Кризис продовольственного обеспечения русской армии в 1917 году



Кризис продовольственного обеспечения русской армии в 1917 году

oboznik.ru - Кризис продовольственного обеспечения русской армии в 1917 году

oboznik.ru - Кризис продовольственного обеспечения русской армии в 1917 году

Для русской армии, как и для всей Российской Империи конец Первой мировой войны оказался трагический. Неудачи на фронте в 1915 году, снижение уровня производства и сельского хозяйства, транспортные проблемы, нехватка рабочих рук в крестьянских хозяйствах привел общему кризису в стране. Вспыхнувшие в начале 1917 г. в Петрограде беспорядки, с которых началась революция, предшествовали продовольственными затруднениями.

В течение первого же месяца революции генералу М.В. Алексееву, вступившему в должность Верховного главнокомандующего, пришлось уменьшить размеры продовольственных дач в тылу. Его телеграмма № 2719 от 20 марта, является очень характерным документом. Из конца этой телеграммы можно увидеть, что поддержка Временного правительства не обеспечивает еще исполнения распоряжений Верховного главнокомандующего и ему приходится искать таковую в Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов.

Создавшаяся с начала революции ситуация только увеличивала хаос в продовольственном деле. Продовольственная кампания в течение марта - июня 1917 г. дала 40% невыполнения продовольственных заготовок, июль дал уже 70%, а август — 60–90%.

В начале августа 1917 года на заседании Исполнительного комитета совета солдатских и рабочих депутатов министр продовольствия говорил об общем экономическом положении государства. Было отмечено, что в мае это положение было очень плохим. Армия имела продовольствия всего на несколько дней. В Москве одно время было муки всего на один день; в Петрограде положение было лишь немного лучше. К августу запасы армии измерялись от 20 до 45 дней, Петроград имел их на 20 дней, Москва — на 14.

Главное затруднение в обеспечении продовольствием происходит от дезорганизации, царящей на железных дорогах, которая к осени грозит катастрофой. Продовольствие Северной России не могло базироваться лишь на железнодорожном транспорте. Для подвоза должны быть использованы водные пути. Но железнодорожные перевозки до Волги, по которой можно вести грузы дальше на север на баржах с тем, чтобы затем опять развозить по железным дорогам, невыполнимы. Грузчики требовали чрезмерной платы, не соглашаясь работать даже по 8 часов в день.

Обеспечение продовольствие страны, в целом, и армии, в частности, зависело от урожая на помещичьих землях, который легко было собрать. Но помещичьи посевы уменьшились вследствие препятствий, чинимых крестьянами. Крестьянские массы были недовольны низкими заработками. Требования сводились к уплате за сельскохозяйственные работы от четверти до трети урожая. Тем самым большая часть урожая помещичьих земель будет растаскана по избам и сбор его станет для правительства невозможным. Росло не просто недовольство, начались возмущения в сельской местности, сопровождающиеся погромами помещичьих усадеб. Крестьянство делало все возможное, чтобы задержать у себя зерно в надежде на повышение цен.

В некоторых губерниях крестьяне отказываются отдавать свое зерно иначе, как в обмен на мануфактуру. В сложившейся обстановке мануфактуру достать в России было нельзя нигде. Ограничения в тоннаже препятствовал ее ввозу. В провинции власть стала переходить к местным комитетам. Из 600 вагонов тканей отправленных для обмена на Кавказ. 400 было «арестовано» в Таганроге, и местные комитеты потребовали распределения содержимого на месте.

Возникли проблемы с производством сахара, так как крестьяне силой захватили часть свекловичных хозяйств. Вдоль железных дорог отсутствовали правительственные склады, и продукты должны были отправляться немедленно после их подвоза. Доставка до железных дорог представляла целую проблему. Моторизированного транспорта не было, а лошади были реквизированы для нужд армии.

Практически в наиболее хлебных районах железных дорог мало, а простые дороги непроходимы весной и осенью. Генерал Нокс, представитель английской военной миссии, докладывал своему правительству в августе 1917 года, что все «…перевозочные средства, находящиеся в распоряжении крестьян, заняты жатвенной работой, и никакое зерно к железным дорогам не подвозится. Лошадиный транспорт так ограничен, что зерно не может доставляться с больших расстояний. Отсюда вытекает, что армия и городское население России должны базироваться на узкой полосе земли, примерно в 15 миль по каждую сторону от железной дороги».

«Урожай 1917 г. не очень хорош – следует далее из доклада генерала Нокса. Количество ржи нормально. Пшеница хороша на Северном Кавказе и в Западной Сибири, но, к сожалению, только посредственна в волжских губерниях, откуда ее легко можно перевозить. Овес и ячмень — плохи.

Задача, которая стоит теперь перед Министерством продовольствия, заключается в перевозке водными путями зерна с Северного Кавказа на Верхнюю Волгу до остановки речного транспорта. Тоннаж Волжского флота — 4,5 миллиона — достаточен, но последняя баржа должна покинуть нижнее течение реки не позже 23 сентября, так что времени осталось мало и эгоистическая лень грузчиков, о которой упоминалось уже выше, может сыграть решающую роль. В конце будущего месяца можно будет судить об усилиях, потребующихся этой зимой от русских железных дорог».

По данным интендантского управления армии до ноября 1916 г. запасы продовольствия на фронтах были заготовлены на два месяца. Однако к февралю 1917 года они были сокращены до размеров запасов на несколько дней. По данным помощника министра продовольствия к лету 1917 г. на фронте имелись запасы продовольствия всего лишь на 20–30 дней. В Москве и Петрограде запасов на 20 дней против 45 дней в августе 1916 г.

Для решения транспортных проблем и облегчения снабжения армии Россия была разделена на Восточную и Западную области. Граница между ними проходит по линии Петроград — Одесса. Передаточными станциями являются: Петроград, Бологое, Ржев, Смоленск, Брянск, Гомель, Киев, Знаменка, Николаев и Одесса. Каждые несколько месяцев на совещании в Ставке определялось число вагонов каждого рода снабжения, которое требуется от восточной области для каждого из фронтов.

Ежедневная потребность в продовольствии на июль 1917 г. была определена в следующих размерах:

Северный фронт - 561 вагон;
Западный фронт - 589 вагонов;
Юго-Западный фронт - 355 вагонов;
Румынский фронт – 102 вагона.

В зимний период задача доставки продовольствия усложнялась из-за увеличения количества вагонов, требуемых для перевозки фуража. В среднем требовалось около 800 вагонов в день для доставки сена и 400 вагонов для овса и ячменя. Потребное количество вагонов для фуража в феврале равнялось:

Северный фронт – 660;
Западный фронт – 893;
Юго-Западный и Румынский фронты – 687.

В марте 1917 г. Ставка потребовала выделения от Восточной области 51612 вагонов для погрузки продовольствия и фуража, но из-за недоставки продуктов к головным станциям погружено было только 32 448 вагонов. Осталось не загруженными и не отправленнными 37,1% от требуемого числа. В апреле положение ухудшилось. Из 45 900 потребных вагонов только 12 821 было погружено. Не загружено - 72%. В первой половине мая и в июне не загруженных вагонов было - 21%.

Попытка  стабилизировать ситуацию в столицах и стране в целом была организована генералом Л.Г. Корниловым. Однако в сентябре месяце, после неудачи его «выступления» развал армии и страны пошел быстрым темпом. Для армии приближалась продовольственная катастрофа. В начале октября 1917 г. в Ставке главный полевой интендант дал цифровые данные о степени обеспечения Русской армии продовольствием.

Наличие на фронтах главных видов продовольствия по состоянию на 10/23 октября 1917 г.
oboznik.ru - Кризис продовольственного обеспечения русской армии в 1917 году

Главный полевой интендант не мог рассчитывать на дальнейшее регулярное пополнение запасов продовольствия и фуража. Большинство продуктов заканчивается в войсках и тылах фронтов. Возникла вероятность выступления солдатских масс и голодных бунтов. На заседании министров Временного правительства министр продовольствия категорически заявил, что снабжать продовольствием возможно только 6 миллионов человек. На довольствии находились в это время 12 миллионов человек.

Министр путей сообщения столь же категорично заявил, что если с интендантского пайка будут сняты 1 миллион 200 тысяч железнодорожных служащих и их семейств, то железнодорожный транспорт сейчас же остановится. Таким образом, требовалось немедленное сокращение армии, достигавшей в это время вместе с запасными войсками во внутренних округах десяти с лишком миллионов, более чем на 5 миллионов человек. Подобное требование, по существу дела, являлось демобилизацией. Однако таких мер проведено не было, произошло свержение Временного правительства, началась Великая Октябрьская революция.

См. также:
1. Трудности интендантского обеспечения русских войск в Первую Мировую войну
2. Продовольственное обеспечение русской армии в Первую Мировую войну: довольствие хлебом и мясом
3. Обеспечение русской армии продовольствием в Первую Мировую войну: поставки продуктов питания и фуража
4. Меры, принимаемые властями Российской Империи, по решению проблем продовольственного обеспечения армии и флота в 1914-1916 годах

См. далее:
6. Вещевое обеспечение русской армии в годы Первой мировой войны

Литература:
1. Головин Н.Н. Военные усилия России в Мировой войне
2. Керсновский А.А. История русской армии
3. Русский военно-исторический словарь. В. Краснов, В. Дайнес
4. Материалы открытых Интернет-ресурсов

В. Головинский, Р. Дорофеев, oboznik.ru



Другие новости и статьи

« Суд приступит к слушаниям по делу экс-чиновницы Минобороны Васильевой

Поправки о подготовке на военных кафедрах ВУЗов »

Запись создана: Вторник, 1 Июль 2014 в 18:28 и находится в рубриках Первая мировая война, Продовольственное, Транспорт.

Метки: , , , , , , , , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы