25 Март 2019

Классики педагогической мысли о роли чтения книг в духовно-нравственном воспитании

oboznik.ru - Классики педагогической мысли о роли чтения книг  в духовно-нравственном воспитании
#воспитание#история#чтение#письменность#книга#писатель

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Достоевский Ф. М.

Одним из факторов, влияющих на фор мирование, развитие и становление личности, является книга, как художе ственная, так и научно-популярная. Чтение мы рассматриваем как творческий процесс. И в большинстве своем классики педагогической мысли придавали чтению, и именно детскому чтению, исключительное значение для развития всех качеств и способностей чело века – его интеллекта, воли, характера, психики.

Раздумья о книге и чтении великого педагога и ученого 17 века Яна Амоса Коменского “О пользе чтения” позже нашли свое отражение в других книгах и трудах ученых. Его речь “Об искусном пользовании книгами – первейшим инструментом развития природных дарований” была произнесена в большой Патакской школе 28 ноября 1650 года перед началом занятий. Обратимся к источнику и сравним с днем сегодняшним советы, которые были даны педагогом и мыслителем в те далекие времена. “Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья, они охотно беседуют с нами… учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют нам самые далекие от наших глаз вещи…”.

Автор в своей речи говорит об уважении к книгам, о том, какие книги надо читать и о пользе, которую принесет с собой труд, вложенный в чтение. “Во-первых, это будет ослепительный свет разума, во-вторых, ты будешь богат своим собственным, законно полученным достоянием, втретьих, сокровища твои смогут сослужить тебе большую службу..”., “Мало читать книги, их надо читать внимательно, отмечая и выписывая главное”.

Много позже Александр Иванович Герцен также первостепенное значение в воспитании от водит умению работать с книгой, без чего не представляет развития и самооб разования личности: “Талант талантом, а вкус образуется только чтением”. Сыну Александру Герцен внушал: “Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шиллер равняются целому университету”.

В литературном наследии А.И. Герцена боль шое место занимают работы, пронизанные пе дагогическими мыслями и идеями, которые звучат и сегодня. В педагогических идеях Льва Николаевича Толстого чтение рассматривается как способ обучения: чтение механическое и постепенное. “Я заметил, что дети имеют более охоты читать книги из народа, а именно: сказки, пословицы, сборники песен, легенд, стихов, загадок…” И еще: “Плохие книги не только бесполезны, но вредны… Надо стараться прежде всего прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и народов”. Из педагогов 20го века, кто большое значение придавал книге и чтению, выделяются своими суждениями А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. В педагогическом наследии Антона Семеновича Макаренко ясно прослеживается один из главных аспектов формирования и развития личности, ее становления – грамотность и общая культура, что достигается благодаря чте нию, которое А.С. Макаренко стремился сде лать обязательной частью жизни каждого вос питанника. Человека читающего, не мысляще го себя без книги, стремился он воспитать из каждого.

А.С. Макаренко воспитывал в коммунарах качества настоящего читателягражданина, он говорил так: “Наш советский читатель – это человек, который в книге ищет мудрости, знания, идею…” Его волновало, “что воспитанник читает, читает ли газеты, книги, получает ли их сам в библиотеке или читает случайные книги, интересуется ли определенными тема ми или читает все без разбора?” Василий Александрович Сухомлинский – великий педагог современности. Он счи тал, что “одна из самых важных педагогических проблем современной школы – дать ученику жизнь в мире книг”. В.А. Сухомлинский писал: “Я вижу важнейшую задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательность и роскошное общение с мыслью, красотой, вели чием человеческого духа, неисчерпаемый ис точник знаний. Это одна из элементарных закономерностей воспитания: если человек не нашел в школе мира книг, если этот мир не открыл перед ним интеллектуальных радостей бытия, школа ничего ему не дала и он ушел в жизнь с пустой душой.

Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям жизни в мире книг. В начальных классах я читаю своим питомцам самые лучшие книги, которые вошли в золотой фонд человечества и по своему содержанию понятны и доступ ны эмоциональному миру маленьких детей. Я добиваюсь того, чтобы без чтения и перечитывания любимых книг, без уединения с любимой книгой жизнь казалась моим мальчикам и де вочкам мрачной темницей.

Чтобы бесценным и вечным богатством человек считал <…> книгу – все остальное преходяще. Чтение открывает перед ними (детьми – ред.) прежде всего мир собственной души: маленький человек познает ве личие человеческого духа. Проникается чувством уважения к самому себе, ему хочется жить интересной, богатой жизнью в мире культурных ценностей”. В.А. Сухомлинский добивался, чтобы чтение и раздумья над книгой становились интел лектуальной потребностью каждого воспитанника.

Поймите, пишет педагог, что чтение учит ребенка мыслить, мышление становится стиму лом, пробуждает силы разума. “Книга и живая мысль, пробужденная книгой, являются самыми сильными средствами. Любовь к чтению, книге пробуждает силы разума. Воспитать школьника пытливым, вдумчивым читателем – не так просто…” В.А. Сухомлинский указывает в своих рабо тах: важно, чтобы интеллектуальная жизнь ре бенка проходила среди книг. “Читать не только для того, чтобы найти какоето средство от ни чегоделания, а чтобы жить в мире книг”. “Нельзя представить полноценного воспитания, если человек в детском возрасте не узнал на собственном опыте волнующей радости раз мышления над книгой.

Чтение становится могучей воспитательной силой благодаря тому, что, увлекаясь моральной красотой, стремясь подражать, человек начинает думать о себе, оценивать свои действия и поступки, измерять себя определенной мерой моральности. Чтение и раздумья над книгой становятся интеллектуальной потребностью”. “Море книг окружает школьника, много тысяч. Одни из них абсолютно нейтральны – в них нет ничего ни для ума, ни для сердца. Другие – просто вредны. Как требовательно и строго надо отбирать эти книги, как умело указывать юношеству путь к ним”. “Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлин ного умственного труда”.

“Плохое чтение – как грязное окно, через которое ничего не видно”. Подлинное чтение, по Сухомлинскому, – это вдумчивое проникновение в смысл прочитанного, наслаждение художественными ценностями. Оно захватывает ум и сердце – вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе, заставляет всматриваться в слож ность человеческой души, думать над своей судьбой, над будущим. “Учение, овладение знаниями, сидение за книгой – большое благо и счастье”. “Умей не только читать, но и перечитывать.

Чтение – это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли”. В итоге можно подчеркнуть, что в работах, суждениях, во взглядах педагогов все сводится к мнению, что чтение формирует качествараз витого и социально ценного человека. Детское чтение основано на лучших образцах мировой литературы. Читающий лучшие книги приобре тает духовное богатство. Чтение детей – одна из составляющих духовности, интеллекта, культуры народа, нации, общества. Мыслители прошлых веков детскому чтению уделяли большое внимание. Они рассматрива ли книгу и чтение как основную составляющую духовнонравственного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и обра зовании – М.: Педагогика, 1990. – 368 с. – (Педагоги ческая библиотека)

2. Коджасперова Г.М., Коджасперов А.Ю. Педаго гический словарь. – М.: Академия, 2000. – 176 с.

3. Коменский Я.А. Об искусном пользовании кни гами – первейшим инструментом развития природ ных дарований//Школьная библиотека. – 2000. – №5. – с.58 – 62.

4. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. – М.: Просвещение, 1988. – 304 с. – (Библиотека учителя. Педагогические раздумья).

5. Сухомлинский В.А. – М: Издательский дом Шал вы Амонашвили, 1997. – 224 с. – (Антология гуман ной педагогики).

6. Толстой Л.Н. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. 1996. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики)

С.Янина

См. также:

«Без Шекспира ученый не состоится»

Памятка при чтении книг

Чтение - истинное творчество и рецепт счастья

Чтение как источник патриотизма

Чтение о жизни: в поисках аналогий, смысла и новых возможностей

Ключевые слова патриотических ценностей

Понятие «русское человековедение». «Нет – счастья в бездействии»

Другие новости и статьи

« Первопечатник ли Иван Федоров?

Общая характеристика книжного дела в XVII в. »

Запись создана: Понедельник, 25 Март 2019 в 0:12 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки: , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика