Тов. КОМСКИЙ — Обосновывает и защищает свою точку зрения относительно выработки и испытания авиабензина «Экстра 100», сводящуюся к тому, что выработка авиабензина «Экстра 100» по методу ЦИАМа путем вторичной перегонки авиационного 30% авиабакинского бензина нецелесообразно, так как производственные ресурсы его невелики, этот бензин не имеет перспективы как высокооктановое топливо для форсированных авиамоторов, а потому нет и смысла проводить официальные государственные испытания его в НИИ ВВС РККА.

Если в настоящее время Главнефть другого высокооктанового топлива не вырабатывает, то бензин «Экстра 100» можно рассматривать как резервное топливо, для этого госиспытаний проводить не надо, надо подсчитать потребность выработать на заводах Главнефти и применять по методу ЦИАМа.

Правильным будет итти по получению высокооктанового топлива путем изготовления изооктана, алкилбензола и сортировки нефтей для выработки из них высокооктанового топлива.

Тов. ВАРШАВЕР — Поддерживает точку зрения т. КОМСКОГО и добавляет, что выработка бензина «Экстра 100» из бакинского 30% неэкономична, большие потери делают эту операцию нерентабельной. Надо получать высокооктановый авиабензин непосредственно из сортовых нефтей.

Тов. ФЕЙГИН — Подробно докладывает совещанию, что ЦИАМом разработан метод получения 100-октанового топлива. Это «экстра 100», на котором были проведены арктические полеты т.т. ЧКАЛОВА и ЛЕВАНЕВСКОГО. Процесс выработки «Экстра 100» — рентабельный. Он может быть получен не только путем вторичной перегонки бакинского 30% авиабензина. Его можно получить из Бакинского автомобильного бензина и из газового. В этих случаях выхода его будут следующие: от Бакинского 30% — выход «Экстра 100» составляет на основании проведенных ЦИАМом работ — 30–35%, от автомобильного бензина — 20–25%.
ПРИМЕЧАНИЕ: Это, возможно, было только до отсутствия сортировки качественных бакинских нефтей, после проведенной сортировки такие выхода и такое октановое число из автомобильного бензина получено быть не может. Этот вопрос уточнен путем вопросов и ответов в дальнейших прениях.

От газового бензина — 50%. Газовый бензин должен быть использован для улучшения лигроина, остающегося в остатке после отгона от 30% авиабакинского бензина «Экстра 100». Лигроин, после отгона «Экстра 100» получается хорошего качества, как тракторное топливо с октановым числом порядка 50. /Реплика т. Черножукова — Для тракторов нужен лигроин с октановым числом не менее 54/. Остаток лигроина после отгона «Экстра 100» может быть улучшен путем подвержения каталитическому крекингу с хлористым алюминием. В этом случае получается снова авиабензин. [230]

Из-за опасения получения газовых пробок нельзя получать сразу бензин «Экстра 100» из газового бакинского бензина. Бакинский авиабензин 30% все равно тяжел, его надо облегчать.

Замечание т. КОМСКОГО к выступлению т. ФЕЙГИНА — По материальной части уже к 1939 году 30% бакинский авиабензин будет не нужен, потребуется бензин с более высоким октановым числом и более легкий по своему фракционному составу, а бакинский газовый бензин должен будет пойти как раз на облегчение бакинского 30% бензина, чтобы сделать его 50%.

Эту же точку зрения поддерживает и т. ВАРШАВЕР. Справка т. Комского — Все грозненские газовые бензины по своему составу различны.

Тов. ЧЕРНОЖУКОВ /Главнефть/ — Докладывает, что выработка авиабензина «Экстра 100» осуществляется Главнефтью в настоящее время в Баку на заводе им. Андреева в количестве 150 т в месяц. Пока нет других высокооктановых авиабензинов, т.к. Главнефть до сих пор не поставила производство их в заводских количествах — бензин «Экстра 100» — выход из тяжелого положения на сегодняшний день. Опытных пробных пусков установок на выработку бензина «Экстра 100» в Баку не было. Вопрос об «Экстра 100» бензина должен и может быть решен только после проведения пробного пуска установки и проведения ряда мероприятий по сортировке качественных нефтей в Баку. Приказ по этому вопросу Главнефтью издан. Положение с выработкой бензина «Экстра 100» на Краснодарском заводе ему неизвестно, по этому вопросу в Краснодар и Грозный уехал т. Кеворков, после возвращения которого можно решить этот вопрос.

Вопросы т. ФЕЙГИНА к т. КОМСКОМУ — Почему не испытан бензин «Экстра 100» до сих пор в НИИ ВВС РККА, несмотря на то, что по этому вопросу есть приказ т. АЛЕКСНИСА.

Вопрос т. ФЕЙГИНА к т. ЧЕРНОЖУКОВУ — Какой выход бензина «Экстра 100» при вторичной перегонке бакинских бензинов и когда будет выработан Главнефтью бакинский газовый бензин? [231]

Ответ т. ЧЕРНОЖУКОВА — Выход бензина «Экстра 100» из бакинского по данным треста Азнефтезаводы составляет 40%, согласно правительственного постановления бакинский газовый бензин будет выработан Главнефтью в 1938 году.

Тов. ДЕНИСЬЕВ — Отмечает, что Главнефть до сих пор, несмотря на ряд решений Правительства, не обеспечила заводскую выработку 100-октанового моторного топлива по методам, как он вырабатывается в США /изооктан, изопропиловый эфир и проч. Отдельные отечественные методы и направления в переработке по получению высокооктанового моторного топлива /как-то: алкилбензол, авиакрекинг, бензин ингибиторный и гидростаби-лизированный и др./ Главнефтью также не продвигаются, а задерживаются внедрением в производство. По этой причине на сегодняшний день бензин «Экстра 100» является реальным ресурсом моторного топлива для форсированных авиамоторов. ЦИАМу надо отдать справедливость, что он, а не Главнефть или ее институты разработал и выдвинул этот вопрос перед Главнефтью.

Надо потребовать от Главнефти срочного проведения опытного пробега в Баку и провести мероприятия по сортировке качественных нефтей для получения из них высокооктанового топлива.

Тов. ТЕРЕЩЕНКО /ЦИАМ/ — Отмечает, что ему совершенно непонятно, почему НИИ ВВС не хочет провести государственных испытаний бензина «Экстра 100». В НИИ ВВС по этому вопросу есть нездоровая точка зрения.

Тов. КАНТОР — Подтверждает, что основным в деле выработки высокооктановых авиабензинов является сортировка качественных нефтей. Надо приветствовать работу ЦИАМа по «Экстра 100» бензину. Этот бензин надо получать и вырабатывать до тех пор, пока Главнефть не выполнит решения Правительства и до осуществления правильной технической выработки высокооктанового топлива. Надо просить НИИ ВВС РККА провести государственные испытания бензина «Экстра 100», рассматривая его как резервный вид топлива. Главнефть надо обязать провести все потребные опытные и исследовательские работы. [232]

Тов. КУЗНЕЦОВ — Заявляет, зачем проводить гос. испытания бензина «Экстра 100» в НИИ ВВС РККА, когда все заводы ГУАП работают уже на этом бензине. Проведя государственные испытания по бензину «Экстра 100», мы тем самым узаконим его как утвержденный вид топлива и тем самым дезориентируем промышленность, так как в действительности такого топлива не будет.

Тов. САТЮКОВ — Сначала задает выступающим товарищам ряд практических вопросов — Чем обоснована заявка ЦИАМа на 9000 т бензина «Экстра 100»?

Ответ т. ФЕЙГИНА — Я не подсчитывал эту потребность, не знаю, ответить не могу.

Необходима ли вторичная перегонка или можно бензин «Экстра 100» получить прямо с колонны?

Ответ т. Черножукова — Прямо с колонны бензин с концом кипения 110°С получить нельзя.

Нужна вторичная перегонка. Когда можно рассчитывать на массовое получение сортовых бензинов?

Ответ т. Черножукова — Калинский авиабензин можно получить с конца 1937 года.

Сколько можно получить авиабензина из масляной балаханской нефти?

Ответ — До 20000 тонн в год.

Далее т. Сатюков указывает, что начальник Управления просил провести в НИИ ВВС государственные испытания бензина «Экстра 100», выяснить — почему они до сих пор не проводятся. Отработка этого вопроса необходима для того, чтобы правильно решить вопрос, а решать вопрос о выработке «Экстра 100» окончательно будет Правительство при утверждении балансов.

Надо обязать Главнефть срочно провести сортировку качественных нефтей и срочно начать выработку высокооктановых авиабензинов из косчагыльской, малгобекской, масляной балаханской отборной сураханской и др. качественных нефтей.

Тов. САТЮКОВ просит ответа от т. КОМСКОГО — Почему не проводятся гос. испытания бензина «Экстра 100»?

Тов. КОМСКИЙ отвечает, что распоряжения Начальника ВВС РККА и УСГ РККА было дано давно. Было тогда решено провести их совместно с ЦИАМОМ на заводе №24. Сам я был в длительной служебной командировке, представители ЦИАМа по этому вопросу явились в НИИ ВВС только недавно. Я в настоящее время испытываю малгобекский авиабензин, на очереди авиабалаханский бензин, который уже получен НИИ ВВС РККА.

Тов. ФЕЙГИН — Отмечает, что ЦИАМу в его работе по внедрению «Экстра» бензина никто не помогает, а даже задерживают.

ПОСТАНОВИЛИ:

Отметить, что Главнефть в течение 1936 и 1937 гг. сорвала сортировку качественных нефтей для получения из них высокооктановых авиабензинов.

К настоящему времени производится сортировка нефтей калинской, масляной балаханской, отборной сураханской, но нет сортировки бензинов при очистке, почему получить индивидуальные высокооктановые бензины — нельзя.

Вопрос о сроке поставки этих бензинов Главнефтью до сих пор не решен. Тов. Черножукову установить этот срок не позднее 10 сентября.

2. Наиболее правильным путем получения высокооктановых бензинов является сортировка качественных нефтей, в первую очередь для получения авиабензина с октановым числом 95–100 из нефтей малгобекской, калинской, масляной балаханской, косча-гылльской и отборной сураханской.

Кроме того, как указано в Постановлении Правительства, получение высокооктанового авиабензина должно идти за счет химической переработки нефти (изооктан, изопропиловый эфир, алкил-бензол и др.)

3. Предложить Главнефти в планах 1938 года предусмотреть получение высокооктановых бензинов из сортовых качественных нефтей Союза /100–120 т. т/

4. Предложить вторично Н-ку НИИ ВВС провести государственные испытания бензина «Экстра 100», имея в виду основную цель — обеспечение надлежащим топливом отдельных категорий моторов (форсированных). [234]

Одновременно просить Н-ка НИИ ВВС сообщить очередность испытаний этих бензинов до конца года.

5. Поручить Главнефти (г. Черножукову) произвести подсчет возможности получения бензина «Экстра 100» из бакбензинов с головкой 20 и 30% и испытания остаточного лигроина для определения возможности использования его как тракторного топлива. К концу 1937 года доложить Правительству о путях получения 100-октанового топлива и высокооктановых бензинов из отборных качественных нефтей, так и «Экстра» бензина для текущего снабжения УВВС РККА на 1938 год.

6. Просить Начальника 1 Управления НКОП уточнить потребность в высокооктановом бензине на 1938 год, учитывая, что ВВС РККА тоже будут переведены на эти бензины.

7. Просить Начальника УМТС ВВС РККА Комдива Базенкова решить вопрос о необходимости перевода одной из авиабригад на бензин «Экстра 100» в IV кв. с. г.

8. Предложить Главнефти проработать вопрос о перевозках по ж. дороге и длительности складского хранения авиабензина «Экстра 100» и высокооктановых бензинов из индивидуальных нефтей, поставив соответствующие исследовательские работы в своих институтах, установив срок не позднее ) 1/IV-38 г.

Особое мнение Представителя НИИ ВВС т. КОМСКОГО:

Для производства бензина «Экстра 100» ресурсов в Союзе нет. Поэтому проведение гос. испытаний нецелесообразно. Испытания можно провести только на случай использования этого бензина как резервного топлива.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ /Сатюков/
СЕКРЕТАРЬ /Денисьев/



Другие новости и статьи

« Планирование обеспечения горючим Вооруженных Сил СССР на 1941 военный год как пример народнохозяйственного мобилизационного планирования

Сухопутные войска »

Запись создана: Суббота, 6 Июль 2019 в 0:11 и находится в рубриках Аэродромное, Межвоенный период, Служба горючего.

Метки: , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы