12 Сентябрь 2018

Чтение - это искусство и учитель жизни

oboznik.ru - Чтение - это искусство и учитель жизни

oboznik.ru - Чтение - это искусство и учитель жизни

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Достоевский Ф. М.

В очередной раз говоря о книгах и чтении мы напомним о последнем, как об искусстве и коснемся афоризмов, цитат и ярких высказываний по этой теме. Книжные афоризмы собирались во все времена вовсе не для красивого словца, а больше для усиления человеческой мысли. Мудрость времени, облаченная в афоризм представляет собой катализатор мыслей и дел.

Чтение формирует призму восприятия окружающего мира, от которой идут яркие цвета понимания ценностей, а отсюда и свет патриотизма, краски для формирования творческого начала в любой деятельности. Здесь же открывается источник воспитательной силы, благодаря тому, что, читая, увлекаясь моральной красотой, стремясь подражать, человек начинает думать о себе, оценивать свои действия и поступки, измерять себя определенной мерой моральности [4].

Как известно, одно из свойств призмы - преломление света и разложение его на цвета, а смотреть сквозь призму (Большой толково-фразеологический словарь Михельсона) это значит, видеть не настоящее, а воображаемое в иной окраске. Такая способность как раз является одной из основных составляющих прозорливости, о которой мы говорили ранее [2].

Патриотизм это любовь к родине, но и еще и неприятие всего того, что мешает становиться ей лучше, что разносится по полю невидимой брани информационной войны. Это позволяет видеть скрытое сквозь глянцевые лозунги, осознать клевету настоящей жизни и фальсификации истории. Самый простой боеприпас в такой войне - слово. Дальше его мощь увеличивается в фразах, предложениях, целостных текстах приходящих из статей, книг, сети и телевидения. Люди склонны верить словам, но не многие проверяют правдивость источников по причине их складности (рейтинговости), красоты упаковки и вечной нехватки времени. 

В позитивном ключе слово выступает как источник мудрости и истинных ценностей. Мы говорили о том, что патриотизм по-настоящему возможен через национальную самоидентификацию и великое русское слово [1]. И нам нужны авторы слов для создания позитивного ключа, которые подскажут что читать и как читать. Сказано уже не раз, что чтение — это искусство и одно из лучших занятий, позволяющих совершенствоваться. Овладеть этим искусством не так просто. Здесь, как и в любой другой сфере требуется тренировка, особые "творческие штудии" для совершенствования памяти и терпеливости, кропотливости работы с текстом. Начинать же работу можно с выработки простых, но весьма нужных читательских привычек [5].

Кстати, еще сказать, что толк от этой работы выйдет, когда она была проделана с полезной книгой, «которая позволяет читателю ее дополнить и продолжить». Так говорил Вольтер - один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века. 

Изучая повседневность великих людей на протяжении всей истории, можно обнаружить, что большинство из них были библиофилы (библиофили́я — буквально: любовь к книгам), которые безжалостно преследовали идею самообразования на протяжении всей своей жизни.

Если вы хотите хорошо уметь читать, вы должны уметь сосредотачиваться, уметь обращать свое внимание на смысл читаемого текста. Это «золотая компетенция» гениального читателя. Существует много других важных навыков чтения, но на пути к овладению искусством чтения, тренировка умения концентрации своего внимания является неизбежным первым шагом. 

Если во время чтения мысли не сконцентрированы на последнем, то можно смело прекратить это занятие, потому что сознание фактически не воспринимает то, что говорит автор текста, а это значит, что человек уже собственно не читает, а просто теряет время. 

Не стоит просто так смотреть на слова. Независимо от прочитанного текста, после действительно искусного чтения необходимо вобрать в себя истинный смысл прочитанного во всех его нюансах. Чтение следует воспринимать как обратную сторону написания текстов. 

Читать — это значит писать то, о чем говорится и то, что мы слышим. Чтение стоит воспринимать как творческий процесс извлечения смысла из письменного или печатного текста. А не как процесс бессмысленного запоминания. 

Стоит заметить, что иногда мы действительно не слышим, что говорят люди. Или наоборот, люди не слышат нас. Эти утверждения можно применить и к чтению. Весьма распространены случаи, когда мы воспринимаем прочитанное не так, как представлял себе это восприятие автор текста.

Хорошие читатели являются таковыми в зависимости от того, что и как они читают. Соответственно, отсюда мы можем и сделать вывод о том, что из себя представляют плохие читатели. Можно позволить себе сказать так: хороший читатель может перейти в разряд плохих, если его не увлекла по-настоящему читаемая им книга. Читатель из разряда «плохих» становится хорошим, если он проник в книгу всей своей душой.

Общеизвестно, что существует огромный пласт никчемной, некачественной литературы, которая приносит читателям только вред. Они растлевают душу, отдают пошлостью, или коммерческой «заказухой». Это книги с политиканством, изданные в рамках финансирования избирательных кампаний, опусы с ненормативной лексикой, гламурные рассказы о легкой жизни, психологические словословники о «стольки-то способах получения богатства, счастья, и удачи». 

Люди с предпринимательской жилкой отчетливо понимают — чтобы им стать богатыми, надо писать книги «о том, как стать богатыми». Несколько сотен страниц переливания из пустого в порожнее с бесконечностью словесных рассуждений о важности именно этой книги, и открытия автором «новой реальности» говорят о том, что эта книга по своей сути годится только для макулатуры. Но книжные маркетологи пытаются сделать из нее общенациональный бестселлер. 

Хорошее чтение является актом любви к нему, как к процессу, плохое чтение является эгоизмом, который сопровождается неправильным толкованием авторского текста.  Акт хорошего чтения, как таковой, воплощает в себе четкий алгоритм мысленного конструирования прочитанного и правильного его толкования.  Хороший читатель обращает внимание на каждый элемент в текста и никогда не спешит с выводами, соответственно плохой не может обладать таким достоинством. Никогда не стоит стремиться «глотать книги» — это ведет к нервным расстройствам и головным болям. Ошибочно мнение, что в век интернета достаточно найти краткое содержание книги, бегло его изучить, и это будет достаточным для восприятия литературного произведения в целом. Возник злополучный парадокс: в эпоху современных информационных технологий практика чтения у молодого поколения деградирует, а культура чтения не успевает сформироваться [6]. Таким образом, при занятиях чтением интернет надо отключать, как бы не удивительно это звучало.

Только качественная проработка текста и его периодическое перечитывание позволяет раскрыть глубинный, ценностный смысл книги. Чтение «наискосок» статей в интернет-браузере следует исключить из своей практики, как одно из бесполезных и даже вредных занятий. Вредных потому, что они дают лишь отрывки знаний, позволяющих поверхностно «словословить непереваренными мыслями и идеями». Именно поэтому многие дети в наше время становятся злыми или циничными, делая вывод «брать от жизни все» после беглого чтения бульварно-рекламных статеек «практикующих психологов», написанных под заказ для издателей журналов, 80% страниц которых пестрят рекламой. "Ты личность, вот твои права", но не говорится что вокруг него такие же личности, требующие уважения, у которых тоже есть свои права.

Плохой читатель (Плохое чтение – как грязное окно, через которое ничего не видно [4]) сознательно искажает выводы или злоупотребляет ими в своих интересах. Известно, например, что некоторые строки из пьес великого Шекспира цитируются некорректно и имеют неправильное толкование (по причине неправильного обращения к первоисточникам или их отсутствия как таковых). 

Хороший читатель мысленно интерпретирует к тексту свой собственный контекст, в результате чего прочитанное становится правильно понятым. Плохой читатель в свою очередь, либо игнорирует контекст (возможно непреднамеренно) или некорректно изменяет его (возможно, невольно — думая в этот момент, например о себе).

Стоит также заметить, что хороший читатель признает тот факт, что подобная интерпретация не является материалом, накладываемым на авторский текст. Это просто некое читательское творчество, предложенное им, самому себе для лучшего усвоения смысла. Хороший читатель должен ясно видеть свою цель. Мыслящему человеку не стоить терять время на чтение ради того, чтобы развлечься или убить время. Стоит настраивать себя на получение новых знаний, воодушевление, мотивацию к позитивным устремлениям. Современному человеку свойственно расширять чтением свой кругозор и опыт, углублять мировоззрение, мысли и чувства. Именно через чтение он получает новые перспективы  познания себя и окружающего мира.

Для того, чтобы хорошо читать, необходимо научиться игнорировать себя во время осмысления текста (и не спешить с выводами). Следует помнить, что текст не о себе любимом (как бы парадоксально это ни звучало).  Для автора книги (на время знакомства с его произведением) наша задача — быть его единомышленником, быть открытым и гибким для его умозаключений. Критическую оценку можно будет дать только после целостного осмысления, после прочтения книги. Результатом этого станет «усвоение» книги, ее содержание станет составляющей частью личности, ее «строительным материалом», надежность которого зависит от глубины проработки текста. Франц Ка́фка — один из выдающихся немецкоязычных писателей XX века представлял книгу как «топор, которым прорубается лед застывшей души человека». 

Буквально несколько слов о художественной литературе. Ее чтение улучшает понимание социальных отношений в обществе, позволяет понимать то, о чем думают другие люди. Когда мы читаем художественную литературу, части мозга, ответственные за теорию разума «загораются» и заняты особым мыслительным процессом. 

Тексты требуют от нас строить догадки о скрытых мотивах персонажей, выяснять, кто их враги или друзья, отслеживать все социальные взаимодействия между персонажами.  Этот феномен позволяет человеку, активно читающему стать более чутким, развивать творческую составляющую своей души. Новые идеи подарит творческое чтение книг. Они откроют мир своими подробностями, характерами и красотами через призму собственной интерпретации и в итоге целую жизнь - интересную и запоминающуюся [3].

Читайте искусно, дорогие друзья!

———————————————————

Цитаты и афоризмы [7] (наедине с книгой)

Удивительной силой обладают книги большого художника. Ты открываешь их, а они - тебя…

Ч. Айтматов

Кто читает что-нибудь, уже гораздо выше того, кто ничего не читает.

В.Г. Белинский

Книги – одна из немногих истинных радостей!.. Конечно, нам кажется, что многое из прочитанного мы забываем, – но ведь это только так кажется. Прочитанное остается в нас бессознательно, переходит в плоть и кровь, как пища. Нам кажется, что мы многого не знаем, но мы действуем так, как будто знаем – и, право же, этого вполне достаточно! 

Р.Гамерлинг

Чувство отбора, выверенный вкус, столь необходимые каждому художнику, конечно же, нужны и читателю.

И если это не врожденное качество,то вкус можно выработать, развить, поставить, как ставят певцу голос. Такой читатель высшей читательской культуры, как специалист, почти сразу определит, следует ли ему читать ту или иную книгу. Настоящий читатель чаще обнаруживает книгу, близкую именно ему, как человеческой индивидуальности, свою, дорогую, кровную книгу, т.е. написанную как бы для него одного.

К.Я. Ваншенкин.

Одного только я желал бы просить у Бога, это- чтобы у меня сохранилась жажда к чтению, которая служила бы мне подспорьем при различных обстоятельствах жизни, была бы источником счастья и нравственной поддержкой; защитой против всевозможных несчастий и превратностей судьбы.

Гершель

Чтение книг должно иметь целью научение и поучение, т.е. обогащение ума и сердца сокровищами, собранными гением человечества.

А.А. Гинкен.

Книга пробуждает и воспитывает в человеке самые высокие душевные порывы, самые пленительные черты. И мы, читая любимые книги, переживаем заново то, что пережито художником - их творцом. …И разве мы не чувствуем, что после хорошей книги мы становимся лучше, богаче душой, умнее и благороднее?

Ф.В. Гладков

———————————————————

Р.А. ДорофеевВ.В. Головинский, специально для Oboznik.ru

1. Р.А. ДорофеевВ.В. ГоловинскийЧтение как источник патриотизма:[Электронный ресурс] Oboznik.ru// URL: http://www.oboznik.ru/?p=28889 (Дата обращения: 20.05.2014).

2. Р.А. ДорофеевВ.В. ГоловинскийКак прогресс усложняет жизнь:[Электронный ресурс] Oboznik.ru// URL: http://www.oboznik.ru/?p=34092 (Дата обращения: 22.05.2014).

3. Р.А. ДорофеевВ.В. ГоловинскийЧтение - истинное творчество и рецепт счастья:[Электронный ресурс] Oboznik.ru// URL: http://www.oboznik.ru/?p=33476 (Дата обращения: 03.06.2014).

4. C. Янина. Классики педагогической мысли о роли чтения книг в духовно-нравственном воспитании:[Электронный ресурс] Oboznik.ru// URL:http://www.oboznik.ru/?p=34995 (Дата обращения: 03.06.2014).

5. Памятка при чтении книг:[Электронный ресурс] Oboznik.ru// URL:http://www.oboznik.ru/?p=34819 (Дата обращения: 03.06.2014).

6. Е.А. Набиева. Чтение в эпоху информационных технологий:[Электронный ресурс] Oboznik.ru// URL:http://www.oboznik.ru/?p=34943 (Дата обращения: 03.06.2014).

7. Е.С. Лихтенштейн. Слово о книге: Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. М.: Книга, 1981. - 320 с.

Другие новости и статьи

« Как Александр стал Невским

Военнослужащие приступили к ликвидации лесного пожара вблизи полигона Погоново в Воронежской области »

Запись создана: Среда, 12 Сентябрь 2018 в 15:30 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки: , , , , , , , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика