13 Октябрь 2018

Культура чтения как один из факторов духовного воспитания личности

oboznik.ru - Культура чтения как один из факторов духовного воспитания личности

oboznik.ru - Культура чтения как один из факторов духовного воспитания личности

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Достоевский Ф. М.

Читательская деятельность на современном этапе является, во-первых, одной из важнейших форм социализации личности, приобщения ее к социальному опыту человечества, во-вторых средством умственного труда, познания, общения и духовного развития, пронизывающего всю систему непрерывного образования, в-третьих, читательская деятельность превращается в непосредственную производительную силу интеллектуального и духовного развития человека и человечества в целом. Читательская деятельность органично включена в жизнедеятельность человека, представляет собой целесообразный и активный способ отношения к внешнему миру, способ бытия личности, заключающийся в усвоении, преобразовании, использовании материального и духовного опыта человечества, зафиксированного в знаковой форме. Этот способ отношения направлен на удовлетворение идеологических, профессиональных, эстетических и других потребностей социального субъекта.

Культура читательской деятельности тесно связана с культурой речевой деятельности и культурой личности в целом. Культура и язык как компонент культуры не существует изолированно, их создает народ, а не один человек. Эти два понятия – язык и культура – как бы встроены в общий мир, мир культур. Каждая культура и каждый язык обладают своей спецификой, присущей только данному народу.

В целостном педагогическом процессе должно происходить проникновение различных культур с целью обогащения духовного мира студентов всеми достижениями каждого народа. Необходимо качественно пересмотреть содержание образования и посредством культурологического подхода создать такую целостную систему знаний, которая бы позволила создать модель «человек – культура – человечество». Такое видение создает предпосылки создания прогрессивного общества, выводит человека на панорамное восприятие мира и целостный подход. Личность в процессе своего формирования испытывает на себе влияние тех или иных национальных особенностей быта, обычаев и традиций, всего духовного облика своей нации. В. Гумбольдт определял многофункциональность словa, языка следующим образом: «Если бы язык употреблялся только для повседневных нужд жизни исключительно, то слова были бы просто знаками выражаемых намерений и желаний… На место слова тогда тотчас и посредственно становился бы в представлении разговаривающих действительный предмет или действительное действие.

Но такого языка, к счастью, не может быть между людьми, как существами мыслящими и чувствующими… во всех действительных языках, повсюду удерживают свое право на личное воззрение и индивидуальное чувство». Л.Н.Толстой писал, что «язык – орудие мышления» и что «обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как».

Важным показателем интеллекта, нравственности, общей культуры человека является речь. Слова Саади, сказанные еще в XIII веке, и сегодня не потеряли смысл: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал». Личность постоянно чувствует в себе потребность в нравственном совершенствовании. К этому ее подталкивают многочисленные примеры из художественной литературы, кинофильмов, жизни. Эта потребность появляется из гуманности, благожелательности, из готовности человека оказать содействие, помощь, готовности сопереживать, из его желания быть причастным к эмоциональным проявлениям других людей.

Существование человека определена тремя условиями. Во-первых, человек является членом общества в целом; во-вторых, он является членом определенной социальной группы; в-третьих, человек рассматривается на уровне отдельной личности. Каждый из этих этапов определенным образом влияет, обусловливает духовно-нравственное развитие человека. Более того, процесс духовно-нравственного формирования личности определяется социальными условиями, которые создаются определенной социальной группой, общества в целом, потому что именно в них осуществляется жизнь и деятельность человека. Жизненный опыт человека, его внутренний духовный мир, осознание себя как личности, влияние непосредственного окружения на него, постоянное стремление человека к самосовершенствованию и развитию в себе тех или иных духовно-нравственных, морально-этических качеств превращают процесс духовно-нравственного формирования личности важным и неоднозначным. Духовно-нравственную сформированную личность характеризует внутреннее единство морально нравственных принципов, общечеловеческих ценностей, норм общества, в котором он живет, учится и работает. Такая личность имеет свои четкие убеждения, которым всегда следует, в то же время она всегда готова к восприятию и самосовершенствованию.

Человек впитывает в себя национальные формы духовной и материальной культуры с детства. Сочувствие к сопереживанию, к отождествлению себя с другим человеком вырабатывается с детства. Это может обеспечить высокий уровень соединения в человеке эмоциональных и нравственных качеств, эмпатии, т.е. «слияния того и другого в одинаковом переживании ценностей, взаимопонимание через взаимоуподобление. Это.. один из самых проникновенных механизмов (видов) общения, свойственный таким высшим формам, как дружба и любовь» Именно поэтому на пути к развитому демократическому государству правительство берет курс на возрождение духовно-нравственных ценностей.

Стремление к счастью (под ним сегодня многими понимается материальное благосостояние) к благополучию, достигаемому через реализацию своих возможностей, уверенность в человеческой самодостаточности достаточно оригинально сочетаются с неверием в мир духовных ценностей. Однако время показало, что никогда материальное благополучие не заменяет непреходящих ценностей, таких, как общение, познание. Воспитание общечеловеческих качеств осуществляется в процессе чтения художественной и иной познавательной литературы, которая способствует развитию и формированию духовно-нравственной культуры личности студента.

На современном этапе развития общества наблюдается дисбаланс между духовно-нравственной культурой, выраженной в установленных нормах и идеалах, и реальной культурой молодежи. Если раньше воспитание культуры осуществлялось на примерах героев произведении и трудовых будней, то в настоящий момент этот дефицит можно восполнить только привитием навыков культуры чтения путем проведения тематических диспутов, дебатов, конференций, а на занятиях – с использованием интерактивных методов обучения.

Язык как историко-культурный феномен свидетельствует об уровне власти человека над природой, степени его духовности, культурности. Выступая величайшим памятником национальной культуры, он отражает историю народа, его социальное и духовное развитие. Язык приравнивается ко всякой другой культурной форме, ведь в нем проявляется специфическая творческая деятельность народа. Фиксируя результаты познавательной деятельности человека, язык предоставляет возможность обмена мыслями, передачу духовно-нравственных ценностей, знаний от одного поколения другому. Он обеспечивает осуществление духовной преемственности между различными эпохами. «Для понимания самого себя у человека нет иных средств, кроме тех понятий, которые создаются совокупной культурой той или иной эпохи, ибо нельзя понять самого себя вне тех или иных представлений о душе и теле, вне представлений о справедливости, истине, добре, зле, чести, гордости, благородства, красоте, о свободе и ответственности, о достойном человека образе жизни и т.п.

Безусловно трудно дать емкое и в то же время краткое определение такому сложному и многомерному явлению, как культура чтения. Более правомерно рассматривает культура чтение в рамках общего определения культуры, которое дается как «совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества» [4]. Более краткое определение культуры дается в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова как «совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении».

И действительно культура чтения прежде всего как духовная ценность создается человечеством в процессе практики, характеризуя исторически достигнутую ступень в развитии общества. Когда мы говорим «культура чтения», «читательская культура», то должны иметь в виду культуру определенного вида деятельности. В более широком понимании, культура чтения – совокупность достижений в сфере читательского развития конкретного общества в соответствии с определенным этапом его социальноисторического развития.

Литература

1. Воспитание культуры чтения: методические рекомендации. – М., 1971. – 21 с.

2. Дулов, А.И. Воспитание учащихся в процессе обучения: сб. статей Иркутского государственно педагогического института / А.И. Дулов. – Иркутск, 1982. – 139 с.

3. Смородинская, М.Д. О культуре чтения. Что нужно знать каждому / М.Д. Смородинская. – М.: Книга, 1984. – 88 с.

4. Смородинская, М.Д. Чтение юношества / М.Д. Смородинская. – М., 1976. – 141 с

Г.А. Омарова

См. также:

1. Р.А. ДорофеевВ.В. ГоловинскийЧтение как источник патриотизма:

2. Р.А. ДорофеевВ.В. ГоловинскийКак прогресс усложняет жизнь

3. Р.А. ДорофеевВ.В. ГоловинскийЧтение - истинное творчество и рецепт счастья

4. C. Янина. Классики педагогической мысли о роли чтения книг в духовно-нравственном воспитании

5. Р.А. ДорофеевВ.В. Головинский.Чтение - это искусство и учитель жизни

Другие новости и статьи

« С генералом «Морозом» можно бороться

Проблемы определения понятия идеологемы в средствах массовой информации »

Запись создана: Суббота, 13 Октябрь 2018 в 13:26 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика