Военная катастрофа 22 июня 1941 года: жизнь разделилась на «до» и «после»
22 июня в истории нашей Родины навсегда будет отмечен черным цветом, воплощающим страшную дату истории [1]. День безусловной трагедии и день народного подвига [2]. День, когда началась самая страшная и самая масштабная в истории человечества война. Для советских людей она привела к невиданным лишениям и жертвам, никогда прежде ни одним народом не испытанным, к высокой степени напряжения сил и самопожертвования, ни в одну из известных формул вооружённого противостояния не вмещающиеся [6]. Советский Союз потерял по разным оценкам от 27 (официальная) до 46 миллионов человек, из них свыше 10 миллионов – на полях сражений. Около 18 миллионов советских солдат и командиров получили ранения или заболели при исполнении служебных обязанностей, многие из них потеряли трудоспособность, стали инвалидами.
Около 6 миллионов советских людей оказались в фашистском плену, 4 млн. из них погибли. Во вражеском тылу погибло почти 4 миллиона партизан и подпольщиков. В результате всех этих потерь резко сократилась численность трудоспособного населения страны. Горе безвозвратных потерь посетило почти каждую советскую семью. Война оставила миллионы сирот, вдов, инвалидов [10].
Германия начала разработку плана войны против СССР в августе-сентябре 1940 г. и венцов этих трудов стала Директива № 21, известная как план "Барбаросса". Под грифом «Совершенно секретно» документ был зарегистрирован в Верховном главнокомандовании вооруженных сил Германии под номером 33408/40 и имел только девять экземпляров. Условное наименование плана войны Германии и СССР («Barbarossa Fall») родилось в умах германских генералов не просто так. Оно отталкивалось от имени императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы, и тем самым должно было содержать некий мистический смысл новой кампании [4].
К июню 1941 г., перед вторжением в Советский Союз, у его границ сосредоточилась чрезвычайно мощная, современная и весьма опытная германская армия. Она представляла собой грозную силу: армию, лучше управляемую, обладающую высокими боевыми качествами, моторизованную, с сильным наступательным духом и самостоятельностью ее бойцов [7].
В первом эшелоне Германия успела развернуть против СССР к 22 июня 77% пехотных дивизий, 90% танковых, 94% моторизованных дивизий и 100% аваиасоединений, оставив в резерве до 12% имевшихся сил и средств, выделенных для проведения операции "Барбаросса". Напротив, в группировке советских войск в первый эшелон к 22 июня успели развернуться только 43% дивизий. Еще 25% входило в состав вторых эшелонов округов (фронтов) и 32% еще находились в в подчинении Главного Командования (находясь в пути или еще в местах постоянной дислокации во внутренних округах). Таким образом, у сил вторжения был существенный численный перевес над частями и соединениями Красной Армии, которые могли вступить с ними в бой в первый день войны. [1].
Тогда, 73 года назад, в июне 1941 года ощущение приближения войны буквально пронизывало и гражданских, и военных. Но все же своим чередом, шла еще мирная жизнь. Ночь на 22 июня обещала быть тихой, только вот закат был какой-то необычный. Впереди был рассвет, который не забудется никогда и самый длинный день в году… Пока на западной границе немецкие солдаты завершали приготовления к нападению, большинство советских людей, не подозревая, что завтра жизнь разделится на "до" и "после", спокойно проводили субботний вечер. На территории бывшего СССР нет человека, родившегося до 1930 г., который бы на вопрос "Что вы делали в субботу 21 июня 1941 года", ответил бы "Не помню". Слишком велика та пропасть, в которую обрушилась жизнь людей на следующий день, чтобы так просто взять и забыть… [1].
За неделю до трагедии, 14 июня 1941 года было опубликовано сообщение ТАСС, в котором опровергалось, что немцы собираются на нас напасть. Это было своего рода приглашение руководства Германии к переговорам. В ответ - гробовое молчание, а по сути, сигнал для начала развертывания войск. Многие это понимали. В Красной армии с середины июня были отменены отпуска личному составу. Самым важным мероприятием середины июня 1941 г. стало начало выдвижения войск внутренних округов на рубеж Западной Двины и Днепра. Воинские подразделения перебрасывались на запад, эшелоны шли скрытно, платформы были забиты фанерой - изображали переброску техники для посевной компании.
В тоже время, Красная армия была не подготовлена к войне морально, совершенно очевидно, что для этого требовалось время. Первый удар немецких войск приняло мужское население СССР 1919-1922 г.г. рождения и в их сознании не было сформировано отчетливо видимого образа врага. А солдатам вермахта в отличие от них имели четкий приказ о превращении России в руины и ведении борьбы с особой жестокостью! Благодаря этому, немцам в первые дни войны удалось ошеломить нашу армию. Кроме того, в стране не были подготовлены теоретические основы управления государством в кризисной ситуации. Проблем было немало. Многие послевоенные десятилетия идут споры о том, кто несет основную ответственность за трагическое начало войны [3]. Cуществует множество версий причин успеха фашистского блицкрига против СССР на первом этапе войны [5]. Бывали случаи, когда от огневых налетов немцев уже лежали убитые и раненые, а командир по телефону спрашивал штаб - открывать ему огонь или не открывать. Такой был страх провокации и боязнь принимать собственное решение.
Ситуацию осложнила волна репрессий, которая привела к значительным изменениям в командном составе. Среднее и старшее звено в нем пополнилось в основном из среды младших командных кадров, не успевших приобрести ни достаточного военного опыта, ни соответствующих навыков.
И все же, ситуация была не такой катастрофичной, какой пытаются ее представить люди, увлекающиеся фальсификацией истории. Первый советский город был отбит у немцев уже на второй день войны! Тогда диктор Левитан, зачитывая сводку Совинформбюро, с плохо скрываемой радостью сообщил: - Двадцать третьего июня стремительным контрударом наши войска вновь овладели Перемышлем [11].
Брестская крепость стала символом июня 1941 г. Против немногочисленного брестского гарнизона гитлеровское командование бросило 45-ю пехотную дивизию, имевшую в своем составе девять легких и три тяжелые артиллерийские батареи и усиленную 27-м артиллерийским полком, девятью 600 мм мортирами и тяжелыми минометами. [9]. В боевом отчете одного из подразделений страшный удар противника был описан следующим образом: "в 4 часа утра 22 июня был открыт ураганный огонь по казармам, по выходам из казарм в центральной части крепости, по мостам и входным воротам и домам начальствующего состава. Все, что находилось вне прочных казематов крепости, было сметено огнем. Однако когда первый шок прошел, надежды немцев на быстрый захват крепости рассыпались как карточный домик".
Можно много перечислять подвиги и имена отдельных защитников Брестской крепости. Они – бессмертны. Захватив раненых, гитлеровцы пустили их впереди себя в качестве живого щита. “Стреляйте, не жалейте нас!” — кричали советские патриоты. Одно то, что враг использовал танки, огнеметы, химическое оружие, штурмовые орудия уже говорит о многом. Но он на этом не остановился. Несколько раз бочки с горючей смесью сбрасывались с самолетов и скатывались с валов и поджигались, превращая остатки крепости в огненный ад. Без снабжения, медикаментов, еды, питья и боеприпасов смертельно раненые бойцы вновь и вновь находили в себе силы принять бой, чтобы умирая унести с собой еще одну жизнь врага. Много раз цитировались надписи, оставленные героическими защитниками: “Умираю, но не сдаюсь” и другие. Они погибли все, но враг победным маршем не прошел. Блицкриг сорвался [8].
22 июня 1941 года не был самым кровавым днем в истории Великой отечественной войны. Ошибочно считать, что добившиеся стратегической внезапности нападения немцы сразу же уничтожили крупные силы Красной Армии. В первый день войны еще не произошло крупных окружений. 22 июня был еще только заложен фундамент будущих катастроф [1].
Р.А. Дорофеев, В.В. Головинский, специально для Oboznik.ru
1. Драбкин А.В., Исаев А.В. 22 июня. Черный день календаря. - М.: Яуза, Эксмо, 2008. - 384 с.
2. 22 июня – это День Подвига:[Электронный ресурс] Oboznik.ru// URL: http://www.oboznik.ru/?p=8902 (Дата обращения: 21.06.2014).
3. 22 июня 1941 года: кто виноват?:[Электронный ресурс] Oboznik.ru// URL: http://www.oboznik.ru/?p=8868 (Дата обращения: 21.06.2014).
4. План «Барбаросса»:[Электронный ресурс] Oboznik.ru// URL: http://www.oboznik.ru/?p=23382 (Дата обращения: 22.06.2014).
5. 22 июня 1941 года: новая версия:[Электронный ресурс] Oboznik.ru// URL: http://www.oboznik.ru/?p=25525 (Дата обращения: 22.06.2014).
6. Рассвет, который не забывается:[Электронный ресурс] Oboznik.ru// URL:http://www.oboznik.ru/?p=35273 (Дата обращения: 22.06.2014).
7. 22 июня 1941 года: начало конца:[Электронный ресурс] Oboznik.ru// URL:http://www.oboznik.ru/?p=23559 (Дата обращения: 22.06.2014).
8. Брестская крепость - герой:[Электронный ресурс] Oboznik.ru// URL:http://www.oboznik.ru/?p=6204 (Дата обращения: 22.06.2014).
9. Предсмертные письма солдат:[Электронный ресурс] Oboznik.ru// URL:http://www.oboznik.ru/?p=5416 (Дата обращения: 22.06.2014).
10. Памяти павших будьте достойны!:[Электронный ресурс] Oboznik.ru// URL:http://www.oboznik.ru/?p=16315 (Дата обращения: 22.06.2014).
11. Забытые победы июня 1941-го:[Электронный ресурс] Oboznik.ru// URL:http://www.oboznik.ru/?p=26136 (Дата обращения: 22.06.2014).
Другие новости и статьи
« 22 июня 1941 года: новая версия
Запись создана: Среда, 21 Июнь 2023 в 0:03 и находится в рубриках Вторая мировая война, Новости.
метки: 1941, 22 июня, В.В. Головинский, Р.А. Дорофеев, СССР, война, армия, отечество, родина
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика